Особенности языкового анализа, синтеза и представлений.
1)Анализ предложения на слова (определить количество, последовательность и место слов в предложении)
Стоят теплые деньки.
Осенью часто льют дожди.
Жёлтые листья падают на землю.
Из леса вышел старик с большой корзиной.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
2) Слоговой анализ, синтез:
а) определить количество слогов в слове:
МЫТЬ ЛАСТОЧКА
КРОВАТЬ ВЕСЕЛЕЕ
ПОДНОС ТЕМПЕРАТУРА
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
б) отобрать картинки, в названии которых 2 (3) слога (картинки не называются):
Картинки: дом, собака, зонт, капуста, карандаш, муха, парта, стол, портфель, велосипед
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
в) назвать слово или предложение, произнесенное по словам:
СКО-ВО-РО-ДА, ЗА-МО-РО-ЖЕН-НЫЙ, КА-НА-ВА, ПО-ТО-ЛОК, ТЕ-ЛЕ-ФОН, ПО-ЛУ-ЧИ-ЛА
НА-СТУ-ПИ-ЛА ВЕС-НА. НА СТО-ЛЕ ЛЕ-ЖАТ КНИ-ГИ.
НА ДЕ-РЕ-ВЬЯХ РАС-ПУС-ТИ-ЛИСЬ ПО-ЧКИ.
О-СЕ-НЬЮ ЛАС-ТОЧ-КИ У-ЛЕ-ТА-ЮТ НА ЮГ.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________
3).Фонематический анализ
а) выделение звука на фоне слова ("Слышишь ли ты звук___ в слове?")
Вывод:___________________________________________________
б) выделение 1-го звука из слова ("Какой 1-ый звук ты слышишь в слове_____?")
Вывод:___________________________________________________
в) выделение начального гласного под ударением:
АНЯ УТРО
ОЛЯ АСТРА
ИННА УДОЧКА
Вывод:___________________________________________________
г) выделение последнего звука из слова ("Какой последний звук ты слышишь в слове_______?")
МАК ПАЛЕЦ
КАРАНДАШ КРОВАТЬ
ДОМ ТАНКИСТ
АИСТ МИЛИЦИОНЕР
Вывод:___________________________________________________
д) определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце):
(Где ты слышишь звук , в начале или в конце слова?
Где ты слышишь звук , в начале, в конце или в середине слова?)
Вывод:___________________________________________________
е) определение последовательности и количества звуков в слове (с 3, 4, 5 звуками)
(Какой первый звук ты слышишь в слове ?
Какой звук следующий в слове ?
Какой последний звук ты слышишь в слове ?
Сколько звуков с слове_______?)
ДЫМ СТЕНА
КАША КОФТА
ШАПКА ДИКТАНТ
Вывод:________________________________________________________
з) определение места звука по отношению к другим звукам:
Какой по счету звук "Л" в словах: ландыш( ), палка( ), потолок ( ), бал( ), журнал( ).
Назови соседей звука "к" в словах: кошка( ), облако( ), солнышко( ), акробат( ).
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________
Вывод по состоянию фонем. анализа: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Фонематический синтез (способность соединять в слова звуки ненарушенной последовательности)
("Послушай звуки и составь из них слово")
ч а с а л ф а вь и т
п а р к вь и с н а
сь ть и х ф у т б о л
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
5) Фонематические представления
а) Придумай слово со звуком______; чтобы этот звук был
в начале слова_____________________________________________
в конце слова_____________________________________________ в середине слова__________________________________________
Вывод:___________________________________________________
б) Придумай слово, чтобы в нем было:
3 звука___________________________________________________
4 звука___________________________________________________
5 звуков___________________________________________________
6 звуков___________________________________________________
Вывод:___________________________________________________
в) Предлагается 10-12 предметных картинок ("Отложи в сторону картинки, в названии которых есть звук___ ")
Вывод:___________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Общий вывод по языковому анализу:____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной функции:
тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
объем и продолжительность выдоха___________________________
ритмичность___________________________________________________
характер вдоха при речи_________________________________________
синхронность речевого и неречевого выдоха________________________
Характеристика голоса:
сила: чрезмерно тихий, громкий, нормальный
высота:_______________________________________________________
тембр_________________________________________________________
наличие/отсутствие монотонности_________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
Особенности просодической стороны речи.
темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
ритм (нормальный, аритмия)
употребление пауз в потоке речи_____________________________
употребление интонаций (повествовательная, побудительная,
вопросительная)
употребление ударений: словесных________________________________________________
логических________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________
Симптоматика заикания
Проявление заикания в зазличных формах речи на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших сказок
1. Шепотная речь
2. Сопряженная речь
3. Отраженная речь
4. Вопросно-ответная речь
5. Пересказ прослушанного текста с опорой на картинки
6. Рассказ по серии сюжетных картинок
7. Рассказ по картине
8. Самостоятельный рассказ
Для школьников:
9. Отражение заикания на письме - репродуктивное письмо (списывание)
10. Проявление заикания при чтении
Вывод:
1) Данные о сохранных речевых возможностях_________________
2) Частота проявления судорог______________________________
3) Проявление судорог в зависимости от речевого материала (фраза, слово)__________________________________________
слоговой структуры слова____________________________________
громкости_________________________________________________
Формы судорог:
клонические, тонические, клоно-тонические;
по локализации судорог:
дыхательные судороги: эксператорные, инсператорные
голосовые: смыкательные, размыкательные, вокальные
артикуляторные: губные, язычные, мягкого неба, смешанные
4) Наличие сопутствующих судорог мышц тела, лица, тремор, тики, синкинезии_____________________________________________
5) Сопутствующие телодвижения (произвольные, непроизвольные)________________________________________
6) Наличие лишних слов или звуков при речи (эмболофразии)_________________________________________
Другие особенности речевого поведения:
1. Степень фиксации на заикании_________________________________
2. Наличие страхов (фобий) при произнесении звуков, слов_______________________________________________________
3. Степень выраженности заикания_______________________________
4. Формы речи, при которых заикание наиболее заметно ___________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________