Методика 1 «что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: установить нравственные представления девочки (о чуткости, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности).

Предлагается в письменном виде привести примеры (курсивом выделены ответы Юли):

1. Зла, сделанного тебе другими. Рассказали мои мысли другому человеку, и тот все сделал как я.

2. Доброго дела, свидетелем которого ты был. Признание в совершении плохого поступка.

3. Совершенного кем-то бесчестного поступка. Обманули учителя.

4. Справедливого поступка твоего знакомого. Уступил место. Поднял за меня стул.

5. Безвольного поступка известного тебе человека. Близкий человек обманул меня, потому что его заставили.

6. Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности. Обещал что-то сделать, все понадеялись, а он не сделал.

Обработка полученных данных

Судя по ответам, Юля не всегда четко представляет себе, что такое добро и зло, справедливость. Хотя, такие ответы могут быть результатом ее нежелания вспомнить ситуации действительно злых, добрых, справедливых поступков.

Методика 3 «Закончи предложение»

Цель: Выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность).

Предлагается закончить предложения (ответы Юли выделены курсивом).

  1. Быть человеком - это... быть уважаемым другими.
  2. Если я знаю, что поступил неправильно, то... мне стыдно.
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно... выбираю скучное, но необходимое.
  4. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я.. .лгу.
  5. Чтобы иметь друзей, надо... быть хорошим человеком.

Обработка полученных данных

В целом девочка обладает знаниями нравственных норм, но не всегда ее поведение соответствует этим знаниям, как впрочем, бывает у многих людей, можно сказать, у всех. Это естественно в некоторых ситуациях. Юля ответственна. Знает о своих недостатках.

Методика 4 «Выбор»

Цель: выявить отношение к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Предлагается ответить на вопросы (ответы Юли выделены курсивом).

1. Ты случайно услышал, как группа твоих одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как ты поступишь?

a) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

b) переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

c) сделаешь вид, что ничего не слышал;

d) укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие;

e) или...

2. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

a) Потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

b) разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

c) выразишь соболезнование тому, кого обидели;

d) сделаешь вид, что тебя это не касается;

e) или...

3. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?

a) Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба;

b) извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого;

c) постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

d) свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

e) или...

4. Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

a) Добросовестно выполнишь поручение;

b) привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

c) попросишь дать тебе другое, более интересное для тебя поручение;

d) найдешь отговорку для отказа;

e) или...

5. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

а) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

b) обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;

c) попросишь освободить тебя от этой работы и перевести на другую;

d) оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать;

e) или...

Обработка полученных данных

Выбор ответа а) свидетельствует об активном, устойчиво-положительном отношении к нравственным нормам. Ответ б) показывает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы). Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ с), то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам.

У Юли преобладают ответы а) и б). Девочка ответственна, добросовестна, трудолюбива, доброжелательна по отношению к другим людям. Но критику воспринимает весьма осторожно, причем скорее от старших, чем от сверстников, о чем свидетельствует ответ на первый вопрос.

В программе изучения воспитанности школьника можно выделить:

o состояние здоровья

o характеристику семьи

o уровень знаний и отношение к получению образования

o развитость духовно-нравственных качеств и отношений

o культуру общения с товарищами, учителями, в семье

o деятельность в «свободное время»

o направленность личности, интересы, потребности, способности, стремление к самовоспитанию и т.д.

Программа изучения воспитанности личности школьника помогает при составлении индивидуальной программы воспитания и развития личности каждого ребенка.

Воспитательные системы

  1. Сущность воспитательной системы.
  2. Структура воспитательной системы.
  3. Этапы развития.
  4. Вариативность воспитательных систем.

В сложных современных экономических условиях школа должна являться важнейшим гарантом гражданского мира и общественной нравственности.

Школа сегодня – это важнейшая система с важными составляющими систематического общения и воспитания.

Под системой понимают совокупность элементов, связанных между собой и образующих единство. В современных условиях постепенно происходит формирование школы как воспитательной системы.

Воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у школы способностей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.

Воспитательная система школы способствует становлению личности через выдвижение и обоснование целей воспитательного процесса, организацию жизнедеятельности сообщества детей и взрослых, благоприятных для самореализации и саморегуляции через создание в школе и за её пределами нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной среды, через осуществление анализа сложившейся социально-педагогической ситуации и возможности диагностики ребенка детского и педагогического коллектива.

Основными компонентами воспитательной системы являются:

1. Подсистема целей и идей. Правильно поставленные цели являются главными факторами воспитания. Должны быть ориентированы на познание личности, должны быть привлекательны для всех. Субъект воспитательного процесса должен предусматривать деление её на составляющие, должен быть прагматичным.

2. Совокупность субъектов воспитательного процесса. Ученики, учителя, родители, общество. Нужно учитывать позицию каждого субъекта.

3. Подсистема деятельности и общения. Педагогический коллектив должен владеть методикой осуществления этой деятельности. Необходимо наличие ресурсов для организации деятельности.

4. Внутренняя и внешняя среда, освоенная коллективом школы.

Является частью воспитательной работы, если школьники знакомы с окружающей средой, включены в социально-значимую деятельность, если существует педагогическая поддержка полезных инициатив в социуме.

5. Система управления воспитательной системой. Совет школы, педагогического коллектива, иерархии

6. Материальная база.

Наши рекомендации