Виды исследовательских работ и их структура
Выделяют несколько видов исследовательских работ:
· проблемно-реферативные – написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;
· реферативно-экспериментальные – в основе которых лежит эксперимент, методика которого уже известна науке. Такие работы нацелены на интерпретацию самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента.
· проектно-исследовательские – основу таких работ составляет проект, разработка которого ведется с использованием мало изученных, нестандартных исходных данных;
· исследовательские – в основе таких работ лежит исследование (с использованием общих и специальных методов), направленное на решение какой-либо проблемы. Обязательной часть подобной работы является интерпретация полученных данных.
Работа может быть выполнена как одним автором, так и творческой группой, которая, как правило, включает не более двух-трех человек.
Сложилась традиционная схема представления большинства исследований, которая состоит из теоретической, процедурной, эмпирической и аналитической частей. Помимо этого, работа не может обойтись без таких элементов, как введение, заключение и др.
По структуре исследовательская работа должна включать следующие элементы:
· Титульный лист(см. прил. 1);
· Оглавление(автоматическое);
· Введение;
Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, определяется ее актуальность, объект, предмет исследования, формулируется гипотеза, определяются цели и задачи работы, дается характеристика применяемых методов исследования.
· Теоретическая часть – понимание смысла и назначения исследования, места изучаемого вопроса в общей картине мира;
В разделах теоретической части рассматриваются вопросы истории и теории исследуемой проблемы, анализируется современное состояние проблемы в практике, рассматриваются различные методики исследования проблемы.
· Процедурная часть – выстраивание стратегии и тактики исследования;
В процедурной части находят отражение такие элементы исследования как выбор и обоснование методов и методик исследования, планирование этапов исследования или эксперимента, разработка и обоснование программы исследования.
· Практическая часть – сбор, систематизация и представление собственного исследовательского материала;
· Аналитическая часть – обработка, анализ, сопоставление, интерпретация полученного исследовательского материала в соотношении с теоретической частью;
· Заключение;
Подводятся итоги, и дается обобщенный вывод по теме работы, рекомендации по применению полученных результатов.
· Список используемых источников;
· Приложения.
Курсовые работы
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Выполнение курсовой работы (проекта) проводится обучающимися за счет часов обязательной аудиторной нагрузки по дисциплине, МДК.
Задание на курсовое проектирование выдается руководителем КР, датируется днем выдачи. В задании приводится тема курсовой работы, требования к ее выполнению, рекомендуемая литература, примерный план и график ее выполнения. Общее руководство и контроль хода курсового проектирования в соответствии с выданным заданием осуществляет руководитель курсовой работы.
Ответственность за результаты проектирования полностью несет обучающийся - автор курсовой работы.
Защита является обязательной формой проверки качества курсовой работы, степени достижения цели и успешности решения задач проектирования, а также умения обучающегося вести публичные дискуссии. Порядок защиты КР определяется цикловой методической комиссией.
Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов (задач);
· формирования навыков использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· подготовки к государственной итоговой аттестации.
Таблица 1