Решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг

к другу;

• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать

проявление позиции ребенка;

• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по сво-

им убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые

Ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов

ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достиже-

Нию этих целей.

Система дошкольного образования в образовательной организации

Должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познава-

Тельная активность. В ДОО должны быть созданы условия для проявле-

Ния таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство

И стремление узнавать новое.

Адекватная организация образовательной среды стимулирует разви-

Тие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право

На ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к

Сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обес-

Печивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения

целей образовательной работы — развития способностей и инициативы

Ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурны-

Ми средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому

образовательная программа становится залогом подготовки детей к

Жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь

(lifelonglearning) и при этом разумно и творчески относиться к действи-

Тельности.

Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок

в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время

Режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим,

Учится быть инициативным и принимать решения, использовать своеё

Мышление и воображение.

Роль педагога в организации

Психолого-педагогических условий

Обеспечение эмоционального

Благополучия ребенка

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за

Счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному

Состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошколь-

ном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в кото-

Рой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой

Он есть; могут выслушать его и понять.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог

должен:

• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувс-

тва, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных

средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение

К личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе проис-

ходящим в детском саду;

106 107

• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети

Играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в неболь-

Шой группе детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды

Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспе-

Чения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду

Должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быс-

Тро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения

Детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы

Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где

Он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды

дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое по-

Ложительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые

Ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию

Напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком

Возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Формирование доброжелательных,

Внимательных отношений

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения

Наши рекомендации