Шкалы оценивания компетенций

В ходе оценки сформированности компетенций используются следующие шкалы:

Для оценки сформированности знаний:

1 уровень (пороговый) – общие, но не структурированные знания;

2 уровень (базовый) – сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания;

3 уровень (продвинутый) – сформированные систематические знания.

Для оценки сформированности умений:

1 уровень (пороговый) – в целом успешное, но не систематически осуществляемое умение;

2 уровень (базовый) – в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение;

3 уровень (продвинутый) – сформированное умение.

Для оценки сформированности навыков:

1 уровень (пороговый) – в целом успешное, но не систематическое применение навыков;

2 уровень (базовый) – в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков;

3 уровень (продвинутый) – успешное и систематическое применение навыков.

Сводная таблица оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций

Преобладающий уровень сформированности знаний умений, навыков, освоения опыта Промежуточная аттестация
Зачет Экзамен
1 уровень (пороговый) Зачтено Удовлетворительно
2 уровень (базовый) Зачтено Хорошо
3 уровень (продвинутый) Зачтено Отлично

Типовые контрольные задания, необходимые

Для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности,

в процессе освоения дисциплины (модуля), характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП

Примерные вопросы для зачета по дисциплине «педагогика»

Модуль 1

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

2. Педагогика в системе наук о человеке. Структура педагогической науки.

3. Основные категории педагогики: сущность и соотношение понятий.

4. Сущность и структура педагогической деятельности, ее компоненты.

5. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

6. Профессионализм, творчество и мастерство учителя.

7. Шкалы оценивания компетенций - student2.ru Этика и эстетика педагогического труда.

8. Компетентностный подход в образовании. Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагога.

9. Система образования РФ, ее структура. Виды и уровни образования.

10. Основные принципы государственной политики в области образования. Общие требования к содержанию образования (ФЗ «Об образовании в РФ»).

11. Сущность методологии педагогики, формы и уровни методологического знания.

12. Философские учения как методологическая основа педагогики.

13. Развитие личности как педагогическая проблема.

14. Педагогический процесс и педагогическая система: общая характеристика.

15. Структура и логика педагогического исследования. Виды научно-исследовательской работы студента вуза.

16. Теоретические методы исследования в педагогике, их сущность.

17. Эмпирические методы исследования в педагогике, их сущность.

18. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования. Основные законодательные акты в сфере образования РФ.

19. Основные положения Конвенции о правах ребенка. Общая характеристика международных правовых актов, регулирующих отношения в области образования.

20. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности современных образовательных организаций.

Модуль 2

1. Дидактика и ее основные категории. Сущность процесса обучения.

2. Современная дидактическая система: особенности, элементы и компоненты.

3. Принципы и правила обучения.

4. Содержание образования. Федеральный государ­ственный образовательный стандарт. Учебный план и учебная программа.

5. Формы организации процесса обучения. Урок как основная форма организации педагогического процесса.

6. Типы и виды уроков. Нетрадиционные уроки в современной дидактике.

7. Основные методы и средства обучения: общая характеристика. Правила выбора методов обучения.

8. Проблема развития познавательной активности учащихся.

9. Организация образовательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.

10. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Виды, формы и методы контроля.

11. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования. Современные подходы к воспитанию.

12. Закономерности и принципы воспитания.

13. Методы, приемы и средства воспитания: общая характеристика. Правила выбора методов воспитания.

14. Коллектив как субъект и объект воспитания. Учение А.С. Макаренко о коллективе.

15. Школа как воспитательная система. Функции и основные направления деятельности работы классного руководителя.

16. Социальная педагогика как область знания. Основные категории социальной педагогики.

17. Социализация как социально-педагогическое явление.

18. Девиации как социально-педагогическая проблема. Типы и виды отклонений.

19. Семья как социальный институт воспитания. Виды семей и типы семейного неблагополучия.

20. Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации.

Примерные вопросы для экзамена по дисциплине «Педагогика»

Модуль 1, Модуль 2

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции. Педагогика в системе наук о человеке. Структура педагогической науки.

2. Сущность и структура педагогической деятельности, ее компоненты.

3. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Этика и эстетика педагогического труда.

4. Шкалы оценивания компетенций - student2.ru Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагога. Профессионализм и мастерство учителя.

5. Сущность методологии педагогики, формы и уровни методологического знания. Философские учения как методологическая основа педагогики.

6. Основные категории педагогической науки: сущность и соотношение понятий.

7. Развитие личности как педагогическая проблема.

8. Система образования РФ, ее структура и основные принципы государственной политики в сфере образования (ФЗ «Об образовании в РФ»).

9. Законодательные акты, регулирующие отношения в области образования на территории РФ: общая характеристика.

10. Дидактика и ее основные категории. Сущность процесса обучения. Принципы и правила обучения.

11. Формы организации процесса обучения. Типы и виды уроков.

12. Основные методы и средства обучения. Правила выбора методов обучения.

13. Организация образовательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.

14. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Виды, формы и методы контроля.

15. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования. Современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический, гуманистический).

16. Принципы, методы и средства воспитания. Правила выбора методов воспитания.

17. Коллектив как субъект и объект воспитания. Этапы и уровни развития коллектива. Диагностика воспитательных возможностей школьного коллектива.

18. Особенности социализации в современном обществе. Специфика социально-педагогической деятельности как разновидности профессиональной деятельности педагога.

19. Девиации как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения в образовательной организации.

20. Семья как социальный институт воспитания. Виды семей и типы семейного неблагополучия. Формы работы с семьей в образовательной организации.

Модуль 3

1. Системы воспитания и образования в Античном мире (Афины, Спарта, Рим). Философско-педагогические идеи Античности.

2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья.

3. Я. А. Коменский о цели воспитания и сущности образования человека. Историческое значение педагогического учения Я.А. Коменского.

4. Педагогическая теория Дж. Локка. Сущность воспитания джентльмена.

5. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо. Теория «свободного воспитания».

6. Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Сущность теории «элементарного образования».

7. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Структура педагогического процесса.

8. Ф.А.В. Дистервег о цели и общих принципах воспитания, о единстве формального и материального образования.

9. Зарубежные педагогические теории конца Х1Х–сер. ХХ вв. (Г. Кершенштейнер, Р. Штайнер, В.А. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи и другие)

10. Воспитание и школа в Древней Руси и Московском государстве (Х – ХVП вв.).

11. Просветительские реформы Петра 1: сущность и значение.

12. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова и развитие отечественной науки (Московский университет).

13. Сущность воспитания "новой породы людей" в эпоху «просвещенного абсолютизма». Школьные реформы Екатерины II.

14. Реформа и контрреформа отечественного образования в первой половине XIX века.

15. Реформа и контрреформа отечественного образования во второй половине XIX века.

16. Общественно-педагогическое движение в России второй половины XIX в. (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др.). К.Д. Ушинский – основоположник российской школы научной педагогики.

17. Развитие российского образования в конце XIX– начале ХХ вв. Движение «новая педагогика». (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, П.В. Вахтеров, К.Н. Вентцель).

18. Советская школа и педагогика в 1917-1953 гг. Педагогическая система А.С. Макаренко.

19. Советская система образования и педагогическая наука 50-80-е гг. XX в. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.

20. Основные тенденции развития и принципы реформирования системы образования в конце ХХ - начале XXI в.в.

Модуль 4

1. Сущность понятий «управление» и «педагогический менеджмент». Структура и функции управления образовательными системами.

2. Принципы, формы и методы управления образовательными системами.

3. Понятие «организация» и «система». Школа как педагогическая система и объект управления.

4. Сущность понятий «инновация» и «инновационный процесс». Виды, особенности и критерии эффективности инноваций в области образования.

5. Стили управленческой деятельности и особенности управленческого взаимодействия. Управленческая культура руководителя.

6. Педаго­гический и ученический коллективы как субъекты и как объекты педагогического управления и руково­дства.

7. Формы и способы повышения квалификации педагогических работников. Требования к аттестации педагогов и руководителей.

8. Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология. Виды педагогических технологий: общая характеристика.

9. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы, виды и основные этапы решения педагогических задач.

10. Педагогическая диагностика: сущность, функции, принципы, уровни, методы.

11. Сущность и особенности педагогического проектирования и прогнозирования.

12. Моделирование и конструирование в образовании: сущность и виды.

13. Технология планирования и подготовки воспитательного мероприятия. Планирование работы классного руководителя.

14. Технологии организации учебно-познавательной деятельности (репродуктивная, проблемная, развивающего обучения, модульная, игровая, адаптивная и другие).

15. Инновационный опыт организации учебно-воспитательного процесса в школе (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и другие).

16. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

17. Профессионально-педагогическое общение: сущность, структура, функции, стили.

18. Педагогически целесообразные взаимоотношения в образовательном процессе и технологии их установления. Педагогический конфликт и способы его урегулирования.

19. Технология организации психолого-педагогического исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования в педагогике.

20. Информационные, компьютерные и мультимедиа технологии, их взаимосвязь и особенности применения в образовательном процессе. Использование метода проектов в современном обучении.

Наши рекомендации