Шкалы оценивания компетенций
В ходе оценки сформированности компетенций используются следующие шкалы:
Для оценки сформированности знаний:
1 уровень (пороговый) – общие, но не структурированные знания;
2 уровень (базовый) – сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания;
3 уровень (продвинутый) – сформированные систематические знания.
Для оценки сформированности умений:
1 уровень (пороговый) – в целом успешное, но не систематически осуществляемое умение;
2 уровень (базовый) – в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение;
3 уровень (продвинутый) – сформированное умение.
Для оценки сформированности навыков:
1 уровень (пороговый) – в целом успешное, но не систематическое применение навыков;
2 уровень (базовый) – в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков;
3 уровень (продвинутый) – успешное и систематическое применение навыков.
Сводная таблица оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций
Преобладающий уровень сформированности знаний умений, навыков, освоения опыта | Промежуточная аттестация | |
Зачет | Экзамен | |
1 уровень (пороговый) | Зачтено | Удовлетворительно |
2 уровень (базовый) | Зачтено | Хорошо |
3 уровень (продвинутый) | Зачтено | Отлично |
Типовые контрольные задания, необходимые
Для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности,
в процессе освоения дисциплины (модуля), характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП
Примерные вопросы для зачета по дисциплине «педагогика»
Модуль 1
1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
2. Педагогика в системе наук о человеке. Структура педагогической науки.
3. Основные категории педагогики: сущность и соотношение понятий.
4. Сущность и структура педагогической деятельности, ее компоненты.
5. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
6. Профессионализм, творчество и мастерство учителя.
7. Этика и эстетика педагогического труда.
8. Компетентностный подход в образовании. Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагога.
9. Система образования РФ, ее структура. Виды и уровни образования.
10. Основные принципы государственной политики в области образования. Общие требования к содержанию образования (ФЗ «Об образовании в РФ»).
11. Сущность методологии педагогики, формы и уровни методологического знания.
12. Философские учения как методологическая основа педагогики.
13. Развитие личности как педагогическая проблема.
14. Педагогический процесс и педагогическая система: общая характеристика.
15. Структура и логика педагогического исследования. Виды научно-исследовательской работы студента вуза.
16. Теоретические методы исследования в педагогике, их сущность.
17. Эмпирические методы исследования в педагогике, их сущность.
18. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования. Основные законодательные акты в сфере образования РФ.
19. Основные положения Конвенции о правах ребенка. Общая характеристика международных правовых актов, регулирующих отношения в области образования.
20. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности современных образовательных организаций.
Модуль 2
1. Дидактика и ее основные категории. Сущность процесса обучения.
2. Современная дидактическая система: особенности, элементы и компоненты.
3. Принципы и правила обучения.
4. Содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план и учебная программа.
5. Формы организации процесса обучения. Урок как основная форма организации педагогического процесса.
6. Типы и виды уроков. Нетрадиционные уроки в современной дидактике.
7. Основные методы и средства обучения: общая характеристика. Правила выбора методов обучения.
8. Проблема развития познавательной активности учащихся.
9. Организация образовательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
10. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Виды, формы и методы контроля.
11. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования. Современные подходы к воспитанию.
12. Закономерности и принципы воспитания.
13. Методы, приемы и средства воспитания: общая характеристика. Правила выбора методов воспитания.
14. Коллектив как субъект и объект воспитания. Учение А.С. Макаренко о коллективе.
15. Школа как воспитательная система. Функции и основные направления деятельности работы классного руководителя.
16. Социальная педагогика как область знания. Основные категории социальной педагогики.
17. Социализация как социально-педагогическое явление.
18. Девиации как социально-педагогическая проблема. Типы и виды отклонений.
19. Семья как социальный институт воспитания. Виды семей и типы семейного неблагополучия.
20. Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации.
Примерные вопросы для экзамена по дисциплине «Педагогика»
Модуль 1, Модуль 2
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции. Педагогика в системе наук о человеке. Структура педагогической науки.
2. Сущность и структура педагогической деятельности, ее компоненты.
3. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Этика и эстетика педагогического труда.
4. Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагога. Профессионализм и мастерство учителя.
5. Сущность методологии педагогики, формы и уровни методологического знания. Философские учения как методологическая основа педагогики.
6. Основные категории педагогической науки: сущность и соотношение понятий.
7. Развитие личности как педагогическая проблема.
8. Система образования РФ, ее структура и основные принципы государственной политики в сфере образования (ФЗ «Об образовании в РФ»).
9. Законодательные акты, регулирующие отношения в области образования на территории РФ: общая характеристика.
10. Дидактика и ее основные категории. Сущность процесса обучения. Принципы и правила обучения.
11. Формы организации процесса обучения. Типы и виды уроков.
12. Основные методы и средства обучения. Правила выбора методов обучения.
13. Организация образовательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
14. Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Виды, формы и методы контроля.
15. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образования. Современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический, гуманистический).
16. Принципы, методы и средства воспитания. Правила выбора методов воспитания.
17. Коллектив как субъект и объект воспитания. Этапы и уровни развития коллектива. Диагностика воспитательных возможностей школьного коллектива.
18. Особенности социализации в современном обществе. Специфика социально-педагогической деятельности как разновидности профессиональной деятельности педагога.
19. Девиации как социально-педагогическая проблема. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения в образовательной организации.
20. Семья как социальный институт воспитания. Виды семей и типы семейного неблагополучия. Формы работы с семьей в образовательной организации.
Модуль 3
1. Системы воспитания и образования в Античном мире (Афины, Спарта, Рим). Философско-педагогические идеи Античности.
2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья.
3. Я. А. Коменский о цели воспитания и сущности образования человека. Историческое значение педагогического учения Я.А. Коменского.
4. Педагогическая теория Дж. Локка. Сущность воспитания джентльмена.
5. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо. Теория «свободного воспитания».
6. Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Сущность теории «элементарного образования».
7. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Структура педагогического процесса.
8. Ф.А.В. Дистервег о цели и общих принципах воспитания, о единстве формального и материального образования.
9. Зарубежные педагогические теории конца Х1Х–сер. ХХ вв. (Г. Кершенштейнер, Р. Штайнер, В.А. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи и другие)
10. Воспитание и школа в Древней Руси и Московском государстве (Х – ХVП вв.).
11. Просветительские реформы Петра 1: сущность и значение.
12. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова и развитие отечественной науки (Московский университет).
13. Сущность воспитания "новой породы людей" в эпоху «просвещенного абсолютизма». Школьные реформы Екатерины II.
14. Реформа и контрреформа отечественного образования в первой половине XIX века.
15. Реформа и контрреформа отечественного образования во второй половине XIX века.
16. Общественно-педагогическое движение в России второй половины XIX в. (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др.). К.Д. Ушинский – основоположник российской школы научной педагогики.
17. Развитие российского образования в конце XIX– начале ХХ вв. Движение «новая педагогика». (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, П.В. Вахтеров, К.Н. Вентцель).
18. Советская школа и педагогика в 1917-1953 гг. Педагогическая система А.С. Макаренко.
19. Советская система образования и педагогическая наука 50-80-е гг. XX в. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.
20. Основные тенденции развития и принципы реформирования системы образования в конце ХХ - начале XXI в.в.
Модуль 4
1. Сущность понятий «управление» и «педагогический менеджмент». Структура и функции управления образовательными системами.
2. Принципы, формы и методы управления образовательными системами.
3. Понятие «организация» и «система». Школа как педагогическая система и объект управления.
4. Сущность понятий «инновация» и «инновационный процесс». Виды, особенности и критерии эффективности инноваций в области образования.
5. Стили управленческой деятельности и особенности управленческого взаимодействия. Управленческая культура руководителя.
6. Педагогический и ученический коллективы как субъекты и как объекты педагогического управления и руководства.
7. Формы и способы повышения квалификации педагогических работников. Требования к аттестации педагогов и руководителей.
8. Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология. Виды педагогических технологий: общая характеристика.
9. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы, виды и основные этапы решения педагогических задач.
10. Педагогическая диагностика: сущность, функции, принципы, уровни, методы.
11. Сущность и особенности педагогического проектирования и прогнозирования.
12. Моделирование и конструирование в образовании: сущность и виды.
13. Технология планирования и подготовки воспитательного мероприятия. Планирование работы классного руководителя.
14. Технологии организации учебно-познавательной деятельности (репродуктивная, проблемная, развивающего обучения, модульная, игровая, адаптивная и другие).
15. Инновационный опыт организации учебно-воспитательного процесса в школе (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, С.Н. Лысенкова и другие).
16. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
17. Профессионально-педагогическое общение: сущность, структура, функции, стили.
18. Педагогически целесообразные взаимоотношения в образовательном процессе и технологии их установления. Педагогический конфликт и способы его урегулирования.
19. Технология организации психолого-педагогического исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования в педагогике.
20. Информационные, компьютерные и мультимедиа технологии, их взаимосвязь и особенности применения в образовательном процессе. Использование метода проектов в современном обучении.