Отдел организации воспитательной работы
Отдел организации воспитательной работы
Технология социального проектирования
(инструктивно-методические рекомендации)
Составитель:Макарова Р.Т. методист отдела организации воспитательной работы ЦРТДЮ
Москва
Содержание
Введение…………………………………………………………….……….……3
1. Сущность понятия «Социальное проектирование»…………………………4
2. Структура работы над социальным проектом………………………….……7
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………................…...…………20
Приложения……………………………………………………………...……....21
Введение
Современное образование имеет своей целью формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции. Достичь этого результата в рамках традиционного обучения отдельным школьным предметам невозможно, поскольку освоение теоретических знаний в данном случае должно подкрепляться участием детей в практической социальной деятельности. В связи с этим повышенную актуальность приобретает такая форма работы с учащимися, как социальное проектирование.
В целях оказания методической помощи по применению технологии социального проектирования составлены данные рекомендации. В них подробно раскрыта структура работы над проектом, представлены методы и приемы проработки стадий проекта, которые позволят глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. Также даны рекомендации по оформлению проекта, соответствующие требованиям, предъявляемым участникам конкурсов социальных проектов Российской Федерации.
Инструктивно-методические рекомендации адресованы руководителям, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, методистам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
"Единственный путь,
Ведущий к знаниям, -
это деятельность"
Бернард Шоу
Роль педагога в социальном проектировании.
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку.
Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого “буфера” — не исказить социальную действительность, не “надеть” на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь.
Структура работы над проектом
Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта, рассмотрим структуру построения проекта представленную следующей схемой, которая включает в себя восемь стадий:
Рассмотрим каждую стадию подробней.
Стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом
Задачи первой стадии:
- актуализировать знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти;
- проанализировать нынешнюю ситуацию на данной территории;
- рассмотреть вопросы влияния общественности, СМИ на политику администрации.
Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.
На этой стадии педагогу предстоит рассказать о специфике проекта, его возможностях решения важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.)
Следует объяснить учащимся, что в государстве существуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами и широкая общественность - граждане государства, интересы которых не всегда бывают услышаны и реализованы властью.
Для того чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан, необходима целенаправленная «общественная политика», которая, в основе своей, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы.
Итог работы на первой стадии: четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
Стадия. Выбор проблемы
Задачи второй стадии:
- детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения;
- способствовать формированию ясного понимания проблемы, над которой предстоит работать команде;
- соизмерить уровень возможностей учащихся по отношению к решению выбранной проблемы.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой отражают актуальные проблемы села, района, города, региона. Школьники, перебирая каждый из лепестков, обсуждают проблемы, осознавая сложность окружающего мира.
Объектомдеятельности могут выступать:
- социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм и др.)
- социальные отношения (отношения к старикам, инвалидам, молодежи, детям; отношения к клиенту, к потребителю, к заказчику и др.);
- социальные институты (органы власти и управления, политические партии, больница, школы, вуз и др.);
- социальная среда (ландшафт - природный, городской, сельский; социальный ландшафт - пандусы, остановки, реклама, места отдыха и выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство зданий, исторических объектов, стадионов и др.).
Субъектами становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Вполне уместным средством поиска проблемы проекта может быть и домашнее задание для школьников:
а) обсудить с родителями, друзьями, жителями своей местности различные предложения по улучшению жизни местного сообщества;
б) собрать компактную информацию по той проблеме, которую большинство граждан считают наиболее важной и требующей оперативного решения;
в) проанализировать определившуюся проблему по ряду критериев:
- важность данной проблемы для региона (области, города, села…) с точки зрения всего сообщества;
- актуальность ее решения для определенных социальных групп;
- возможность ее реализации (полностью или частями) силами команды учащихся.
С целью выявления актуальной проблемы несложно организовать игру «Ящик предложений». Это может быть коробка, возле которой лежат листочки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый из школьников в любой удобный момент мог написать свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.
В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического опроса определенного контингента респондентов.
Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества, и как они относятся к ним.
При выборе проблемы можно также провести экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать приемы неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории.
После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной местности, можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно проблем по предлагаемой матрице (см. Приложение 1).
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:
- посильность задачи для школьной команды;
- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
- конституционность и реальность ее реализации в этой местности;
- сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;
- ожидаемые результаты.
В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников по следующим вопросов:
- Почему данная проблема приобрела особую актуальность?
- Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?
- Что можно узнать об этой проблеме из СМИ?
- Можно ли ее решить посредством общественной политики?
- Как можно решить проблему, изменив уже существующие на данной территории программы?
Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность школьников в оптимальном для решения данной задачи направлении.
Итог работы на второй стадии: выбор путем рейтингового голосования наиболее актуальной проблемы для дальнейшей работы над проектом.
ПОДХОДЫ
Рассмотрим вариант разработки плана действий на примере структурной схемы акции «Дети против наркотиков».
Блиц-сценарии для выступления в клубах, дискотеках | Распростра-нение листовок среди молодежи | Гражданский форум: «Молодежь и наркотики» | Организация видеоклуба | Конкурс плакатов «Нет наркомании!» | Посещение наркологи-ческого диспансера | Сбор средств для наркологической лечебницы | Дежурство на скорой помощи |
Что делаем? |
Акция «Дети против наркотиков» |
Куда обращаемся с предложениями? |
В районный отдел милиции | В городскую Думу через депутата данной территории | В средства массовой информации | В отдел по делам молодежи | Городской отдел образования | В ассоциацию «Анти-Спид» |
Итог работы на четвертой стадии: предоставление представителям органов управления данной территории своего варианта, своего проекта преодоления сложного вопроса.
5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся
Задача пятой стадии:
- реализовать на практике полностью или частично свою версию решения проблемы.
В рамках этой деятельности возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
Итог работы на пятой стадии:осуществленная реализация проекта школьниками непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.
Стадия. Подготовка к защите проекта
Задачи шестой стадии:
- сгруппировать весь собранный материал в два блока (демонстрационный и документальный) по 4 разделам, которые отражают 2-5 этапы работы над проектом;
- организовать тренировочные упражнения по ораторскому мастерству.
Для того чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов, следует проработать документальную базу и оформить в соответствии с требованиями (см. Приложение 5).
Весь собранный материал надо сгруппировать в два блока: демонстрационный и документальный, каждый из которых является воплощением деятельности четырех творческих групп команды.
Демонстрационный раздел. Он состоит из четырех раздвижных стендов из ватмана или картона размером 80 см. X 100 см. в виде «раскладушки».
Стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.
Папка документов. В ней логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.
Материалы распределяются по четырем разделам и отражают 2-5 этапы работы над проектом:
1 раздел содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.
В папку документов включаются материалы с наиболее важной и значимой информацией, которую собрали и использовали учащиеся в ходе определения и обоснования проблемы. Здесь могут быть представлены:
- подборка газетных и журнальных статей;
- письменные обзоры интервью, проведенных школьниками среди населения;
- материалы, полученные в процессе общения с представителями общественности и группами по интересам;
- извлечения из официальных публикаций государственных органов.
Для представления документов и отчетов, которые содержат большое количество страниц, следует сделать копию титульной страницы, оглавления и дать резюме по этому документу на одной странице. Это резюме можно взять из самого документа или подготовить самостоятельно.
2 раздел демонстрирует наиболее выразительные данные из различных источников информации, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы. Здесь:
- выдержка из юридических, нормативных документов (от Конституции страны до распоряжения глав местных администраций и устава школы);
- данные социологических опросов граждан данной территории;
- резюме материалов различных средств массовой информации (центральных и местных) по исследуемой проблеме;
- результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов.
3 раздел поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками.
Он состоит из материалов, дающих наглядное представление о путях решения назревшей проблемы, которые имеют определенную поддержку большинства команды, различных групп граждан, тех или иных ветвей власти или общественных формирований. Здесь:
- пакет предложений представителям власти по решению актуальной проблемы;
- проект законодательных решений, вариантов строительства или реконструкции важных для социума объектов;
- сметы и экономические расчеты реализации данного проекта в целом или частично;
- планы привлечения различных социальных слоев, бизнесструктур, групп поддержки конструктивной совместной общественно-значимой деятельности и др.
4 раздел представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры. Состоит из:
- документальных свидетельств о поддержке инициативы школьников различными уровнями власти, депутатами законодательных органов;
- составных элементов PR-компаний по продвижению проекта в обществе, расширению числа его сторонников;
- деловой переписки с различными лицами из сферы законодательной и исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций;
- информации (текстовой и в фотографиях) о реальном вкладе участников школьной команды и реализацию своего проекта;
- мнений известных и авторитетных людей о важности данной инициативы школьников для их территории, определенных групп граждан и др.
Каждая группа, готовящая соответствующий раздел, демонстрирует всему коллективу свои аргументы по подбору материалов, логику предложений и выводов. Педагог по ходу обсуждения предлагает остальной аудитории активно включиться в обсуждение и делать предложения по улучшению разделов.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления группы из 4-5 человек, которые, используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.
На этой стадии проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатываются сценарии выступлений этой группы учащихся, проверяется их умение отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
Итог работы на шестой стадии:готовые материалы для прослушивания; отработанные сценарии выступлений.
7 стадия. Презентация проекта
Задача седьмой стадии:
- представить аудитории информацию о важности проблемы, выявленной учащимися в школе, городе, селе…;
- объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы так, чтобы собравшиеся могли понять преимущественно и недостатки каждого из них;
- объяснить эффективность выбора командой пути решения проблемы и продемонстрировать имеющиеся для этого ресурсы;
- показать, как группа школьников может организовать поддержку предложенной программы действий со стороны своих сверстников, сообщества, органов управления разных уровней.
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители исполнительных, законодательных, правоохранительных органов, общественных организаций, СМИ.
На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов, так и устное выступление команды. Для более объективной оценки результата работы над проектом важно выделить наиболее существенные критерии:
Аргументированность.
- Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна?
- Напрямую ли предлагаемая программа связана с решением насущной проблемы?
- Объясняется ли в представленном портфолио почему общественность может поддержать этот проект?
Практичность.
- Насколько предлагаемая программа реалистична?
- Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?
Координация.
- Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию?
- Как содержимое папки с документами подтверждает логику материалов стендов для показа?
На презентации представители команды в течение 10 минут демонстрируют концентрированную информацию о специфике своего проекта. В ходе презентации стоит обратить внимание на ряд важных условий:
- выступление должно быть построено на основе материалов демонстрационного и документального разделов, но не должно читаться «слово в слово» с демонстрационного стенда;
- группа должна использовать графические материалы стенда для объяснения отдельных пунктов проекта;
- во время устной презентации можно использовать только те материалы, которые включены в портфолио.
Затем некоторое время отводится на вопросы членов жюри и представителей других школьных команд. Они могут попросить участников презентации:
- объяснить более подробно или прояснить некоторые пункты проекта;
- дать примеры по отдельным сюжетам данной презентации;
- защитить некоторые утверждения или позиции;
- дать ответы на вопросы о том, чему научились школьники, работая над проектом, какие сложности у них возникали.
При подготовке к выступлению на конкурсе проектов можно попросить родителей или педагогов, имеющих опыт в проведении презентаций, подготовить группу. Школьникам следует попрактиковаться в проведении устной презентации до выступления перед аудиторией. Ее можно вначале провести перед учащимися своего или другого класса.
В процессе презентации и ответов на вопросы не должен доминировать один или два учащихся. Презентация должна продемонстрировать, чему все научились в совместной работе при подготовке проекта. Следует выбирать самую важную информацию и доводы и представлять их своими словами. Ответы на вопросы не должны требовать обращения к заранее подготовленным записям или папке с документами. Для детальной оценки представленных на защиту проектов можно предложить для членов жюри матрицу критериев (см .Приложение 6).
Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно и корректно отвечать на вопросы оппонентов.
Итог работы на седьмой стадии: защита представленного проекта.
Стадия. Рефлексия
Задача восьмой стадии:
- самостоятельно проанализировать стадии подготовки и представления проекта.
При поддержке педагога проходит анализ проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.
Возможен такой перечень вопросов:
- Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?
- Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио?
- Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?
- Каковы преимущества работы команды?
- Что вами сделано хорошо?
- В чём вы видите недоработки команды?
- Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
Обработанные материалы анкетирования, наверняка, дадут педагогу повод для совершенствования своей работы с учащимися по развитию у них социальных компетенций в ходе проектной деятельности.
Успешность и эффективность социального проектирования зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:
- добровольное участие в проекте;
- оптимальное распределение времени в работе над его стадиями;
- чёткое распределение обязанностей между членами всей команды;
- присутствие в проекте педагога только в роли консультанта или координатора;
- поддержка проекта администрацией школы, руководством молодежной ассоциации;
- заинтересованность в результатах социальных проектов органов власти.
Как для педагогов, так и учеников участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Любое принуждение является нарушением прав участников образовательного процесса.
Эффективная работа над проектом требует четкого распределения обязанностей между членами команды. Такое распределение может быть осуществлено уже на втором этапе, сразу после выбора проблемы и формулирования темы проекта. При распределении обязанностей должны учитываться личные качества, навыки и, разумеется, интересы и склонности членов команды.
Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между юными и взрослыми участниками. Схема работы, предполагающая, что педагог является руководителем проекта, а школьники - его исполнителями, не ведет к успеху. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами в проекте являются учащиеся.
Итог работы на восьмой стадии:разработанные на основе анализа направления деятельности по повышению эффективности работы над проектом.
Заключение
Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности обучающегося. Грамотное использование метода социального проектирования в деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дает значимые результаты.
Анализ проблемы
Фамилии членов группы_________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата__________________________________________________________________
Проблема______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности?_______________________________________________________
Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?___________________________
______________________________________________________________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?___________________________________________________________________________________________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
- Какова ее эффективность?______________________________________________
- Каковы ее недостатки?_________________________________________________
Каким образом ее можно совершенствовать?________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?_________________________________________________________
______________________________________________________________________
Где можно получить информацию по данной проблеме?______________________
______________________________________________________________________
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?_____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Петиция
____________________________________________________________________
(название петиции)
Петиция от:__________________________________________________________
Адресована__________________________________________________________
Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к следующей проблеме с рекомендацией:_____________________________________________
Согласны следующие граждане города, района, села:
№ п/п | Ф.И.О. | Адрес | Социальное положение |
… |
Приложение 5
Требования к оформлению проекта
1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.
Приложение 6
Лист оценки проектов
Команды | №1 | №2 | … |
Критерии | |||
Актуальность избранной проблемы | |||
1. Аргументированность проблемы. | |||
2. Значимость данной темы для участников проекта. | |||
3. Созвучность проблемы интересам социума. | |||
Сбор и анализ информации | |||
1. Изучение нормативной базы. | |||
2. Анализ СМИ. | |||
3. Использование материалов социологических исследований. | |||
4. Широта экспертных оценок. | |||
Программа действий команды | |||
1. Юридическая правомерность действий и положений. | |||
2. Экономическое обоснование, реалистичность. | |||
3. Завершенность, полнота. | |||
Программа действий команды | |||
1. Юридическая правомерность действий и предложений. | |||
2. Экономическое обоснование, реалистичность. | |||
3. Завершенность полнота. | |||
Практические шаги по реализации программ | |||
1. Социальная переписка. | |||
2.Личное участие школьников. | |||
3. Разноуровневость взаимодействия с властными структурами. | |||
4. Практические результаты. | |||
Презентация | |||
1. Компетентность, свободное владение материалом. | |||
2. Глубина и четкость ответов на вопросы. | |||
3. Эмоциональность выступления. | |||
4. Использование материалов стенда. | |||
Оценка портфолио | |||
1. Отражение основных этапов работы. | |||
2. Логика материалов. | |||
3. Эстетическое оформление. | |||
Оценка стенда | |||
1. Соответствие материалов стенда разделам проекта. | |||
2. Широта спектра материалов. | |||
3. Красочность, наглядность. | |||
Итог: |
Отдел организации воспитательной работы