Обследование строения и моторики артикуляционного аппарата.
Обследование проводится по известной методике (Г.В. Чиркина, 1992; Г.А. Волкова,1993; Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 1994 и др.).
Прежде всего, необходимо выявить аномалии в строении губ, языка, зубов, челюстей, неба. Затем проверяется моторика артикуляционного аппарата. Нами разработана балльная оценка, позволяющая определить степень и качество нарушения моторики.
Инструкция: «Посмотри и сделай как я, подержи язычок/губы в таком положении, пока я буду считать». Ребенок выполняет каждое упражнение под счет экспериментатора от 1 до 10.
Предлагаемые упражнения | Выполнение | |
Начало года | Конец года | |
«Улыбка (оскал) | ||
«Хоботок« (губы вытянуты в трубочку) | ||
«Лопатка» (широкий передний край языка положить на нижнюю губу) | ||
«Иголка» (узкий язык высунуть далеко вперед) | ||
«Улыбка» «хоботок« (чередование движений) | ||
«Качели« (рот открыт, попеременно поднимать кончик языка к верхним зубам и опускать к нижним зубам) | ||
«Маятник« (кончик языка переводить от одного уголка рта к другому) | ||
«Лошадка» (щелкать языком медленно и сильно) | ||
«Орешек» (оттопырить правую, затем левую щеку языком, рот закрыт) |
Оценка:
5 баллов — все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;
4 балла — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;
3 балла — движения выполняет, темп выполнения и переключаемость
снижены, объем движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются
повторные показы движений;
2 балла — для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;
1 балл — невыполнение, отказ от деятельности.
Направление 5
Изучение звукопроизносительной стороны речи.
Проводится обследование произношения согласных (если есть необходимость, то и гласных) звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Материал для обследования широко изложен в известных работах Г.В. Чиркиной (1992), Т.В. Филичевой (1991), О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой (1999), Т.В. Филичевой, Т.В. Тумановой (1993)
и других авторов. Ребенку предлагают назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями ребенка. Данные обследования фиксируются в таблице, затем дается балльная оценка сформированности
звукопроизносительной стороны речи.
Звуки | Произносит | Замена | Искажение | Пропуск | Смешение | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |
С | ||||||||||||||||||||
С, | ||||||||||||||||||||
З | ||||||||||||||||||||
З, | ||||||||||||||||||||
Ц | ||||||||||||||||||||
Ч | ||||||||||||||||||||
Щ | ||||||||||||||||||||
Ш | ||||||||||||||||||||
Ж | ||||||||||||||||||||
Л | ||||||||||||||||||||
Л, | ||||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||||
Р, | ||||||||||||||||||||
Примечание:
а — изолированное произношение; б — в слове; в — в предложении; г — в речи.
Оценка:
5 баллов — все звуки произносятся правильно;
4 балла — один - два звука недостаточно автоматизированы, т. е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;
З балла — нарушено произношение группы звуков, но не более пяти;
2 балла — нарушено произношение двух - трех групп звуков, но не более десяти;
1 балл — нарушено произношение более 10 звуков.
Направление 6.
Обследование фонематического слуха.
Используемые в данном разделе приемы схожи с пробами, применяемыми в нейропсихологическом обследовании и позволяют выявить у ребенка не только нарушения фонематического слуха, но и ряд других показателей: замедленность, трудности переключения, персеверации (А.Р. Лурия, 1973, 1979; Л.С. Цветкова, 1971, 1998; Т.И. Власенко, 1992 и др.). Количественная оценка дается на основании сформированности именно фонематического слуха, всё другие выявленные показатели могут быть оценены качественно.
1.Отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар)
Инструкция: «Слушай внимательно иповтори за мной».
Экспериментатор предлагает повторить серии из трех слогов (в случае невыполнения - из двух) с оппозиционными звуками. Если ребенок дефектно произносит звуки в предлагаемых пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне. Для этого ребенку предлагается реагировать на звуки условными движениями (хлопать в ладоши, если услышит звук С, поднять руку, если услышит другой звук — Ш и так далее).
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Да-та-да та-да-та | ||
Га-ка-га ка-га-ка | ||
Ба-па-ба па-ба-па | ||
Ка-ха-ка ха-ка-ха | ||
Са-за-са за-са-за | ||
Са-ша-са ша-са-ша | ||
Жа-ша-жа ша-жа-ша | ||
Ча-тя ча тя-ча-тя | ||
Ся-ща-ся ща-ся-ща | ||
Ра-ла-ра ла-ра-ла | ||
Ва-фа-ва фа-ва-фа |
2. Отраженное произведение рядов (пар) слов
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало года | Конец года | |
Кот — год — кот | ||
Том — дом — том | ||
День — тень — день | ||
Почка — бочка — почка |
Оценка для заданий №1, 2:
5 баллов — все задания точно воспроизводятся;
4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно;
З балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары - точно;
2 балла большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
1 балл — невыполнение.