Использование информационных технологий в организации идеологической и воспитательной работы

Большим воспитательным потенциалом обладают информационные часы,которые проводятся еженедельно.Тематика их заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. В их подготовке и проведении должны участвовать сами обучающиеся, что ставит их в активную позицию и способствует сохранению интереса и выработке своего взгляда на рассматриваемые события. Участие обучающихся в подготовке информационных часов будет развивать у них потребность в постоянном обращении к периодической молодежной и детской печати, к национальному сегменту Интернет-сети, телевизионным информационным программам.

Активное участие в подготовке и проведении информационных и классных часов поможет обучающимся ощутить собственную социальную значимость, будет способствовать формированию социальной активности и ответственного поведения, желанию осознанно участвовать в общественно-культурной жизни школы, города, страны.

Формированию у учащихся системы знаний, понимания исторического значения происходящих в стране и за рубежом событий и явлений будет способствовать информационный час ”Пять минут о главном“. Повышают интерес к освещаемой проблеме собственные видеосюжеты учеников: ”корреспондент“ в присутствии ”оператора“ с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в учреждении образования. Вопросы готовятся заранее (например, акция ”Общественное мнение“). Подобное начало информационного часа привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения. В преддверии важного общественно-политического события – выборов депутатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь актуальна тематика информационных часов по изучению избирательного законодательства Республики Беларусь, о позитивных процессах, происходящих в области социально-экономического развития нашей страны.

Актуальным направлением деятельности педагогических коллективов в новом учебном году является организация работы по воспитанию обучающихся с использованием современных коммуникационных технологий, усиление информационной и просветительской работы по вопросам истории нашей страны, ее культурного наследия в сети Интернет и средствах массовой информации. В Приложении 3 к инструктивно-методическому письму размещен перечень информационно-образовательных ресурсов и краткие рекомендации по их использованию.

Сегодня современные школьники являются активными пользователями Интернета. Правильное использование потенциала Интернет-ресурсов и возможностей компьютера позволит обучающимся в подготовке обзорных информационных часов, например, ”Интернет-новости“. В учреждениях общего среднего образования получил распространение интересный опыт, когда старшеклассники в рамках информационных и классных часов пропагандируют социально-экономические достижения белорусского государства среди сверстников через проведение лекций, познавательных конкурсов, интерактивных игр, заочных путешествий. Использование презентаций, созданных с помощью Microsoft Power Point, позволит повысить эффективность проведения мероприятий, сделать любой информационный или классный час более привлекательным для обучающихся.

Стремительное развитие науки активно формирует новую информационную среду жизнедеятельности современного человека. Сегодня перед системой общего среднего образования стоит задача подготовить подрастающее поколение к успешной социализации в условиях информационного общества: заложить основы умений и навыков восприятия информации, научить целенаправленному использованию средств информационных технологий и Интернета в обучении, повседневной жизни, социальных коммуникациях и самовоспитании.

Особое внимание следует уделить использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования, функционирование которого должно осуществляться в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 ”Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций“. Его информационное наполнение должно отражать деятельность по направлениям, определенным Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011-2015 гг. и раздела идеологической и воспитательной работы годового плана учреждения общего среднего образования.

Важной функцией интернет-сайта является своевременное обеспечение достоверной информацией по воспитательной работе. Обеспечение его деятельности реализуется с учетом принципов адресности, вариативности, доступности для восприятия, направленности на удовлетворение существующих информационных потребностей.Позитивно оцениваются субъектами образовательного процесса такие формы работы, как ведение форумов, блогов педагогов учреждений общего среднего образования. Необходимо обеспечить создание, функционирование, систематическое обновление интернет-сайтов учреждений образования, предусмотрев рубрики, web-странички для родителей (законных представителей) с целью их оперативного информирования, консультирования по различным вопросам воспитания и обучения. Интернет-сайт учреждения общего среднего образования должен быть не только реальным информационным каналом, но и творческой лабораторией для участников образовательного процесса. Академией последипломного образования разработаны методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе (Приложения №3,7 к данному инструктивно-методическому письму).

нравственно-правовое воспитание;

В новом учебном году при организации работы по правовому воспитанию, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует обратить внимание на изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь:

Законом Республики Беларусь от 30.12.2011 г. ”Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь“ внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года ”О правах ребенка“ и в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года;

Законом Республики Беларусь от 4 января 2012 г. ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь“ внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 года;

Законом Республики Беларусь от 08.11.2011 г. ”О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь"внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года;

Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 г. ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“.

Необходимым условием эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация сотрудничества заинтересованных структур. В новой редакции статьи 4 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ (далее – Закон) уточнены организации, которые являются равноправными партнерами в правовом воспитании подрастающего поколения.

Новой редакцией статьи 9 Закона предусмотрено, что государственные органы, организации и граждане в обязательном порядке информируют органы по труду, занятости и социальной защите о многодетных семьях, дети в которых находятся в социально опасном положении.В статье 19 Закона за органами по труду, занятости и социальной защите закреплено обеспечение бронирования рабочих мест для несовершеннолетних и последующее их трудоустройство; выявление семей, находящихся в социально опасном положении.

В целях защиты несовершеннолетних от эксплуатации и насилия, обеспечения их неприкосновенности, внесены поправки, предусматривающие ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за нахождение детей на улице в ночное время.

Закон дополнен статьей, регламентирующей, что несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц. Сотрудник милиции, обнаруживший несовершеннолетнего, передает его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу, а при невозможности такой передачи в течение 3-х часов доставляется ребенка в отделение детского социального приюта социально-педагогического центра, о чем составляется соответствующий акт.

Ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в общественных местах в ночное время закреплена в Кодексе об административных правонарушениях. Соответствующие материалы по каждому случаю обнаружения несовершеннолетних в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, направляются для рассмотрения в комиссии по делам несовершеннолетних.

В процессе организации воспитательно-профилактической работы будет полезным использование материалов сайта http://www.subcult.ru/, в которых анализируются причины ухода подростков в различные неформальные движения, причины образования новых субкультур. Полученная информация позволит отслеживать тенденции в изменениях предпочтений, интересов и потребностей молодежи относительно их досуговой, активной общественной деятельности и на основании полученных результатов своевременно реагировать на них. Необходимо, чтобы любые позитивные проявления молодежных субкультур находили поддержку в объединениях по интересам учреждений образования, а их развивающий и воспитательный потенциал использовался в воспитании обучающихся.

Для профилактики негативного влияния неформального объединения необходимо знать отрицательные черты субкультуры, которые может перенять молодой человек. Система работы в учреждении образования должна быть выстроена с учетом контингента обучающихся, востребованности информации, проблем и задач, решаемых конкретным педагогическим коллективом. Академией последипломного образования разработаны методические рекомендации по организации работы педагогических работников учреждений общего среднего образования и специалистов по работе с молодежью по взаимодействию с молодежными субкультурами (Приложение 2).

Социальную зрелость школьников формирует правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения. Поэтому важнейшими задачами всех участников образовательного процесса являются: воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения.

Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся – создать в учреждениях образования реальные условия, воспитывающую среду, способствующую снижению количества правонарушений, препятствующую распространению в молодежной среде негативных социальных явлений. В учреждениях образования должна быть развернута интенсивная превентивная и профилактическая работа противоправного поведения. Особое внимание следует обратить на те формы девиантного поведения обучающихся, за которые предусматривается применение мер дисциплинарного взыскания (ст. 128 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Социально полезная деятельность – важная составляющая нравственного воспитания школьников. Современные учащиеся должны быть активно задействованы в помощи своему району, благотворительности, волонтерской работе и другой социально значимой деятельности. Важно, чтобы обучающиеся сами предлагали варианты организации деятельности, это повышает их заинтересованность в процессе и результатах.

Наши рекомендации