Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Некоторые особенности научного стиля

Для написания научных текстов: статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, эссе, лекций, учебников, диссертаций и т.п. — используется научный стиль, для которого характерны:

1) логическая последовательность изложения;

2) однозначность, точность формулировок;

3) лаконизм и конкретность;

4) объективность формулировок.

Рассмотрим каждую из вышеуказанных черт на примерах.

Логичность предполагает последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания исследования, что достигается:

— последовательностью развития мысли (во-первых; прежде всего; далее и т.п.);

— правильным установлением причинно-следственных отношений (как уже было сказано; кроме того; к тому же ...);

— указанием на противоречия (однако; между тем; с другой стороны и др.).

Точность проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи зависит от правильного словоупотребления, в первую очередь терминов. Научный стиль требует однозначности обозначения понятий, явлений, предметов.

Конкретность предполагает использование реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. В отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше — меньше» и т.п., в научных работах используются количественные показатели.

Конкретность научной речи требует доказательности цитирования, ссылок на первоисточники, результатов исследования.

Сжатость (лаконизм) при насыщенности содержания достигается путем строгого отбора лексики, четкой структурированности текста, использования рубрикации.

Отличительная черта научного стиля — преобладание существительных (их примерно в четыре раза больше, чем глаголов). Преобладает абстрактная лексика (отглагольные образования на .-ние, -ство; отыменные — на -ость: углубление, доказательство, погрешность). Большая часть этих слов имеет книжную стилистическую окраску (плавление, обезвоживание, экранирование).

Среди прилагательных преобладают относительные (солнечная активность;. звуковой тип; нулевой артикль; двигательные реакции). «Отстранение» автора или его минимальная «активность» как субъекта исследования с целью придать изложению более объективный характер достигаются безличными формами глаголов (нами был разобран метод; нетрудно попять; можно утверждать и т.п.). Употребление причастий в полной и краткой форме также характерно для научного стиля (предложенный способ; как уже было отмечено; атмосферные осадки насыщены крупными частицами; концентрация веществ приближена к верхней границе и т.д.).

Если содержание работы объемно, то лучше разделить его на главы, но их оптимальное число — не более двух-трех. 1-я глава может быть посвящена теории вопроса, а 2-я — экспериментальной проверке гипотезы или описанию изобретенного устройства. Можно выделить внутри главы параграфы.

Без необходимости не следует увеличивать число глав и параграфов работы, т.к. это усложняет структуру.

Подготовка доклада

Для 10-минутного выступления на конференции или на обычном уроке автором (ами) готовится текст доклада объемом в 3-4 страницы машинописного текста (или немного больше, если он написан от руки). В зависимости от регламента текст может быть увеличен или уменьшен.

На введение и выводы отводится примерно 1/2 листа. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая; на Изложение оригинальной методики требуется больший объем. Так же кратко характеризуется область исследований и обзор литературы. Список литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных результатов.

Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблиц, схем и рисунков, которые выполняются на больших стандартных листах ватмана с соблюдением общих правил, а также (в некоторых случаях) — объектов исследования.

Для демонстрации в процессе доклада отбирают самые информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основ­ные выводы работы. Доклад не должен быть перегружен ил­люстративным материалом: 1-2 таблицы, иллюстрирующие первичный фактический материал, и 2-3 таблицы (или 2-3 графика), иллюстрирующие установленные закономерности.

Особое внимание следует уделить заголовкам иллюстраций и подписям к ним, которые должны легко читаться. Изображение на рисунках и таблицах должно быть четким и ясно различимым с расстояния, определяемого размерами помещения аудитории.

Графики и рисунки могут быть цветными, но цветов не должно быть более четырех, т.к. пестрота затрудняет восприятие.

Для удобства обсуждения плакаты рекомендуется пронумеровать. На полях или в тексте доклада делают яркие пометки в тех местах, где следует обратиться к таблице или рисунку. В докладе необходимы ссылки на первоисточники с указаниями фамилий авторов и года издания.

После доклада, как правило, автору работы Задают вопросы. Ответы на них позволят уточнить и дополнить доклад. (Примеры докладов учащихся см. в Приложении.)

Этапы работы над рефератом

Подбор и изучение основных источников по теме (8-10 различных источников).

Написание реферата.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

Титульный листсодержит наименование вуза, кафедры. Название реферата. Сведения об авторе, с указанием номера группы, фамилии, инициалов, а также сведения о преподавателе – ученая степень, звание, фамилия и инициалы.

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Номера разделов или глав обязательно должны обозначаться цифрами. Слова «Глава», «Раздел» не пишутся.

Введение должно содержать обоснование актуальности темы исследования, целей и задач работы, описание структуры реферата, анализ использованной литературы.

Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего, ответ на вопрос: «Почему я выбрал эту тему реферата, чем она меня заинтересовала». Краткий обзор литературных источников по проблеме – в этой части введения необходимо охарактеризовать основные источники, с которыми работал автор.

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

§ Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа; любые утверждения лучше выражать в безличной форме.

§ При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

§ Каждая глава должна начинаться с новой страницы.

§ При изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

§ В конце каждой главы делается вывод.

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата)

Список литературы.

Приложениепомещается послесписка литературы и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы, рисунки.

КУРСОВАЯ РАБОТАпо экономическим дисциплинам — это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области экономики, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.

При написании курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.

Структура работы

Работа строится обычно в следующем последовательности:

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основная часть текста;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложение.

Введение к исследовательской работе должно содержать краткую характеристику темы (проблемы), показать основные этапы ее изучения, давать оценку современного состояния и целесообразности ее дальнейшей разработки. На основании этого в конце введения ставится цель исследования, достижению которой посвящается основная часть работы.

Основная часть текста работы включает в себя обзор литературы по теме, изложение научной гипотезы, экспериментальную или теоретическую части, методику исследования, комментарии и оценки полученных результатов. В соответствие с этим основную часть текста делят по выбору исследователя на главы, разделы, параграфы, при необходимости на пункты.

В заключении делают основные и краткие выводы по результатам исследования.

Список использованной литературы показывает ширину и глубину изучения темы и документально подтверждает достоверность изложения фактов.

Приложения являются факультативной частью в общей структуре работы и зависят от специфики темы. В приложениях дают дополнительный или вспомогательный материалы, если они необходимы автору исследования.

Рецензия

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.

Этапы работы над рецензией

Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста.
  1. Сбор материала для анализа:
    • Выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы.
    • Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы.
    • Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений.
    • Оценка композиции исходного текста (реферата).
    • Оценка стилевого единства изложения.
  2. Написание аналитического текста на основе собранного материала.
Формирование авторского замысла рецензента. Продумывание личностной позиции рецензента:
    • Согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы.
    • Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом ( что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.)
 
Выбор композиционного решения рецензии 3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции.
Написание рецензии Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Наши рекомендации