Тема «Мой дом и что есть в нем.
Мебель, посуда, бытовая техника»
Занятие 1.
Цель: научить ребенка различать и правильно называть предметы мебели.
Материалы: картинки с изображением предметов, которые есть в каждом доме (или сами предметы), маленький мяч для игры.
Ход занятия:
1. «Посмотри внимательно вокруг себя. Какие предметы тебя окружают? Назови их.
Итак, сегодня мы будем говорить о предметах, которые находятся в нашем доме»
«Давай подумаем, из чего они сделаны?» Например, стол сделан из дерева, значит он – деревянный. Настольная лампа сделана из другого материала, как правило, из пластмассы, значит она пластмассовая. Ложка – сделана из чего? (из металла, серебра и т.д.), следовательно она какая? - металлическая и т.д.
2. Раздели картинки на группы. Ребенку предлагается ряд картинок с изображением различных предметов мебели, посуды, электрических приборов. Если нет возможности найти картинки, воспользуйтесь обычными предметами. После разделения на группы необходимо спросить о них, почему именно эти группы, как их можно назвать одним словом (мебель, посуда и т.д.).
3. Ребенку предлагается найти лишнее слово в строке (лучше, если он сам прочитает эти слова, написанные ператными буквами на карточках):
КРЕСЛО, СТУЛ, ШКАФ, ДИВАН.
МАРТРАЦ, ТАХТА, СОФА, КУШЕТКА.
ШКАФ, БУФЕТ, ТАБУРЕТ, СЕРВАНТ.
КОЛЫБЕЛЬ, ДИВАН, КУШЕТКА, СОФА.
ДИВАН, ГАМАК, КРОВАТЬ, ТАХТА.
Предварительно с ребенком необходимо поговорить о предметах мебели, вводя в его словарь новые названия.
4. Физкультминутка.
В качестве переменки можно предложить детям поиграть в мяч. Один из игроков кидает мяч другому и называет какое-либо слово. Ловить нужно мяч лишь в том случае, если слово обозначает предмет мебели. Тот, кто ошибся, получает одно очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков.
5. Продолжи узор на новой скатерти для нашего обеденного стола.
6. Посчитайте вместе с ребенком какие-либо предметы в комнате, например, стулья. Сколько стульев стоит в комнате? Какое число предшествует этому числу? Назови ближайших соседей числа? Если убрать три стула, сколько людей сможет здесь сесть? Сколько необходимо поставить стульев, чтобы в комнате смогли сесть 10 человек?
Пример:
В нашей комнате 4стула.
Числу 4 предшествует число 3. Его ближайшие соседи – это 3 и 5.
Если убрать 3 стула, то здесь может сесть только 1 человек.
Чтобы в комнате могли сесть 10 человек, необходимо добавить 6 стульев.
7. Найди слова, которые спрятались в этих овалах. Закрась клетки с буквами, составляющими эти слова, разными цветами – каждое слово своим цветом.
8. Подведение итогов занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?
Занятие 2.
Цель: научить ребенка различать предметы мебели, посуды. Формирование понятия материал (из чего сделано?).
Материалы: картинки с изображением предметов, которые есть в каждом доме (или сами предметы), маленький мяч для игры.
Ход занятия:
1. Какие комнаты есть в квартире? Предполагается, что ребенок ответит: спальня, гостиная, кухня, детская или моя комната и т.д. Какие предметы живут на кухне? Где они хранятся?
2. Взрослый берет три-четыре разных ложки (или других предмета), например, деревянную пластмассовую, железную, и предлагает ребенку их внимательно осмотреть, подержать каждую в руках. Чем они отличаются?
· Размер.
· Предназначение (чайная, столовая).
· Какая она на ощупь (теплая, холодная, гладкая и т.д).
· Из чего она сделана.
3. Ответь коротко на вопрос «Что где находится?»:
· Посуда - …(кухня)
· Одежда - … (шкаф)
· Сахар - … (сахарница)
· Масло - …(масленка)
· Соль - …(солонка)
· Молоко - … (холодильник)
· Соус - …(соусница)
· Хлеб - …(хлебница)
4. Расположи слова по порядку. Из предложенных ребенку слов он должен составить предложение. Например: Корова, масло, из, молоко делают.
Из молока коровы делают масло.
Посуда, чайная ложка, чашка.
Стол, мебель, письменный стол.
Лампа, холодильник, электрические приборы.
Тарелка, вилка, ложка, посуда.
5. Найди слова, которые спрятались в этих овалах. Закрась клетки с буквами, составляющими эти слова, разными цветами – каждое слово своим цветом.
6. Подведение итогов занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что делали? Что тебе больше всего понравилось?