Зарубежный опыт организации воспитательной работы с осужденными.

В большинстве стран в основу организации воспитания положен принцип занятости, в соответствии с которым осужденные должны быть все время заняты каким-либо полезным делом. При этом в организации воспитательного процесса используется комплексное сочетание различных форм работы с заключенными: общего и профессионального обучения, физических и спортивных занятий, труда, психологической поддержки, религиозного воспитания, занятий в свободное время в кружках по интересам.

В Польше в 1958 г. была организована своеобразная исправительная система для несовершеннолетних, основанная на гуманном обращении с заключенными, где был введен более мягкий режим содержания, выработаны формы построения коллектива, способы осуществления связи с внешним миром, специфика жизни и совместной деятельности воспитанников.

Основная задача уголовно-исполнительной системы Финляндии состоит в том, чтобы обеспечить такую работу исправительных учреждений, которая бы подготовила заключенного к жизни без преступлений. Для этого на начальном этапе отбывания срока наказания в специальном оценочном подразделении на осужденного составляются отчеты по оценке риска и потребностей

В Канаде специальным персоналом и сотрудниками исправительных учреждений, прошедшими соответствующее обучение, проводятся различные курсы. Участие во всех программах добровольно, но заключенных побуждают к этому. Заключенные, принимающие участие в курсах приобретения навыков, обучаются умению решения проблем, логическому и критическому мышлению, социальным навыкам. Заключенным, совершившим насильственные преступления, предлагаются главным образом английские программы, которые предназначены для того, чтобы уменьшить риск рецидива насильственных преступлений. Самая длинная из них рассчитана на семь месяцев.

В британской тюрьме осужденные имеют возможность развиваться в различных направлениях. Для этого специально оборудованы камеры, имеются тренажерные и спортивные залы, мастерские для резьбы по дереву и занятий компьютерной графикой. Методы гуманной воспитательной работы в пенитенциарной системе Великобритании применяются в соответствии с разделением заключенных на однородные по степени социальной опасности и исправимости группы.

В тюрьмах США самое серьезное внимание уделяется вопросам исправления осужденных через продуктивно поставленный воспитательный процесс. При этом самыми распространенными про-граммами реабилитации в местах лишения свободы США являются психиатрические услуги, образование, профессиональная подготовка, участие в религиозных группах, участие в промышленном производстве и сельскохозяйственных работах. Таким образом, образовательные программы– важный компонент исправления осужденных в США. Несовершеннолетние в США отбывают лишение свободы в молодежных реформаториях либо в воспитательных школах, где устанавливается более мягкий по сравнению с пенитенциарными учреждениями для взрослых режим отбывания наказания, применяются гуманные методы воспитательной работы.

В Австрии предупреждение и профилактика употребления наркотиков – одна из приоритетных целей, которую ставит перед собой администрация любого исправительного учреждения тюремной системы. Большое внимание уделяется личной гигиене заключенных. Так, при поступлении заключенных в тюремное учреждение им в обязательном порядке предоставляется информация о правилах личной гигиены и другая существенная информация, в том числе и о болезнях, передающихся половым путем

Основным методологическим подходом к исполнению наказаний в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних в Швейцарии является конфронтационная педагогика. Она представляет собой педагогику, отличающуюся вниманием, уважением и заботливым отношением к подростку.

В Германии с 1968 г. предусмотрена такая мера уголовного наказания, как помещение в специальный молодежный дом – югендхауз. Это учреждение, в котором предусмотрены гуманистические меры воспитания и на основе специфического режима и настойчивости воспитательной работы должны быть преодолены дефекты социального развития несовершеннолетнего осужденного. Воспитательная работа в югендхаузе происходит посредством школьного образования и воспитания, профессиональной подготовки, гражданского воспитания, а также культурных и спортивных занятий, участие в которых является обязанностью несовершеннолетних.

В Югославии в воспитательно-исправительных домах для несовершеннолетних правонарушителей методы гуманной воспитательной работы основаны на индивидуальном программировании, общем и специальном обучении, культурно-просветительской работе, групповой психотерапии и т.д.

Наши рекомендации