Основание для разработки проекта
Основание для разработки проекта
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Программа развития МДОУ детский сад общеразвивающего вида №75
Разработчики
Челина Е.Н. – учитель-логопед
Калинина В.В. – воспитатель
Участники проекта
- Дети старшего дошкольного возраста;
- Учитель-логопед – непосредственное коррекционное обучение воспитанников, информационная, консультативная поддержка родителей в вопросах коррекционного обучения;
- Воспитатель – сопровождение обучения, проведение консультаций для родителей, координация участников проекта;
- Родители – взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам коррекционного обучения, осуществляют закрепление пройденного материала в домашних условиях.
Описание содержания Проекта
Долгосрочный проект «Речеград» состоит из нескольких различных по времени проектов. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников, это различные направления в коррекционной работе с ребенком, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Помогать жителям волшебного города города ребенок должен осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности. Как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Срок реализации проекта– апрель 2014г - май 2016г
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Литература
- Бабина? Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе //Логопед. — № 5, 2005.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. — М., 2010
- Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
- Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М.: Арти, 2005.
- Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 2007.
6. Фадеева, Ю.А., Жилина, И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. — М., 2012.
Логопедический минипроект «Улица веселого ветерка»
Задачи
· Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
· Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
· Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
· Повышение компетенции воспитателей в данной области
· Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта
Практико-ориентированный
Краткосрочный
Коллективный
Срок реализации
Апрель 2014 год
Содержание работы
Работа с детьми
· Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
· Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
· Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
· Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.
Работа с родителями
· Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
· Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»
· Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой;
Работа с педагогами
· Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
· Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
· Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
Задачи
· Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
· Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
· Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта
Информационно-практико-ориентированный
Краткосрочный
Коллективный
Срок реализации
Май 2014 год
Содержание работы
Работа с детьми
· Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
· Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы
· Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке
· Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке
Работа с родителями
· Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
· Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
· Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
· Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»
Работа с педагогами
· Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
· Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»
· Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
Задачи
· Усвоение понятия «звук»;
· Усвоение образа буквы;
· Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”
· Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.
· Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
· Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта
Исследовательско-творческий
Долгосрочный
Коллективный
Срок реализации
В течение учебного года
Содержание работы
Работа с детьми
· Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.
· Анализ существующих Азбук.
· Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,
· Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»
· Подготовка и участие в празднике «Буквознайки»
Работа с родителями
· Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…), Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)
Работа с педагогами
· Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.
· Координация процесса творческой исследовательской деятельности,
· Помощь детям в поиске источников информации,
· Поддержка и поощрение активности детей
Работа с детьми
Посещение цикла лекций в библиотеке имени И.А. Крылова;
Организация продуктивной деятельности по темам лекций;
Чтение детской художественной литературы;
Заучивание стихотворных форм.
Работа с родителями
Анкетирование родителей. Тема: «Семейное чтение»,
Собрание – развлечение «Книга – лучший друг»;
Выразительное чтение вслух;
Оформление для родителей наглядного журнала «В мире добрых книг»;
Иллюстрирование художественных произведений;
Показателем успешности литературного образования дошкольников служит:
Самостоятельное, добровольное обращение ребенка к книге;
заинтересованное слушание и участие в беседах;
умение общаться с детской книгой «один на один».
Задачи
· Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека
· Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков
· Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
· Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта
Исследовательский, практико-ориентированный
Долгосрочный
Индивидуальный
Срок реализации
В течение всего периода коррекции звукопроизношения
Содержание работы
Работа с детьми
· Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
· Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
· Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»
· Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»
Работа с семьей
· Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
· Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки»
· Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
· Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
· Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки)
· Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Задачи
· Развитие грамматического строя речи
· Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
· Развитие у детей интереса к родному языку
· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
· Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта
Информационно-практико-ориентированный
Долгосрочный
Коллективный
Срок реализации
В течение учебного года
Содержание работы
Работа с детьми
· Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх,
· Использование моделей предлогов
· Составление предложений с заданным предлогом
· Наблюдение за предлогами в русском языке
· Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»
Работа с семьей
· Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»
· Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
Работа с педагогами
· Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;
· Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
· Практическое использование этого пособия.
Задачи
· Формирование слоговой структуры слов
· Развитие фонематических процессов
· Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта
Практико-ориентированный
Долгосрочный
Индивидуальный
Срок реализации
В течение всего периода коррекционной работы
Содержание работы
Работа с детьми
· Игры и упражнения
для предупреждения нарушений
слоговой структуры слов;
· Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)4
· Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
Работа с семьей
· Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной
слоговой структуры слова)
· Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова»
· Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
· Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
Работа с педагогами
· Диагностический инструментарий
в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей
· Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста»
Основание для разработки проекта
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Программа развития МДОУ детский сад общеразвивающего вида №75
Разработчики
Челина Е.Н. – учитель-логопед
Калинина В.В. – воспитатель
Участники проекта
- Дети старшего дошкольного возраста;
- Учитель-логопед – непосредственное коррекционное обучение воспитанников, информационная, консультативная поддержка родителей в вопросах коррекционного обучения;
- Воспитатель – сопровождение обучения, проведение консультаций для родителей, координация участников проекта;
- Родители – взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам коррекционного обучения, осуществляют закрепление пройденного материала в домашних условиях.