Речевые (лексические) ошибки
1. Использование слова в несвойственном ему значении.
Ошибка: отказать под благоприятным предлогом
Правильно: благовидным
2. Нарушение лексической сочетаемости.
Ошибка: большинство времени, первоочередное внимание, удешевить цены
Правильно: большая часть времени, основное (особое) внимание, снизить цены.
3. Неуместное и неоправданное употребление иноязычных, необщеупотребительных слов, которые могут быть непонятны адресату.
Ошибка: Срок выполнения работ может быть пролонгирован.
Правильно: срок продлен.
4. Плеоназмы (обороты, содержащие лишние слова)
Ошибка: впервые познакомились, передовой авангард, первый лидер, свободные вакансии
Правильно: впервые встретились
5. Тавтология (использование в одном предложении однокоренных слов)
Ошибка: следует учитывать следующие факторы
Правильно: необходимо учитывать…
Тавтология допускается только в тех случаях, если однокоренные слова являются единственными носителями значений (обычно терминологического характера): Расследование ведется следственным управлением.
6. Использование омонимов и многозначных слов без разъясняющего их значение контекста.
Ошибка: Я прослушал первое выступление (многозн.). Он почитает Пушкина (омон.).
7. Неразличение паронимов.
Ошибка: необходимо предоставить список сотрудников, оплатить за проезд
Правильно: необходимо представить, заплатить за проезд, уплатить за проезд, оплатить проезд.
8. Неуместное использование стилистически окрашенных слов
Ошибка: приказ о переводе студентов-заочников
Правильно: студентов заочного отделения
9. Нарушение состава фразеологизмов.
Ошибка: уделить значение, играет большое значение
Правильно: уделить внимание, играет роль, имеет значение
10. Лексическая неполнота высказывания.
Ошибка: прежде всего надо обращать на недостатки в работе.
Правильно: надо обращать внимание на недостатки…
11. Использование слов без учета исторического контекста.
Ошибка: Раскольников встретился с Мармеладовым в баре
Правильно: в распивочной.
РАЗДЕЛ 2. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ
Слова для запоминания:
алфавИт, анАлог, асимметрИя, аэропОрты, баловАть, бАрмен, вероиповЕдание, включИт, вручИт, втрИдешева, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, дефИс, диспансЕр, дОговор, договОр, донЕльзя, дОнизу, дОгмат, досУг, дремОта, жалюзИ, звонИт, завИдно, зАгодя, знАмение, издрЕвле, Иконопись, иконопИсец, индустрИя, каталОг, квартАл, красИвее, кремЕнь, мастерскИ, мИзер, мизЕрный и доп. мИзерный, мышлЕние и доп. мЫшление, навЕрх, намЕрение, обеспЕчение, облегчИть, опОшлить, оптОвый, пломбировАть, пломбирОванный, премировАть, премировАние, премирОванный, свЁкла, слИвовый, созЫв, срЕдства, столЯр, страхОвщик, тОрты, увЕдомить, углубИть, украИнский, усугубИть и доп. усугУбить, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, шассИ, шофЁр, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт
Орфоэпические правила:
В глаголах прошедшего времени, кратких причастиях, кратких прилагательных мужского, среднего рода и множественного числа в большинстве случаев ударение сохраняется на основе (в приставочных образованиях – на приставке), в форме женского рода окончание переносится на окончание: зАнял, прИнял, зАняты, прИнято, дОроги, бЫстро, занялА, принялА, знятА, принятА, пролитА, начатА, дорогА, быстрА
! Запомнить: клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, стлАла.
ЧАСТИ РЕЧИ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ | |||
часть речи | вопросы | значение | примеры |
существительное | кто? что? | предмет | человек, Москва, дом, чувство, движение |
прилагательное | какой? каков? чей? | признак предмета | добрый, добр, лисий |
числительные | сколько? какой по счету? | число, количество, порядок при счете | пятьдесят, пятидесятый |
местоимение | кто? что? какой? чей? сколько? | указывают на предмет, признак, количество, но не называют их | я, он, такой, какой, свой, несколько |
глагол | что делать? что сделать? | действие предмета | любить, читал, скажи, узнал бы |
причастие | какой? | признак, приобретенный в результате действия (тот, который что-либо сделал, с которым что-либо сделали) | летящий, изучаемый, прочитан |
деепричастие | что делая? что сделав? | добавочное действие | гуляя, изучив |
наречие | где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? | признак предмета, признак действия, признак другого признака | вдали, вчера, туда, влево, сгоряча, назло, высоко |
СЛУЖЕБНЫЕ | ||
часть речи | функции | примеры |
предлог | служит для связи слов в словосочетании | на, перед, вследствие, наряду с, несмотря на, в течение |
союз | служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения, для оформления сравнительных оборотов | и, однако, зато, тоже, также, так как, не только...но и, если...то, несмотря на то что |
частица | образует формы слов (повелительное и условное наклонение глаголов), вносит дополнительные оттенки значений в предложение | бы, да, давай, пусть, пускай, лишь, только, о |
Трудные случаи определения части речи
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, могут быть словами разных частей речи, например: Едва рассвело, мы отправились в путь (союз, служит для связи главной и придаточной части). Тропинка была едвазаметна (наречие, отвечает на вопрос как? насколько?). Никто не спал, несмотря на поздний час (предлог, служит для связи слов в словосочетании). Никто не спал, несмотря на то что было уже поздно (союз, служит для связи главной и придаточной части). Я не знал, чтомне делать (местоимение в роли союзного слова, отвечает на вопрос что?). Я сказал, что приду завтра (союз, служит для связи главной и придаточной части).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это правила образования и употребления форм слов различных частей речи