I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе

Министерство образования и науки Российской федерации

Стерлитамакский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

РАБОТ СТУДЕНТОВ

Стерлитамак

УДК

ББК

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Фатыхова А. Л. (Стерлитамакский филиал БашГУ) кандидат педагогических наук, доцент Пендюхова Г. К. (Стерлитамакский филиал НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет в г. Стерлитамак РБ); кафедра педагогики и психологии (Стерлитамакский филиал БашГУ)

Ответственный за выпуск – кандидат психологических наук, доцент А. В. Малолеткова (Стерлитамакский филиал БашГУ)

Методические рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ студентов /Авт-сост. к.п.н., доцент Касимова З.Ш., к.п.н., доцент Салимова Р.М. - Стерлитамак:Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», 2013. – 46с.

Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с основами самостоятельной научно и учебно-исследовательской работы в вузе, содержат общие и специальные требования к содержанию, структуре, порядку выполнения, оформлению и защиты учебно-исследовательских работ студентов; включают в себя советы студентам по овладению навыками исследовательской работы; предлагают помощь в процессе работы над дипломными и курсовыми работами по педагогике и психологии.

Методические рекомендации предназначены для бакалавров, магистров по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование и студентов, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология.

© Авт-сост.:

к.п.н., доцент Касимова З.Ш.,

к.п.н., доцент. Салимова Р.М 2013

© Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013

ВВЕДЕНИЕ

В материалах Болонских конференций (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а, т. к. знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, о необходимости участия в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций.

Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными исследовательскими умениями и навыками, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптируясь к изменяющимся условиям. При обучении студентов необходимо формирование культуры мышления, развитие интеллектуального потенциала личности, творческого конструирования, овладение методологией научного психолого-педагогического исследования, изучение функциональных возможностей методов исследования, понимание сущности психолого-педагогического экспериментирования.

Научно-исследовательская деятельность студента выступает фактором формирования культуры педагогической деятельности. Именно эти процессы, во-первых, побуждают будущего педагога-психолога самостоятельно творить, то есть искать, изобретать, создавать или конструировать новый продукт, индивидуальный опыт, экспериментально проверять их эффективность; во-вторых, позволяют преодолевать сложившиеся стереотипы и шаблоны в психолого-педагогической деятельности; в - третьих, прогнозировать развитие индивидуальной культуры психолого-педагогической деятельности.

Приобщение студентов к научно-исследовательской работе дает наибольший результат в развитии мотивационно-ценностного отношения к культуре педагогической деятельности. Исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Исследовательское начало одухотворяет практическую педагогическую деятельность, а последнее способствует научному творчеству

Все эти качества формируются в вузе через активное участие студентов в учебно-исследовательской, научно-исследовательской работе. Они способствуют повышению качества подготовки будущих специалистов, так как учебный процесс, сливаясь с научно-исследовательской работой, все более превращается в реальную профессиональную деятельность, которая в настоящее время составляет основу процесса становления будущего конкурентоспособного специалиста. В процессе их выполнения в творческом взаимодействии с преподавателем формируется личность будущего педагога-психолога, развивается умение решать актуальные психолого-педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной психологической, педагогической литературе, успешно и творчески применять на практике полученные теоретические знания.

Выполнение курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ предусмотрено государственными стандартами и учебным планом, и обязательно для каждого студента.

Методические рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ студентов работ разработаны для оптимальной организации УИРС И НИРС и содержат общие и специальные требования к их содержанию, структуре, оформлению. Предлагаемые рекомендации призваны облегчить студентам выполнение самостоятельных исследовательских работ и обеспечить их высокое качество. С этой целью предлагаются основные методы, этапы организации и проведения научных психолого-педагогических исследовании, примеры оформления текста и иллюстративного материала.

При составлении методических рекомендации были использованы материалы Государственного образовательного стандарта по специальности 050706 «Педагогика и психология», ФГОС по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации», утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию, ГОСТ Р 7.0.5. - 2008 «Оформление библиографии. Общие требования и правила составления», библиографическая ссылка (по ГОСТу Р 7.0.5. – 2008 «Библиографическая ссылка»), исследования Краевского В.В., Новикова А.М., Образцова П.И, Волкова Б.С Загвязинского В.И. Дружинина В.Н. Скаткина М.Н., методических указаний, разработанных в Башкирском государственном университете.

I. Виды и структура научно-исследовательских работ студентов в вузе

Наши рекомендации