Решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг
к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать
проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по сво-
им убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые
Ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов
ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достиже-
Нию этих целей.
Система дошкольного образования в образовательной организации
Должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познава-
Тельная активность. В ДОО должны быть созданы условия для проявле-
Ния таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство
И стремление узнавать новое.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует разви-
Тие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право
На ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к
Сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обес-
Печивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения
целей образовательной работы — развития способностей и инициативы
Ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурны-
Ми средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому
образовательная программа становится залогом подготовки детей к
Жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь
(lifelonglearning) и при этом разумно и творчески относиться к действи-
Тельности.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок
в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время
Режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим,
Учится быть инициативным и принимать решения, использовать своеё
Мышление и воображение.
Роль педагога в организации
Психолого-педагогических условий
Обеспечение эмоционального
Благополучия ребенка
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за
Счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному
Состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошколь-
ном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в кото-
Рой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой
Он есть; могут выслушать его и понять.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог
должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувс-
тва, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных
средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение
К личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе проис-
ходящим в детском саду;
106 107
• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети
Играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в неболь-
Шой группе детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспе-
Чения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду
Должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быс-
Тро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения
Детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы
Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где
Он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды
дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое по-
Ложительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые
Ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию
Напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком
Возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Формирование доброжелательных,
Внимательных отношений
Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения