Общая характеристика учебного сотрудничества

Вся система образования в России, в том числе высшее образование, совершенствуется на основе идей, которые были сформулированы в работах теоретиков психологии (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, и др.) и выдающихся педагогов (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др.). Взгляды Л.С. Выготского и его единомышленников основаны на том, что знание по самой своей природе социально, оно является плодом коллективных усилий, направленных на изучение, понимание и решение конкретных проблем. Члены коллектива обмениваются между собой идеями, пополняют и углубляют свои знания, общаясь с теми, кто лучше владеет материалом. Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества педагогов и учащихся как одной из определяющих основ современного обучения.

Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающейся деятельности учащихся и преподавателей, скрепленной взаимопониманием, коллективным анализом хода и результата этой реальности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления преподавателем познавательных интересов учащихся. Идея учебного сотрудничества базируется на том, что любое современное производство или функционирование учреждений осуществляется путем организации совместной деятельности трудовых коллективов.

История развития человечества и современная цивилизация свидетельствует о том, что материальный мир – дома, дороги, транспортные средства, промышленное оборудование, бытовая техника, одежда, продукты питания и т.д. – созданы совместным трудом людей. Современный социум складывается из множества социальных групп – семьи, детских, ученических и студенческих групп, трудовых коллективов, политических партий, общественных и других организаций. Профессиональная деятельность современного специалиста совершается не индивидуально, а во взаимодействии с другими специалистами. Например, при создании любого изделия (автомобиля, самолета, компьютера, бытовых приборов и т.д.), в строительстве жилых домов или производственных помещений, при добыче и переработке полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и в других сферах профессиональная деятельность специалистов совершается в различных формах сотрудничества.

Даже индивидуальный предприниматель свой бизнес строит путем взаимодействия с другими людьми (поставщиками, потребителями, налоговыми инспекторами, сотрудниками банка, рекламных агентств и т.д.). Следовательно, будущего специалиста уже со школьной скамьи нужно учить сотрудничеству, общению с другими людьми.

Проблемы учебного сотрудничества, групповых (коллективных) форм работы разрабатываются в трудах таких ученых, как Л.И. Айдарова, А.А. Вербицкий, А.И. Донцов, Х.Й. Лийметс, А.К. Марков, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.

Сотрудничество, как совместная деятельность, как общение преподавателей и учащихся характеризуется: 1) их пространственным и временным соприсутствием (групповые занятия в учебном кабинете); 2) единством цели, связанной с групповым решением учебных задач; 3) организацией и управлением групповой учебно-познавательной деятельностью обучающихся; 4) разделением их функций и действий при групповой работе; 5) наличием позитивных межличностных отношений.

На основе обобщения проведенных в разных странах исследований рассматриваемой проблемы Г.А. Цукерман отмечает, что при совместной учебной деятельности:

· возрастает объем усваиваемого материала и глубина понимания;

· повышается познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

· меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

· учащиеся получают больше удовольствия от занятий;

· меняется к лучшему характер взаимоотношений между учащимися;

· резко возрастает сплоченность группы, а также развивается способность адекватно оценивать свои и чужие возможности;

· учащиеся приобретают важнейшие социальные навыки: тактичность, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения [194].

В результате психолого-педагогических исследований убедительно показано, что учебное сотрудничество по схеме преподаватель – учащиеся и учащиеся – учащиеся как форма организации групповой (коллективной) учебной деятельности представляет значительные резервы не только для повышения эффективности обучения учебным дисциплинам, но и для развития личности учащегося.

Когда обучающиеся работают (учатся) индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают другие. Он должен освоить определенный материал, выполнить определенное количество заданий, и работает над ними с такой скоростью, которая ему доступна. Его внимание и усилия сосредоточены исключительно на собственных успехах. Успехи или неудачи других не имеют для него никакого значения. Таким образом, при индивидуальном обучении достижение той или иной цели превращается в личную проблему учащегося, не связанную с работой (учебой) других студентов.

Сотрудничество (кооперация) – это совместная работа нескольких человек, направленных на достижение общих целей. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, они достигли больших успехов, чем при индивидуальной работе. Учебное сотрудничество создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели (совместное решение учебной задачи, выполнение проекта, анализ литературы, написание отчета, обсуждение и решение проблемы, выпуск газеты и т.д.).

Сравнение обучения в сотрудничестве с традиционной методикой обучения позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев оно обеспечивает:

· более высокие достижения и большую результативность;

· более ответственное и внимательное отношение друг к другу;

· психическое здоровье учащихся, которые приобретают не только навыки работы в коллективе, но и чувства собственного достоинства.

Преподаватель, желающий следовать принципам обучения в сотрудничестве, должен на групповом занятии четко обозначить пять важнейших элементов этой методики [54].

1. Позитивное взаимодействие. Оно возникает между членами группы лишь тогда, когда они осознают зависимость друг от друга и то, что залогом успеха одного является успех всех членов группы. Позитивное взаимодействие создает условия для возникновения чувств ответственности не только за личный успех, но и за успех товарищей.

2. Индивидуальная и коллективная ответственность. При групповой (коллективной) учебной деятельности за достижение поставленной цели одновременно несут ответственность все группы и каждый член этой группы (за свою часть работы). Одной из задач обучения в сотрудничестве является стремление делать каждого студента (члена группы) более яркой индивидуальностью.

3. Стимулирование тесного общения учащихся друг с другом, причем предпочтительными следует признать личные контакты. В процессе совместного выполнения учебных заданий учащиеся тесно общаются друг с другом, обсуждают содержание и методы решения задач, при необходимости помогают друг другу (обучают друг друга). При этом улучшается не только степень усвоения знаний и умений, но и настроение членов группы, возникает чувство ответственности друг за друга и за достижение общей цели.

4. В процессе совместной деятельности учащиеся приобретают весьма полезные навыки социального поведения, в том числе навыки поведения в небольшом коллективе. В группах, созданных для обучения в сотрудничестве, учащимся приходится не только решать учебные задачи, но и вести себя как члены коллектива, как единая команда. При коллективной работе и в общении необходимо оказывать внимание и уважение друг к другу, активно участвовать в обсуждении и решении проблем, улаживать конфликты, проявить все нравственные и деловые качества.

5. Организация совместной работы (сотрудничество) учащихся. Она включает постановку преподавателем перед группой целей и задач, при необходимости проведение им инструктажа о содержании предстоящей работы, формирование рабочих малых групп из 3­­­­-5 человек, распределение между ними обязанностей (задач), обсуждение в рабочих группах способов решения задач и достижение целей, совместное решение задач, проверку решения и анализ. При необходимости преподаватель оказывает консультационную помощь той или иной рабочей группе. В заключении проводится обсуждение результата работы всех подгрупп, подводятся итоги, выставляются оценки.

Обучение в сотрудничестве может быть плодотворным только при поддержании нормальных межличностных отношений учащихся и соблюдении ими дисциплины. Это обучение возможно постольку, поскольку существуют условия, при которых учащиеся вынуждены помогать друг другу в достижении успеха. Позитивная взаимозависимость создает отношения, в основе которых лежит взаимное стимулирование: учащиеся поддерживают, подбадривают друг друга и помогают один другому в делах, направленных на достижение общей цели.

Члены групп, обучающиеся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:

· оказывают или принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и чисто человеческом, дружеском участии;

· обмениваются информацией и всем, что необходимо для выполнения задания;

· реагируют на академические успехи и поведение друг друга, т.е. в группе налажена обратная связь;

· учат друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения;

· поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше;

· оказывают позитивное влияние друг на друга;

· имеют четко выраженную мотивацию учения;

· создают обстановку взаимного доверия;

· успешно справляются со стрессами и раздражительностью.

Необходимо подчеркнуть, что одним из главных условий эффективной совместной работы учащихся по решению учебных задач является сплоченность группы. Многолетние исследования американских ученых (там же) показали, что не любые группы способны к обучению в сотрудничестве. Для того чтобы реализовать сотрудничество учащихся в обучении, группа должна обладать следующими свойствами:

· желание и заинтересованность в совместной учебной деятельности;

· стремление к достижению общей цели;

· благоприятный социально-психологический климат, взаимные симпатии и привязанности;

· позитивная взаимозависимость, личные контакты (общение);

· соблюдение учебной дисциплины и педагогических требований;

· персональная ответственность каждого и коллективная ответственность всей группы;

· навыки совместной работы учащихся в небольших коллективах;

· стремление к коллективному обсуждению результатов совместной работы.

При обучении в сотрудничестве члены группы вместе работают над заданием, способствуя успехам друг друга, при необходимости помогают друг другу. Основное внимание уделяется навыкам работы в команде. В зависимости от ситуации, содержания учебных задач любой член группы может стать лидером. Обучение в сотрудничестве оказывает существенное влияние на формирование у учащихся таких черт характера, как готовность не жалеть усилий для достижения общей цели и доброжелательное отношение к тем, кто учится вместе с ними.

Анализ результатов исследований в данной работе позволяет сделать вывод о явных преимуществах сотрудничества в обучении, ибо оно гарантирует более глубокие и точные знания, чем традиционное фронтально-индивидуальное обучение.

Помимо большей результативности (эффективности) данная методика обучения имеет и другие преимущества. Она способствует:

· формированию у учащегося критического подхода к информации и умению аргументировать свою точку зрения;

· развитию у них творческих способностей;

· формированию умения использовать одни и те же знания в разных ситуациях (перенос знаний);

· развитию интереса к изучаемой дисциплине;

· создание в студенческой группе благоприятных психологического климата, дружеских отношений.

Кроме того, обучение в сотрудничестве благоприятствует сохранению психического здоровья и социальному развитию обучающихся путем формирования умений и навыков, необходимых для жизни и общества, развития чувства собственного достоинства и самоуважения, альтруизма (умение смотреть на ситуацию глазами других людей, думать о них и учитывать их интересы), навыков социального поведения. Одним из основных средств обучения в сотрудничестве является тесное общение студентов на практических занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе.

Наши рекомендации