Мониторинг хода эксперимента, оценка
и оформление его результатов
Наличие хорошо проработанного плана эксперимента дает возможность осуществлять эффективный контроль его хода и вносить в него необходимые изменения. Важно, чтобы были определены параметры, по которым могут контролироваться промежуточные результаты эксперимента.
Эксперимент, как и внедренческий проект, может реализоваться не одним человеком, а группой. Назовем ее рабочей группой эксперимента. Все, что было сказано в предыдущей главе о рабочей группе проекта, применимо и к рабочей группе эксперимента. То же самое относится и к процедурам контроля хода реализации эксперимента. Однако в обобщении результатов и их оформлении имеются различия.
Главный вывод, который должен быть сделан по результатам эксперимента – позволяют ли его данные принять с достаточной степенью надежности гипотезу или же они этого сделать не позволяют.
Если гипотеза не может быть принята по данным эксперимента, то нужно провести тщательный анализ, почему был получен отрицательный результат. В зависимости от анализа может быть принято решение о переработке гипотезы и проведении повторного эксперимента. Ход эксперимента и его результаты следует представить в форме отчета. В отчете об эксперименте выделяются несколько разделов.
1) "Введение". В немрассказывается о том, ради чего эксперимент был задуман и проведен: представляются объект, предмет, цель (цели), гипотеза исследования.
2) "Методика эксперимента". Здесьдается подробное описание того, как проводился эксперимент. Степень детализации описания должна быть достаточной, чтобы, пользуясь им, эксперимент можно было повторить. Вместе с тем описание методики должно быть достаточно сжатым.
Раздел "Методика эксперимента" включает подразделы:
а) испытуемые. Отмечаются характеристики участников эксперимента, важные для него: количество испытуемых, их возраст, пол и др.;
б) материал. Представляется то, что используется в эксперименте, в качестве его средств;
в) оборудование. В этом подразделе представлены всевозможные приборы, применяемые для создания экспериментальных ситуаций или для записи ответов испытуемых. Дается описание этих приборов, существенное для эксперимента;
г) процедура. Здесь приводятся последовательные этапы проведения эксперимента.
3. "Результаты эксперимента". В этом разделе представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, текстов исходные данные, полученные в ходе проведения эксперимента, которые в последующем будут анализироваться и обсуждаться.
4. "Анализ результатов". Здесь содержится интерпретация исходных данных эксперимента и делаются выводы. В этом же разделе могут предлагаться пути дальнейшего усовершенствования эксперимента, если полученные результаты недостаточно ясны.
Отчет об эксперименте представляется руководству школы. Очень важно, чтобы отчет был обсужден не только в узком кругу его участников и руководства, но всем педагогическим коллективом.
Дополнительная литература.
Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент//Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М., 2001.
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998.
Овчинникова Е.Г. Культура опытно-экспериментальной работы учителя. – Кемерово, 1997.
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.
Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 1993
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М, 2001.
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М., 2004
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996
Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М., 1979
Эксперимент в школе: организация и управление /Под ред. М.М. Поташника. – М., 1991.
| ||||||
| ||||||
В многих случаях внедряет новшества и проводит эксперименты не один учитель, а группа. Эффективность групповой работы во многом зависит от того, как она организована. Люди, сидящие за одним столом, говорящие одновременно и не слушающие друг друга, продуктивно работать не могут. Существуют специальные методы, используя которые, можно сделать работу группы более продуктивной.
10.1. Метод групповой генерации идей –
Мозговой штурм
Этот метод, известный также как "мозговая атака" (брейн-шторминг), "конференция идей", был предложен американским психологом А. Осборном в 1950-х годах Метод ориентирован на получение большого количества идей, в том числе и от лиц, которые, обладая достаточной компетентностью, обычно воздерживаются от высказываний.
|
смешным и другие контрольные механизмы сознания, и что эти барьеры можно снять, если ввести запрет на всякую критику и оценку. Другое предположение, лежащее в основе данного метода, состоит в том, что идеи, высказанные одними участниками мозгового штурма, могут через механизм ассоциации порождать новые идеи у других участников.
С помощью метода мозгового штурма можно решать проблемы трех основных типов:
· выявление причин каких-то нежелательных явлений, результатов;
· поиск действий, которые нужно предпринять, чтобы решить проблему;
· прогнозирование угроз, которые могут возникнуть для системы в перспективе.
Наиболее продуктивно метод мозгового штурма работает при постановке достаточно конкретно сформулированных вопросов.
Реализация метода мозгового штурма предполагает выполнение ряда правил.
1) Категорический запрет на критику или какое-либо выражение несогласия (жестами, мимикой и т.п.) с высказанной кем-то идеей. Никакая идея не является нелепой.
2) Цель работы – высказать как можно больше любых предложений. Высказывать нужно все, что приходит в голову, не занимаясь оценкой, хорошая это идея или нет, умная она или глупая и т.п.
3) Каждая высказанная идея принадлежит всей группе, а не лицу, предложившему ее.
В методе мозгового штурма нет жестких ограничений на количественный состав группы, хотя считается, что оптимальная численность – 10-15 человек. Однако существуют примеры проведения мозгового штурма в группах меньшей и значительно большей (до 200 человек) численности.
Процедура мозгового штурма начинается с того, что ведущий формулирует в самых общих терминах вопрос, на который нужно ответить, и предлагает высказывать идеи. Задача ведущего – стимулировать подачу любых, самых неожиданных и даже шутливых предложений, поощряя их авторов. Другая его задача – внимательно следить за реакциями участников и не допускать оценок выдвигаемых предложений. Успеху в продуцировании идей способствует прежде всего атмосфера психологической безопасности, доброжелательности и открытости.
Высказанные идеи записываются на магнитофон или каким-то иным способом.
Процедура генерации идей продолжается до тех пор, пока не иссякнет поток предложений. После первой мозговой атаки группа экспертов оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые целесообразно подвергнуть более детальной проработке. В экспертную группу могут входить как участники генерации идей, так и привлеченные специалисты. Здесь важно, что ни одно предложение не персонифицируется. Результаты обсуждения считаются продуктом совместной работы всей группы "генераторов идей". Если это условие не выполняется, то в последующих попытках мозгового штурма участники группы не будут продуктивно работать.
Существует ряд разновидностей данного метода, в которых предлагается чередовать пятиминутные штурмы с обдумыванием его результатов, чередовать периоды генерации с дискуссиями и групповым принятием решений, применять последовательные этапы выдвижения предложений и их обсуждения и т.п.
При поиске решения проблем может выполняться несколько мозговых штурмов на разных стадиях. Например, если группа решает проблему падения успеваемости учащихся при переходе из начальной в основную школу, то на первой, аналитической стадии рабочей группе предлагается ответить на вопрос : "Каковы причины этого в нашей школе?". После того как экспертами будут выделены наиболее значимые причины, в отношении каждой из них может быть проведен мозговой штурм с вопросом: "Что мы можем сделать, чтобы устранить эту причину?"
Применение метода мозгового штурма показало, что во многих случаях он позволяет получить большее число идей, чем, если бы они генерировались не группой, а индивидуально. Однако основная масса предложений при экспертной оценке отбрасывается. Вместе с тем, сама оценка различных предложений позволяет лучше понять ситуацию и выявить существенные факторы, которые должны учитываться при дальнейшей разработке решения.