Резонатор - прежде всего усилитель звука.
В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше мы говорили о головном резонаторе.
Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.
Немецкий педагог Ю.Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".
Приемы для направления звука в резонаторы
В вокальной педагогической практике существует несколько приемов для направления звука в резонаторы:
- правильный вдох, то есть чуть скрытый зевок; ощущать звук нужно не в передней части рта, а в части резонаторов, тогда певческий голос приобретает окраску и звучность;
- так называемое нахождение «голоса в маске», когда открыт рот и выдвинута верхняя губа. Так создаются необходимые условия для попадания голоса в маску; чтобы сохранить собранный, резонирующий звук, необходимо прикрывать рот;
-с помощью слухового и мышечного контроля можно найти грудноерезонирование, то есть установка дыхания, при которой у певца на данной высоте(звука)лучше проявляется грудной резонанс.
Тренировка резонаторов
Упражнения для верхних резонаторов
С помощью этих упражнений можно исправить слишком глухое звучание голоса.
1. В положении стоя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая с закрытым ртом, без напряжения произносите звук «м» с вопросительной интонацией. Добивайтесь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произнесите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн», «бонн», «димм». Последнюю согласную произносите протяжно. Как и в первом упражнении добивайтесь вибрации в районе носа и верхней губы.
3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите какой-нибудь слог, состоящий из согласных «м» или «н» в сочетании с различными гласными (мамм, мумм, мимм,момм и т.п.).
4. Глубоко вдохните. На одном выдохе произнесите сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «ми-миии», «мо-мооо», «му-мууу», «мэ-мэээ».
Упражнения для нижних резонаторов
Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные «о» и «у» протяжно и очень низким голосом. В идеале вы должны почувствовать выраженное резонирование в области грудной клетки.
1. Исходное положение – стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно.
2. На выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око», «окно», «олово».
3. В положении стоя положите руку на грудь. Зевните и задержите гортань в нижнем положении. На выдохе произнесите звук «у» или «о». Если вы не чувствуете вибрацию в грудной клетке, постукивайте ее рукой.
И напоследок хочу предложить несколько упражнений для артикуляционного аппарата. Правильная артикуляция – это залог хорошей дикции и звучания голоса.
Упражнения для артикуляционного аппарата
Занимайтесь перед зеркалом. Следите, чтобы лоб, нос и глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение выполняйте медленно и плавно.
1. Опустите нижнюю челюсть вниз. Медленно подвигайте ей вправо и влево.
2. Опустите нижнюю челюсть. Двигайте ей вперед и назад. Это необходимо делать очень медленно и плавно.
3. На счет «раз» опустите нижнюю челюсть (открыв рот). На счет «два, три, четыре, пять, шесть» удерживайте это положение. Закройте рот.
Если вам не все равно, как звучит ваш голос, улучшайте его и поддерживайте. Эти упражнения не требуют большого количества времени и специальных навыков, но в их эффективности вы убедитесь очень скоро!
Значение резонаторов
Иногда, слушая песню в исполнении солиста, ансамбля или хора, человек невольно замечает, что у него, как говорится «по коже мурашки ползут».
Почему слушая иного певца мы не испытываем никаких чувств, а подчас, при исполнении этой же композиции другим солистом, ощущаем настоящее наслаждение.
Все дело в мастерстве исполнителя, в том числе в его владении искусством резонансного пения.
Звук человеческого голоса издается голосовыми связками при продувании их воздухом. Причем звук, производимый самими связками очень тихий. Усиливается он именно за счет данных природой человеку естественных резонаторов: гортани, полости рта, черепа и других.
Так же и при пении, если солист не использует в полной мере природные резонаторы, то в результате попыток спеть он производит так называемое горловое пение, не имеющее с термином оперного или хорового пения ничего общего.
Именно резонаторы придают голосу певца ту неповторимую окраску и тембр, за который солисты и пользуются огромной популярностью у ценителей вокального искусства.
Диапазон громкости при пении чрезвычайно широк, и звук, пропетый очень тихо, не будет достигать даже первых рядов зрительного зала, но этот же тихий звук, спетый при умелом использовании резонансного эффекта, будет одинаково слышаться во всех уголках зрительного зала.
Помимо простого усиления звука голоса солиста, применение резонаторного пения решает еще одну важную задачу – создание у слушателя ощущения, что певец находится рядом с ним, а не далеко на сцене.