Виды исследовательских работ

Разработанный еще в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.Однако для внедрения проектной деятельности в практику необходимо четко определить: что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы обучающихся, какова степень участия преподавателя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от индивидуальных особенностей обучающегося.

Среди различных видов самостоятельной работы обучающихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты, учебные исследования. Однако и они являются лишь частью всего проекта.

Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему.

Научный доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Требования к докладу:

- отражается новизна и практическая значимость темы;

- раскрывается основное содержание темы;

- обосновываются выводы и предложения (авторские).

Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара и т.д.).

Стендовый доклад.Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Требования к стендовому докладу:

- наглядность, нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы;

- соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1, при этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см;

- оптимальность, количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты;

- популярность, информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада:

цели и задачи работы

описание сделанного в процессе исследования

методы, используемые в ходе исследовательской деятельности

основные результаты и выводы

благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.

Порядок работы над литературным обзором:

- общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр);

- выделение наиболее важных частей прочитанного;

- составление тезисного плана прочитанного;

- выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные;

- сравнение данной информации с той, которая получена из других источников;

- критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.

Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой–либо научной проблемы и известных способов её решения.

Структурные компоненты научной статьи:

- описание проблемы и её актуальности для теории и практики;

- краткие данные о методике исследования;

- анализ собственных научных результатов и их обобщение;

- выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

- ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.

Цель научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета:

- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

- значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость;

- характеристика применявшихся методов исследования;

- описание результатов исследования;

- заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

- выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы. Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.

Этапы работы над рецензией:

Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста - сбор материала для анализа: - выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы; - определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы; - оценка актуальности затронутой проблемы, видение её в контексте других или всей системы рассуждений; - оценка композиции исходного текста (реферата); - оценка стилевого единства изложения; - написание аналитического текста на основе собранного материала.
Формирование авторского замысла рецензента - продумывание личностной позиции рецензента: согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы; - формирование целостной эмоциональной оценки текста рецензентом (что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.).
Выбор композиционного решения рецензии - три части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них; - целостность композиции.
Написание рецензии проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции

Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, проблемы, результатов научного исследования и т.п.; 2) доклад на какую – либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников.

Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки. Преподаватель должен помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Принципы организации работы над рефератом:

- целесообразно привлекать к такой работе обучающихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением;

- решение о занятии такого рода деятельностью обучающийся должен принимать самостоятельно;

- преподаватель оказывает помощь в выборе темы реферата и консультирует обучающегося в процессе работы;

- исследовательская деятельность не должна носить массовый характер;

- приступая к работе обучающийся должен знать точные сроки выполнения реферата ( они зависят от сложности темы );

- обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта реферата, выделяется время на доработку и редактирование;

Реферат сдается на рецензию научному руководителю не позднее недели до защиты.

Требования к оформлению реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях.

Структура реферата:

1) Содержание (оглавление с указанием страниц).

2) Введение(объем не должен превышать 1 – 2 страницы).

3) Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность

цели и задачи работы.

4) Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).

5) Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).

6) Основная часть.Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы).Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).

Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.

7) Заключение.Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.

Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).Формулирование своей позиции (обобщение).Обозначение перспектив решения заявленной проблемы (в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).

Объем заключения не должен превышать 1-3 страницы.

8) Список источников. Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.

Может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких – либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Презентация — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного; нформационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме

Основные принципы разработки учебных презентаций:

1) Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2) Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3) Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4) Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5) Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6) Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7) Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Этапы создания презентации:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

- Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

-Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

- Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

- Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

- Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Компьютерную презентациювы можете оформить, например, так:

                       
    Виды исследовательских работ - student2.ru   Виды исследовательских работ - student2.ru   Виды исследовательских работ - student2.ru   Виды исследовательских работ - student2.ru
 
 
    Виды исследовательских работ - student2.ru
    Виды исследовательских работ - student2.ru     Виды исследовательских работ - student2.ru
  Виды исследовательских работ - student2.ru
 

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Виды исследовательских работ - student2.ru


Наши рекомендации