III. Государственные экзаменационные комиссии
3.1. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председателем государственной экзаменационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии – кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля.
Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение.
Государственные экзаменационные комиссии действуют в течение одного календарного года.
3.2. Для проведения государственной итоговой аттестации в высшем учебном заведении, филиале вуза ректором учебного заведения формируются (после утверждения председателя государственной экзаменационной комиссии в соответствии с п.9 настоящего Положения) государственные экзаменационные комиссии по каждой основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования и высшего образования.
3.3. Государственные экзаменационные комиссии руководствуются в своей деятельности настоящим Положением, соответствующими ФГОС среднего профессионального и высшего образования в части, касающейся требований к государственной итоговой аттестации, учебно-методической документацией, разрабатываемой высшими учебными заведениями на основе ФГОС по направлениям подготовки и специальностям среднего профессионального и высшего образования, и методическими рекомендациями учебно-методического управления высшего учебного заведения.
Основными функциями государственной экзаменационной комиссии являются:
– определение соответствия подготовки выпускника требованиям и ФГОС среднего профессионального и высшего образования и уровня его подготовки;
– принятие решения о присвоении квалификации по результатам государственной итоговой аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о среднем профессиональном или высшем образовании;
– разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной экзаменационной комиссии.
3.4. Государственная экзаменационная комиссия по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования и высшего образования состоит из экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных ФГОС среднего профессионального и высшего образования.
По решению Ученого совета высшего учебного заведения по итоговым аттестационным испытаниям может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий, а также организовано несколько государственных экзаменационных комиссий по одной основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования и высшего образования.
В состав государственной экзаменационной комиссии филиала вуза в качестве заместителя председателя входит представитель высшего учебного заведения.
3.5. Экзаменационные комиссии формируются из состава научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «ПГУ», а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций – потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений.
Председатели экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя государственной экзаменационной комиссии.
Состав экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний утверждается ректором Университета.
IV. Цели подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР)
и основные требования к ее содержанию
4.1. ФГОС среднего профессионального и высшего образования для обучающихся выпускного курса предусматривается выполнение выпускной квалификационной работы с ее последующей защитой в Государственной экзаменационной комиссии.
4.2. Целями выполнения выпускной квалификационной работы, наряду с определением достигнутого студентом к концу обучения в вузе уровня навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические знания при анализе реальной действительности, группировать и обобщать исследуемый материал, аргументировать выводы, вырабатывать и обосновывать рекомендации, предложения, являются следующие:
- подтвердить уровень получаемой квалификации, профессиональных знаний и навыков;
- разработать одну из актуальных тем, имеющую теоретическое и практическое значение.
4.3. Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать указанным целям и отвечать следующим основным требованиям:
- выпускная квалификационная работа должна проявлять самостоятельность автора, раскрывать основные проблемы избранной для исследования темы, носить исследовательский характер и иметь практическую направленность;
- содержание работы должно подтверждать знание студентом литературы по данной отрасли науки, осведомленность об основных направлениях науки в области изучаемой проблемы;
- в работе должен быть использован фактический материал в области изучаемой проблемы, необходимые аналитические и статистические данные;
- в работе должно быть продемонстрировано умение автора обобщать и анализировать материал, а также соблюден необходимый профессиональный и литературный уровень изложения материала;
- выпускная квалификационная работа подлежит обязательному рецензированию;
- выпускная квалификационная работа может быть продолжением и углублением студентом материала, получаемого в результате выполненных им ранее курсовых работ, при соблюдении следующих условий: более основательного и глубокого анализа проблемы, привлечения дополнительного фактического материала, практической ориентированности выводов и рекомендаций, а также более высокого уровня самостоятельности в содержании и выводах исследования;
- выпускная квалификационная работа может предполагать разработку интеллектуально-инновационного продукта c его последующей коммерциализацией.
4.4. Выпускная квалификационная работа обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) среднего профессионального образования – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной экзаменационной комиссией.
Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) предполагает реализацию следующих образовательных и профессиональных целей:
- систематизация, закрепление и совершенствование полученных студентами знаний и умений;
- формирование умений творчески применять теоретические знания в процессе практического решения поставленной проблемы;
- формирование и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, экспериментирования;
- овладение методологической культурой.
ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер.
Объём ВКР должен составлять от 30 до 45 страниц печатного текста без приложений.
4.5. Бакалаврская работа должна представлять собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством научного руководителя, свидетельствующую о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал профилизации и выработке навыков выполнения исследовательских работ, об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы, содержащую элементы научного исследования и желательную практическую ориентированность. Выпускная квалификационная работа может основываться на обобщении выполненных выпускником курсовых работ, иметь компилятивный характер или выступать в форме проекта и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.
Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра – от 30 до 50 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.
4.6. Выпускная квалификационная работа обучающихся по основным профессиональным образовательным программам специалитета выполняется выпускником самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе подготовки специалиста.
ВКР (дипломная работа, проект) должна свидетельствовать о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных во время учебы теоретических знаний, освоенных компетенций и применению их при решении разрабатываемых в дипломной работе (проекте) вопросов и проблем; степени подготовленности обучающегося к самостоятельной практической работе по специальности. ВКР должна привить обучающемуся навыки творческого изучения и решения актуальных проблем конкретной специальности.
Для участия в реальном совершенствовании производственного процесса будущий специалист должен уметь теоретически обосновывать и профессионально решать конкретные исследовательские задачи.
Рекомендуемый объем ВКР специалиста – от 40 до 75 страниц печатного текста без приложений.
4.7. Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научной направленности, выполняемую магистрантом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе подготовки магистра.
Магистерская диссертация должна свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых методологических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.
Магистерская диссертация выполняется студентом по материалам, собранным им лично за период научно-исследовательской практики.
Магистерская диссертация должна отличаться от бакалаврской работы глубиной теоретической проработки проблемы, от выпускной квалификационной работы специалиста – научной направленностью.
Тема магистерской диссертации должна отражать специализацию студента и, как правило, соответствовать направленности научно-исследовательских работ соответствующих кафедр.
Рекомендуемый объем ВКР магистра – от 60 до 100 страниц печатного текста без приложений.
V. Тематика выпускных квалификационных работ: