Правовой статус органов исполнительной власти, их функции и виды. Министерства, государственные комитеты, агентства, государственные комиссии и службы.

Отдельные министерства и ведомства — это отраслевые органы исполнительной власти, каждый из которых, в отличие от правитель­ства в целом, обладает не общей, а специальной компетенцией, т.е. совокупностью полномочий лишь в определенной сфере государст­венного управления. Во главе министерств стоят министры (от лат. minister — служитель, подручный), которые единолично решают во­просы в соответствующей области управления, хотя и могут опирать­ся на мнение коллегии министерства или иного круга высокопостав­ленных министерских специалистов. Ведомства подразделяются на правительственные, руководители которых входят в состав прави­тельства, имеют ранг министра и назначаются главой государства, и неправительственные, руководители которых не имеют ранга министра, не входят в состав правительства и назначаются премьер-министром.

Выводы:

1. Правительством называют обычно коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляющий руководство управлением страной. Правительство отличается от органов законодатель­ной власти тем, что оно не творит законы, а исполняет их, проводит их в жизнь.

2. Правовой статус Правительства Кыргызской Республики базируется на положениях Конституции и на законодательстве об исполнительной власти. Главное качество этого высшего государственного органа состоит в том, что он призван олицетворять и возглавлять одну из трех ветвей власти, а именно исполнительную власть и осуществлять его самостоятельно. Конституция КР конституционно-правовой статус Правительства Кыргызской Республики определяет в ст. 83 следующим образом: «исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации» (ст. 83 К. КР).

3. Формирование правительства по своему способу во многом зависит от избранной в стране формы государственного правления. В связи с этим прежде всего различают два основных пути формирова­ния правительств — парламентский и внепарламентский.

Порядок формирования структуры Правительства в Кыргызской Республике, его состава определен Конституцией Кыргызской Республики. Согласно ст. 84 Конституции КР в Кыргызской Республике установлен парламентский путь формирования правительства.

4. Компетенция Правительства Кыргызской Республики закреплена в ст. 88, 90 Конституции КР.

Полномочия ЖК КР выражаются в том, что Правительство реализует внутреннюю и внешнюю политику государства; обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах; разрабатывает и реализует общегосударственные программы экономического, социального, научно-технического и культурного развития; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка; обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности.

5. В формировании Правительства в Кыргызской Республике, как указывалось, большая роль принадлежит Жогорку Кенешу. В то же время акт о назначении Премьер-министра издается Президентом. Правительство Кыргызской Республики подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных действующей Конституцией. Необходимо отметить, что несмотря на формирование Правительства Жогорку Кенешем, срок полномочий Правительства совпадает со сроком деятельности Президента. При сложении им своих полномочий Правительство уходит в отставку

6. Порядок отставки и сложения полномочий Правительства определен в Конституции Кыргызской Республики. Следует отметить, что Основной закон Кыргызской Республики устанавливает как индивидуальную, так и солидарную ответственность Правительства.

7. Для исполнения законов необходимы организационные меры, распорядительная деятельность, издание индивидуальных и нормативных актов. Наиболее значительные из актов Правительства принимаются в форме постановлений, а в форме распоряжений — акты по оперативным и другим текущим вопросам.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое правительство и каково его место в системе органов государст­венной власти?

2. Каков состав правительства? Что такое однопартийное, коалиционное и беспартийное правительства и когда они складываются?

3. Как формируются правительства? Чем отличаются парламентский и вне­парламентский путь формирования правительства?

4. В чем отличие конституционно-правового статуса правительства в прези­дентских и парламентских республиках?

5. Каковы основные полномочия правительства, в том числе и по отдельным важнейшим сферам его деятельности?

6. Как организуется деятельность правительства и в чем проявляется здесь особая роль премьер-министра?

7. Каков конституционно-правовой статус Правительства КР?

8. Как формируется Правительство КР?

9. Какова компетенция Правительства КР в различных областях обществен­ной жизни?

Практические задания:

1. Составьте диаграмму Венна по конституционно-правовому статусу Правительства согласно действующей Конституции КР и редакции Конституции КР 2007 года (т.е. определить общее и специфичное).

2. Представьте схематично структуру Правительства Кыргызской Республики.

Наши рекомендации