Интеграция искусств на уроках изобразительного искусства.
Использование межпредметных и межхудожественных связей в преподавании изобразительного искусства. Принципы подбора словесных и музыкальных аналогов к произведениям изобразительного искусства, используемый на уроках:
- единое время создания произведений;
- единый стиль;
- общая тема произведений;
- единый автор произведений;
- ассоциативное сходство.
Методика проведения уроков, построенных на интеграции изобразительного искусства, музыки и литературы: общие подходы.
Интеграция - восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимоведение.
Интеграция понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей (разнообразные игры: дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые, оригами, изобразительную деятельность). В интеграции не все содержание включается в процесс художественного творчества на равных основаниях, что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие содержания и виды деятельности.
Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития человека. Они разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы. В школьной программе предусмотрены следующие виды учебных занятий: рисование с натуры, декоративно-прикладное искусство, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятия рисунком и живописью; декоративная работа – составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Каждый вид этих занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т.е. всесторонне развивает личность.
Теория методики преподавания изобразительного искусства в школе опирается на психологию и педагогику, теорию и практику различных видов изобразительного искусства.
Чтобы вдохновить учащихся на активную творческую деятельность, используются технические средства обучения: магнитофонные записи музыкальных, литературных произведений. На уроках ИЗО должны осуществляться межпредметные связи изобразительного искусства и музыки, литературы.
Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса.
Интегрированные задания позволяют развить творческие способности на основе имеющихся знаний, получая при этом новый результат. Интегрированные задания очень эффективны на занятиях по теме, где можно проверить возможности применения знаний, приобретенных на одном предмете в творческих занятиях по другому. Такие задания проверят возможности ребенка, и будут развивать его творческий потенциал.
Интегрированные задания помогут и учителю проверить себя, насколько четко и правильно он вел свое обучение, и помогут увидеть промахи и ошибки. Интегрированное занятие лучше проводить параллельно, например, после изучения темы по литературе (стихотворения А.С. Пушкина) одновременно по изобразительному искусству дать тему «Иллюстрирование стихотворения А.С. Пушкина». Так можно проверить усвоение полученных детьми знаний.
В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это становится возможным только если удастся закрепить в сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней.
Одним из важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание изобразительного с музыкой и литературой». Связь с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не только зрительного, но литературного и музыкального ряда.
Пример: урок 1 в 1 четв. 3 кл. Тема урока «Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни (ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина.
В программе «Изобразительное искусство» В.С.Кузина, главной целью художественного образования ставится цель формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием. В основу программы включена система межпредметных связей с чтением и русским языком, что позволяет почуствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. Пример: урок 8 в 3 четв. 3 кл. Тема ур.: Иллюстр. стихотв. Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Изобр. ряд: репр. карт. И.И.Левитана «Март», К.Юон «Мартовское солнце».
Лит. ряд: стихотв. Н.Н.Некр. «Дедушка Мазай и зайцы». Муз. ряд: песня «Проводы зимы» (муз. Римского-Корсакова, сл.И.Устюжанина), пьеса «Подснежник» из муз. цикла П.Чайковского «Времена года»
Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.
Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и таких потребностей, как интеллектуальная, познавательная, потребность в приобретении новых знаний о мире.
Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.
Билет № 21
1. Разработка педагогического проекта. Тема «Конкурс знатоков искусства».8 класс.
2. Анализ инновационного опыта деятельности одного из педагогов-новаторов по изобразительному искусству.