Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника
I. Общие сведения об ученике
1. Возраст, был ли в детском саду, сколько лет? Менял ли класс? Если да, то почему?
2. Внешний вид (словесный портрет).
3. Физическое развитие, общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, состояние органов зрения, рост, вес. Соответствие физического развития возрастным нормам.
Методы:
1. Изучение личного дела учащегося.
2. Наблюдение за особенностями внешнего вида учащегося.
3. Беседа со школьным врачом или медсестрой.
4. Оценка соответствия физического развития возрастным нормам.
II. Характеристика условий семейного воспитания
1. Состав семьи: возраст каждого члена семьи, профессии, образование, место работы и должность взрослых членов семьи.
2. Жилищные условия. Какие условия имеет ученик в квартире (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места занятий и т.д.).
3. Материальная обеспеченность семьи.
4. Общая атмосфера взаимоотношений в семье (наличие конфликтности, антипатии, дружелюбия, согласия и т.д.).
5. Отношение членов семьи к школьнику (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность, оказание помощи в учебной деятельности, проявление внимания к духовному развитию ребенка и т.п.).
6. Отношение школьника к членам семьи (уважение, желание поддержать, заботливость, вежливость, послушание, эгоизм, капризность, упрямство, негативизм, деспотизм, пренебрежение и т.д.).
Методы:
1. Изучение личностного поведения родителей на основе экспертной оценки детей.
2. Беседа с классным руководителем.
III. Краткая характеристика класса, членом которого является ученик
1. Количественный и половой состав.
2. Общая характеристика успеваемости, дисциплинированности, общественной активности, психологического климата в классе.
Методы:
1. Анализ текущей и итоговой успеваемости класса по школьному журналу.
2. Наблюдение за классом в различных учебных и внеучебных ситуациях.
3. Беседа с классным руководителем, учителями-предметниками.
IV. Положение ученика в классном коллективе, характеристика его отношения с учителями
1. Официальный статус ученика (успеваемость, дисциплинированность).
2. Какое положение занимает в классе (лидер, популярный, принятый, изолированный, отверженный).
3. Какую роль играет во взаимодействии со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель).
4. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно).
5. Общительность, широта и постоянство контактов с одноклассниками, наличие или отсутствие близких друзей среди одноклассников, причины дружбы, проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, надежность или способность к предательству и т.д.). Если ученик одинок в классе, то где, с кем и на основе каких интересов он общается?
6. Характер взаимоотношений со сверстниками противоположного пола (активные дружеские связи или неспособность установить контакт, сдержанность или развязность.
7. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т.д.).
Методы:
1. Анализ общей успеваемости по журналу.
2. Наблюдение за стилем общения.
3. Беседа с официальными лидерами класса, с друзьями школьника, с учителями.
V. Направленность личности школьника
1. Степень сформированности личностной направленности.
2. Нравственные убеждения ученика (напр., его представление о честности, справедливости, принципиальности, порядочности, доброте, отношение к делу и т.д.). Содержание, степень сформированности и устойчивости нравственных убеждений. Единство знания и поведения. Идеалы ученика (их содержание, степень влияния на поведение и самовоспитание).
3. Отношение к труду. Уважает ли труд или относится к нему с пренебрежением? Проявляет добросовестность, трудолюбие, аккуратность в труде или противоположные качества? Какие трудовые навыки (в том числе и навыки по самообслуживанию) сформированы? Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
4. Преобладающие мотивы учебной деятельности (ради чего, почему учится). Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, добросовестное, безразличное, отрицательное). Укажите причины сформировавшихся отношений. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет?). Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, регулярно, не регулярно, испытывает затруднения в работе, не выполняет)?
5. Проявляет ли интерес к искусству, спорту, технике и т.д.? Устойчивость, глубина, широта, действенность интересов. Культурный кругозор. Участвует ли в работе (если да, то в какой и где) кружка, секции, факультатива? Каковы читательские интересы школьника (их содержание, устойчивость)? Положительно или отрицательно влияют внеучебные интересы на учебные и наоборот?
6. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? К какому типу профессий имеет склонность (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ)? Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)? Осуществляет ли самостоятельную подготовку к будущей профессии? Соответствуют ли способности ученика его профессиональным намерениям? (наличие той или иной способности проявляется в успешном выполнении соответствующей деятельности, в сравнительно быстром и прочном усвоении знаний).
Методы:
1. Сравнительный анализ динамики оценок по различным предметам.
2. Беседа с учеником о прочитанных книгах, об увлечениях, будущей профессии и т.д.
3. Оценка степени развития нравственного самосознания.
4. Методика изучения типов мотивации.
5. Изучение типа мотивации учения школьников.
VI. Особенности личностного поведения
1. Общая характеристика поведения ребенка: ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость.
2. Особенности поведения ученика в ситуациях общения со сверстниками или взрослыми: а) способен ли доброжелательно помочь, похвалить, взять на себя активную роль в общении и деятельности? б) часто ли проявляются в поведении моменты отрицательного доминирования: нападки, ругань и т.п.? в) наблюдается ли в поведении ученика уступчивость, терпимость, подчинительные тенденции даже тогда, когда необходимо вести себя иначе? г) может ли ученик доверчиво относится к сверстникам и взрослым, вдохновляет ли его похвала?
3. Как ученик относится к требованиям взрослых: выполняет или нет? Часто ли отказывается выполнять требования взрослых (какие)?
4. Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины (если они имели место).
Методы:
Изучение особенностей личностного поведения с помощью наблюдения.
VII. Уровень притязаний и самооценка
1. Оценка уровня притязаний (высокий, средний, низкий). Он проявляется в тех целях, которые ученик хочет достичь в учебе и будущей работе, в том положении, которого он добивается в классном коллективе.
2. Характеристика самооценки (адекватная или неадекватная, последняя может быть завышенной и заниженной). Приведите примеры ситуаций, в которых проявился характер самооценки ученика. Адекватная самооценка проявляется в способности ученика объективно оценивать свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, в умении видеть и признавать свои ошибки, в критическом отношении к недостаткам своего характера и т.д. Завышенная самооценка порождает такие особенности поведения, как эгоизм, самовлюбленность, зазнайство, высокомерие, стремление к лидерству, пренебрежение мнением окружающих, некритическое отношение к себе и очень высокие требования к окружающим. Заниженная самооценка у школьника проявляется в неуверенности в своих силах, пассивности, отчужденности, высокой тревожности, подавленности, болезненной чувствительности и ранимости, ощущении своей неполноценности по сравнению с окружающими.
Методы:
1. Наблюдение
2. Беседа с классным руководителем
VIII. Уровень интеллектуального развития
1. Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль).
2. Особенности внимания. Оцените, насколько развита способность ученика управлять своим вниманием (сформировано ли произвольное внимание и соответствует ли его развитие возрастным закономерностям?). Проявляются ли у ученика недостатки внимания, в какой форме («хлестаковская» или «профессорская» рассеянность)? Опешите особенности развития отдельных свойств внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
а) Характеризуя устойчивость, следует, во-1ых, отметить, является ли внимание ученика устойчивым, как правило, на протяжении всего урока или же ученик может быть сосредоточенным лишь какой-то промежуток времени (указать, какой: 5, 10, 15 мин. В начале, в середине, в конце урока). Во-вторых, указать, проявляется ли неустойчивость внимания примерно одинаково на всех уроках или существенно зависит от интересов школьника.
б) О степени концентрации внимания ученика свидетельствует его реакция на отвлекающие раздражители. Чем более сильный раздражитель требуется для отвлечения внимания школьника, тем концентрированнее его внимание. И, наоборот, если школьник легко отвлекается на незначительные посторонние раздражители, то концентрация внимания низкая.
в) О высоком развитии распределения внимания свидетельствует способность ученика одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности. Приведите примеры проявления этого качества.
г) О высокой скорости переключения внимания свидетельствует легкость включения в работу в начале урока; легкость перехода от одного вида учебной деятельности к другому (от усвоения нового материала к ответам по домашнему заданию). Учтите, что переключаемость внимания тесно связана с типом темперамента. У подвижных типов темперамента (сангвиники, холерики) это качество, как правило, развито сильнее, чем у малоподвижных типов (флегматики, меланхолики).
3. Особенности восприятия (тип восприятия, степень развития наблюдательности).
4. Особенности памяти: скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения; тип памяти по оптимальному способу заучивания; сравнительное развитие смысловой и механической памяти, образной и словесно-логической памяти; владение рациональными приемами заучивания.
а) Разным школьникам требуется разное количество повторений для того, чтобы запомнить одно и то же стихотворение, формулу, правило. Память школьников в этом случае различается по скорости заучивания.
б) Существование индивидуальных различий в длительности сохранения материала иллюстрирует следующий пример: один ученик легко вспоминает материал, заученных несколько месяцев (лет) назад, а другой не может вспомнить материал, усвоенный несколько дней назад.
в) Характеризуя индивидуальные особенности памяти школьника по точности воспроизведения, нужно отметить, насколько полно ученик обычно воспроизводит учебный материал, допускает ли фактические ошибки.
г) При определении типа памяти следует помнить, что различают зрительный, слуховой, моторный и комбинированный типы памяти: определяется по наиболее оптимальному способу запоминания информации любого содержания. Он может быть установлен на основе наблюдений, самоотчета школьника, а также экспериментальных исследований.
д) О высоком развитии механической памяти свидетельствует, легкость заучивания цифрового материала, стихотворения, а также дословная передача учебных текстов. О высоком развитии смыслового запоминания свидетельствует передача учебных текстов своими словами, легкость использования запомненной информации для решения задач.
е) О высоком развитии образной памяти свидетельствует хорошая память на лица, голоса друзей, картины природы, музыкальные мелодии, запахи. О высоком развитии словесно-логической памяти свидетельствует легкость запоминания текстов различного содержания, математических формул.
ж) К рациональным приемам заучивания можно отнести: смысловую группировку текста, распределенное во времени повторение, использование мнемотехнических приемов.
5. Особенности мышления.
а) Какой тип мышления является преобладающим (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное). Если ученик проявляет склонность к решению технических, конструкторских, организаторских задач, то у него преобладает предметно-действенный вид мышления. Если ученик легче решает геометрические задачи, чем алгебраические, усваивает факты, детали событий, склонен к эмоциональному изложению, то у него развито образное мышление. Если ученик легче решает задачи, требующие отвлеченных рассуждений, легко делает обобщения, излагает основные закономерности и связи событий, то преобладает абстрактное мышление.
б) Оцените, в какой степени у ученика развиты следующие качества ума:
- гибкость – умение находить новые способы решения задач, понять мнение другого человека и стать на его точку зрения; противоположное качество – инертность;
- умение логично, доказательно, обоснованно излагать свои мысли;
- глубина – умение проникнуть в сущность вопросов, видеть причины и следствия явлений;
- находчивость, сообразительность – умение в короткий срок разобраться в сложных ситуациях; противоположное качество – замедленность мышления;
- самостоятельность в рассуждениях – умение выработать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;
- критичность – способность объективно оценивать свои и чужие мысли.
в) Оцените уровень сформированности у данного ученика (в сравнении с одноклассниками и со взрослыми) следующих умений:
- проводить анализ учебного текста, условия задачи, художественного произведения;
- проводить сравнение понятий;
- давать определение понятий;
- проводить примеры и факты, иллюстрирующие и подтверждающие правила и законы;
- проводить классификацию понятий, явлений.
6. Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность, образность, эмоциональность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).
Методы:
1. Анализ устных ответов и письменных работ ученика.
2. Беседа с учеником о затруднениях в учебе, о рациональных приемах организации учебы.
3. Изучение показателей и уровней обучаемости школьника.
4. Изучение умственной самостоятельности школьников.
5. Ознакомление с приемами развития умственной самостоятельности школьников.
6. Проявление познавательного интереса школьников.
7. Сравнение учебных и познавательных мотивов.