Слабые участки синтаксической нормы

Практическое занятие № 4

СЛАБЫЕ УЧАСТКИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМЫ

Вопросы

1. Трудные случаи согласование подлежащего со сказуемым.

2. Трудные случаи согласования определений и приложений.

3. Нормативность именного и глагольного управления. Выбор правильного падежа и предлога.

4. Употребление деепричастного оборота.

Задания

1. Выберите правильную глагольную форму.

1) Несколько ребят (согласилось, согласились) прийти завтра. 2) По приблизительным подсчётам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей. 3) Большинство его произведений (заканчивается, заканчиваются) трагично. 4) Большая часть депутатского корпуса (проголосовала, проголосовали) «за». 5) Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрации. 6) «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 7) Газета «Аргументы и факты» не раз (писала, писали) об этом. 8) Театр-студия (расположен, расположена) недалеко. 9) Четвёртый курс, точнее, большая его часть (прошёл, прошла) практику. 10) Первые, кто (пришёл, пришли) на помощь, были спасатели. 11) Не кто иной, как родители, (ответствен, ответственны) за детей.

Раскройте скобки, поставив глагол в форме прошедшего времени.

1. «Двенадцать стульев» М. Захарова (возродить) инте­рес к творчеству И. Ильфа и Е. Петрова. 2. «Аргументы и факты» (писать) об этом ещё на прошлой неделе. 3. «Джентльмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии. 4. «Чапаев и Пустота» (принести) автору шумный успех. 5 «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой. 6. Фильм «8 1/2» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини. 7. «Вечерний Петербург» (рассказывать) о прошедшем фестивале в предпоследнем номере.

3. Вставьте пропущенные окончания. Обоснуйте выбранную форму.

1) На съезде присутствовал.. 117 делегатов, причём большинство их был.. представителями отдельных районов. 2) Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был.. готов.. к новым играм. 3) Большинство предметов, лежавших на столе, был.. покрыт.. пылью. 4) За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был.. наш профорг группы. 5) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил.. всех. 6) На пересечении двух улиц открыл.. автомат-закусочная. 7) Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал.. новый типовой проект. 8) Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, должн.. сыграть важную роль в развитии производства. 9) Рядом с торговым цент­ром открыт.. кафе-столовая. 10) Плетён.. кресло-качалка сто­ял.. на террасе. 11) Театр-студия О. Табакова воспитал.. немало талантливых актеров. 12) С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой пополнил.. новыми экспонатами. 13) Книга-справочник для автолюбителей издан.. и поступил.. в продажу. 14) Все, даже мама, был.. сегодня против него. 15) На экзамен пришл.. всего 10 человек.

Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещённые справа.

Образец: подготовка и руководство – аспиранты

подготовка аспирантов и руководство ими

помощь и сотрудничество - предприятие

руководство и контроль - организация

надеяться и верить - свои выпускники

подбор и наблюдение - факты

понять и смириться - трудности

координировать и руководить - деятельность организаций

Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже.

1) По (окончание) лекции все собрались уходить. 2) По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 3) Согласно (распоряжение, указ, решение, постановление, приказ). 4) Благодаря (выступление, успех, знание). 5) Время доказало превосходство этого способа (другие). 6) Всё это делается на благо (дети, родина).

6. Вставьте пропущенные окончания. Обоснуйте выбранную форму.

1) Занимает две больш… комнаты. 2) Увидел 44 красн… шара (больш… окна). 3) Ждали добр… три дня. 4) За последн… два квартала. 5) В конце ХIХ – начале ХХ век… . 6) Головной и спиной мозг… . 7) Между пятым и шестым ребр… . 8) Владеет немецким и английским язык… . 9) Орловская или Курская област… . 10) Мелко нарезанн… зелень и мясо.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ  
1. Ошибочное словообразование трудолюбимый, надсмехаться
2. Ошибочное образование формы существительного многие чудатехники не хватает время
3. Ошибочное образование формы прилагательного более интереснее красивше
4. Ошибочное образование формы числительного с пятистами рублями
5. Ошибочное образование формы местоимения ихнего пафоса
6. Ошибочное образование формы глагола они ездиют жгёт костры пиша о жизни природы
7. Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом
8. Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
11. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
12. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами
13. Ошибки в построении предложения с однородными членами В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
14. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
15. Смешение прямой и косвенной речи, ошибки в цитировании Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.
16. Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.


Практическое занятие № 4

СЛАБЫЕ УЧАСТКИ СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМЫ

Вопросы

1. Трудные случаи согласование подлежащего со сказуемым.

2. Трудные случаи согласования определений и приложений.

3. Нормативность именного и глагольного управления. Выбор правильного падежа и предлога.

4. Употребление деепричастного оборота.

Задания

1. Выберите правильную глагольную форму.

1) Несколько ребят (согласилось, согласились) прийти завтра. 2) По приблизительным подсчётам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей. 3) Большинство его произведений (заканчивается, заканчиваются) трагично. 4) Большая часть депутатского корпуса (проголосовала, проголосовали) «за». 5) Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрации. 6) «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 7) Газета «Аргументы и факты» не раз (писала, писали) об этом. 8) Театр-студия (расположен, расположена) недалеко. 9) Четвёртый курс, точнее, большая его часть (прошёл, прошла) практику. 10) Первые, кто (пришёл, пришли) на помощь, были спасатели. 11) Не кто иной, как родители, (ответствен, ответственны) за детей.

Наши рекомендации