Занятие на тему «Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

(с детьми 4 лет)

Цель: познакомить детей со стихотворением В. Маяковского, рассмотреть с ними иллюстрации Ю. Д. Коровина; воспитывать кри­тическое отношение к плохим поступкам.

Материал: книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» с иллюстрациями Ю. Д. Коровина.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть книгу, называет ее автора. Затем называет имя и фамилию художника, который на­рисовал иллюстрации (Ювеналий Дмитриевич Коровин).

Педагог читает текст и показывает иллюстрации. После прочте­ния задает детям вопросы:

— Каких детей больше — хороших или плохих — нарисовал
художник в книге? Почему?

— Какими средствами художник дал нам понять, что не хочет
помещать в книгу плохого ребенка? Каким художник изобразил
грязнулю и с помощью каких изобразительных средств показал,
кто из него вырастет?

Воспитатель просит назвать книгу, фамилии автора и художни­ка. Еще раз просматривает с детьми иллюстрации.

Занятие рисованием на тему «Майская песенка» В. Маяковского

(с детьми 5 лет)

Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от первомайской демонстрации;, продолжать знакомить с иллюстра­циями Ю. Д. Коровина к книге В. Маяковского «Детям».

Материал: книга В. Маяковского «Детям» с иллюстрациями Ю. Д. Коровина; краски гуашь, кисти, подставки, тряпочки.

Ход занятия

Воспитатель просит детей вспомнить, что они видели на Перво­майском празднике. Предлагает послушать стихотворение В. Мая­ковского «Майская песенка» и посмотреть иллюстрации художника Ю. Д.. Коровина.

Воспитатель задает детям следующие вопросы:

— Понравилось ли вам стихотворение? Понравились ли ри­сунки?

— Как фамилия художника, который нарисовал эти рисунки?

— Опишите колорит рисунков и назовите краску, которую ис­
пользовал художник для их создания (акварель).

— - Какого цвета флаги, транспаранты, шары в руках у людей?
Далее педагог предлагает детям самим нарисовать Первомай­
ский праздник.

Литература

Ганкина Э. 3.Русские художники детской книги.— М., 1963. Ганкина Э. 3.Художники в современной детской книге.— М., 1977. Коровин Ю. Д.Трудно сделать хорошую книгу // Детская литература.— 1968.—№ 9.

Морозко.— М., 1988.

ПОКАЖИТЕ ДЕТЯМ СКАЗКУ

Книжную графику для детей трудно представить себе без работ Владимира Михайловича Конашевича. Заслуженный деятель ис­кусств РСФСР, доктор искусствоведения — так оценило его твор­чество государство. На опыт В. М. Конашевича как детского худож­ника опираются сейчас молодые, его принципы создания иллюстра­ций используют в своих работах многие начинающие художники.

Творчеству В. М. Конашевича посвящены многие монографии. Вот что, например, пишет о нем искусствовед Э. 3. Ганкина: «Кона-шевич — замечательный мастер дошкольной книги. Его искусство искрится, сверкает и радует, как само детство. Он понимает, что четырех-шести-семилетний возраст — это чудесная пора открытий, что это время величайшей жадности формирующегося сознания, время увлекательных игр, время беззаботного и беззлобного смеха, время любви к радующим детский глаз ярким краскам, цветам, лоскуткам, к миру игрушек... Конашевич — умный воспитатель ребенка. Он учит его, но может и пускаться с ним в пляс, отвечать на вопросы и играть с ним» (Русские художники детской книги.— М., 1963.— С. 98). Здесь же Э. 3. Ганкина говорит о воспитатель­ном значении творчества В. М. Конашевича: «... они (книги) не только воспитывают умственные способности, воображение или чув­ство юмора ребенка — они воспитывают в нем эстетическое чувство, художественный вкус» (Там же.— С. 99).

Хочется еще вспомнить слова К- Чуковского, сказанные им В. М. Конашевичу после издания сборника «Чудо-дерево». Писа­тель отметил, что рисунки так поэтичны, нарядны, сделаны такой уверенной, сильной рукой большого (к тому же очень простосердеч­ного) мастера, что ему стало неловко перед художником за не­совершенство своего текста. Рисунки, по мнению К. Чуковского, придали сказкам такие качества, которых «сказки сами по себе не имеют».

Корней Иванович Чуковский и Владимир Михайлович Конаше­вич были большими друзьями. Их сближала совместная работа над книгами. Читая письма этих людей друг другу, невольно проника­ешься мыслью: до чего же они похожи!

По программе детского сада дошкольников знакомят с творчест­вом В. М. Конашевича только в подготовительной к школе группе. Однако мы начали эту работу еще во второй младшей группе. Дело в том, что многие произведения художественной литературы, ко­торые детям читают во второй младшей, средней и старшей группах, издавались с иллюстрациями В. Конашевича.

Во второй младшей группе это сказки К- Чуковского «Путани­ца» и «Мойдодыр». В средней группе — сказки К- Чуковского «Ай­болит и воробей», «Муха-Цокотуха», С. Маршака «Вот какой рассеянный», Ш. Перро «Красная шапочка», русские народные сказки «Гуси-лебеди» и «Привередница» (в обработке В. Даля). В старшей группе — сказки К- Чуковского «Телефон», «Айболит» и

«Тараканище», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», английская песенка «Котята». В подготовительной к школе группе детей знакомят с творчеством художника на иллюстрациях к сказкам С. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», X. К. Андерсена «Дюймовочка», А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». (Мы ду­маем, что этот перечень должен помочь воспитателям, так как мно­гие, возможно, не знают, что В. М. Конашевич иллюстрировал все перечисленные выше произведения.)

Как только открываешь первую страницу книги, иллюстри­рованной Конашевичем, возникает ощущение, что ты присутствуешь при начале представления кукольного театра. Возникает тот же, что и в театре, «эффект присутствия».

Манера рисования В. М. Конашевича совершенно отличается от манеры других известных художников-иллюстраторов. Свои рисун­ки он выполняет на белом листе бумаги. Композицию строит без пейзажей. Его рисунки отличаются яркостью красок. Но цветовая гамма ограничивается 3—4 цветами. Многоцветность создается за счет использования множества оттенков.

В. М. Конашевич в основном работал акварелью и черной тушью, пером. Нанося тонкую, подвижную, как бы вздрагивающую линию, он таким образом обозначал контуры предметов, силуэты людей.

Для всех рисунков Конашевича характерна декоративность. Де­коративность у него сказочная, хотя, как говорил сам художник, построена на реалистической основе. Его цветы, узоры можно было бы назвать аляповатыми, но когда стараешься представить себе что-то другое вместо, например, роскошных роз из книги «Му­ха-Цокотуха», то кажется, что при этом уходит и очарование сказки.

Рассматривая книги, оформленные В. М. Конашевичем, мы об­ратили внимание на то, что иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина выполнены «серьезнее», сдержаннее. Это говорит об особом отно­шении художника к пушкинским произведениям. Все иллюстрации точно передают настроение сказок. Но даже здесь художник пока­зывает свой веселый нрав. Манера изображения старика и старухи, сватьи бабы Бабарихи очень похожа на карикатурную.

Но что нас покоряет в иллюстрациях Конашевича, так это десятки мелких подробностей, сопровождающих каждую строчку текста. Вот где в полной мере проявились творческая выдумка, воображение художника! И все детали выполнены так тщательно, с такой любовью!

Подолгу можно рассматривать книгу К. Чуковского «Муха-Цокотуха». «Приходите, тараканы. Я вас чаем угощу!» — всего две строчки, а у Конашевича... Летит Стрекоза, сразу видно, что женщина в возрасте: на голове — чепчик, в лапках — ридикюль. Кузнечик, не смотрите, что старый и хромой, тоже в гости идет. Спешат бабочки-красавицы, бегут маленькие букашки. А вот Жук — мужчина в годах, важный, степенный, в шляпе. Он запирает дверь, а сам смотрит, как бы не прийти на именины позже всех! Как бы без места не остаться!

Особенно трогает то, как художник изобразил семью насекомых. Бабушка вяжет и внимательно прислушивается, что там говорится об именинах. Взрослый Жук смотрит и думает: стоит ли идти к Мухе в гости? Он не спешит. А маленький Жучок лапками жести­кулирует. Мол, чего же здесь думать, пошли! Дома сидеть ему никак не хочется! Вот какую сказку в картинках к той, что написал Чуковский, показал нам Конашевич.

Приступив к ознакомлению детей с творчеством художника, мы стали внимательно наблюдать за ними. Как дошкольники рассмат­ривают книгу? О чем говорят?

Мы заметили, что дети намного эмоциональнее воспринимают иллюстрации, чем мы, взрослые. Жестикулируют, смеются, грустят и даже могут становиться по-взрослому серьезными.

Наши наблюдения показали также, что в зависимости от возраста дети воспринимают иллюстрации В. М. Конашевича по-разному. Маленький ребенок видит в рисунках отображение реаль­но существующего мира («Дедушка Конашевич подсмотрел все это, а потом нарисовал»), и у него появляется желание самому больше видеть, замечать в окружающем, т. е. рисунки будят наблюдатель­ность, любознательность малыша. Ребенок старшего дошкольного возраста понимает, что все, что изображено на иллюстрации,— выдумка. Работы Конашевича привлекают его своей фантастич­ностью, игровым началом. Девочкам нравится воображать себя то бабочками-красавицами, то куколками, и они распределяют между собой эти увлекательные роли. Мальчиков больше привлекают поступки героев («А я бы с ним начал сражаться...»; «А я бы его поборол...»).

Нельзя в связи с этим не сказать, что когда детское воспри­ятие дополняется чутким, умелым руководством со стороны педа­гога, его жизненным опытом и знаниями, то мир иллюстраций открывается перед детьми еще полнее и глубже. Тут же еще раз хочется подчеркнуть, что с творчеством В. М. Конашевича детей следует знакомить еще в младших группах. Дети только выиграют от того, что перед ними раньше откроется щедрый и красочный, полный волшебной красоты мир сказки, созданный художником.

Перед тем как начать непосредственную работу с детьми, мы изучили разделы программы «Развитие речи», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальное вос­питание». Затем составили примерный перечень занятий, который приводится ниже.

Примерный перечень занятий для подготовительной к школе группы

I квартал

Развитие речи.Ознакомление створчеством В. М. Конашевича.

Изобразительная деятельность.Рисование на тему «Сказочные цветы» (по иллюстрациям В. М. Конашевича к сказкам «Муха-Цокотуха», «Старик-годовик», «Гуси-лебеди», «Привередница», «Лиса-лапотница»).

Лепка. Коллективная работа на тему «Произведения К. Чуковского». (Вся группа размещается за четырьмя столами, дети за каждым столом выбирают себе сказку, договариваются, кто что будет лепить. Могут использовать иллюстра­ции к сказкам «Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце», «Телефон», «Бар­малей».)

II квартал

Развитие речи.Чтение «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Рассматри­вание иллюстраций В. М. Конашевича.

Изобразительная деятельность.Рисование на тему «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина» («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»).

Сюжетная лепка на тему «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

Аппликация на тему «Стихотворение «Чудо-дерево» К. Чуковского» (работа с наборным полотном, когда изображение составляется из отдельных рисунков детей).

III квартал

Развитие речи.Чтение сказки-пьесы С. Маршака «Кошкин дом».

Изобразительная деятельность.Рисование на тему «Русская народная сказка «Гуси-лебеди». ...

Декоративная аппликация на тему «Платье для царевны Лебеди, поварихи, ткачихи» (по «Сказке о царе Салтане»).

Лепка на тему «Баба Яга».

Рисование на тему «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина» («Ель растет перед дворцом...»).

В течение года воспитатель может вести постоянную работу по иллюстрациям в книжном уголке. Целесообразно организо­вывать такие выставки книг: «В. М. Конашевич — друг и по­мощник К. И. Чуковского»; «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам А. С. Пушкина»; «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам X. К. Андерсена»; «Художник Конашевич показывает сказку».

Знакомя детей с рисунками Конашевича, мы параллельно прово­дили работу по закреплению знаний о творчестве других художни­ков-иллюстраторов. При этом широко использовали игровые методы и приемы. Например, детям очень нравилась игра «Узнал — расска­жи». Правила ее очень просты: ребенок берет одну из иллюст­раций, разложенных на столе у воспитателя, называет ее ав­тора, аргументируя свой ответ. (Можно подбирать для игры рисунки одного художника, тогда дети будут называть произве­дение.)

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ

Наши рекомендации