Глава 5. Руководитель учебного заведения
Как субъект управления
5.1. Структура личности руководителя
5.2. Особенности деятельности руководителя образовательной организации
5.3. Принятие руководителем управленческих решений
5.4. Лидерство и власть
5.5. Взаимоотношения руководителя и сотрудников
5.6. Стресс в профессиональной деятельности руководителя и способы его преодоления
Структура личности руководителя
Обобщенная модель личности руководителя представлена на Рис. 5.
В результате моделирования личности руководителя установлено, что кроме профессиональных знаний и умений, он должен обладать основательной гуманитарной подготовкой, общественной и трудовой активностью, активными методами использования компьютеров, экономическими,
Рис. 5. Структура модели личности руководителя
социально-психологическими, педагогическими и правовыми знаниями и умениями. Современный руководитель – это подлинный интеллигент с высокой организаторской и нравственной культурой, способный к творческому, критическому мышлению, к самообразованию и саморазвитию, к общению и сотрудничеству с людьми. Руководитель (менеджер) - это специалист высокого класса, призванный работать с людьми, управлять делами организации или его подразделения.
Какими личностными качествами должен обладать современный менеджер?
Ядром психологической структуры личности менеджера являются организаторские способности. Известный психолог Л.И. Уманский [177] в структуре организаторских способностей выделяет следующие свойства личности:
1) организаторское чутье; в качестве составных частей этого свойства рассматриваются: психологическая избирательность (понимание психологических особенностей и состояния других людей, способность запоминать людей и их поступки); практический психологический ум (способность распределять задачи в зависимости от индивидуально-психологических особенностей людей); психологический такт (способность быстро найти необходимый тон в обращении с людьми);
2) способность специалиста оказывать эмоционально-волевое воздействие; оно включает в себя энергичность (способность человека заряжать своей энергией окружающих его людей), взыскательность (требовательность), критичность и доброжелательность;
3) склонность к организаторской деятельности;
4) способность видеть перспективу.
Выдающийся русский психолог Б. М. Теплов [170] характеризуя психологические особенности личности и деятельности военачальника раскрыл целый ряд его интеллектуальных качеств. Среди них он отметил следующие свойства руководителя: хорошая память, способность к запоминанию людей, с которыми руководителю приходится общаться; способность к актуализации знаний, т.е. готовность к оперативному использованию знаний в нужный момент; простота и ясность мыслей; практичность и гибкость ума; способность к анализу и синтезу; способность быстро разбираться в сложной ситуации и находить правильное решение; способность к предвидению; высокая работоспособность.
К интеллектуальным качествам менеджера относятся также любознательность, внимательность, интерес к достижениям науки и техники, новым управленческим идеям, постоянное стремление расширить свой кругозор, быстрота восприятия информации и мыслительных процессов, хорошая память, логичность, гибкость, критичность и широта ума, умение принимать нестандартные решения. Интеллектуально сложная и трудоемкая работа менеджера с людьми требует проявления таких волевых черт характера как сдержанность, самообладание, решительность, настойчивость, упорство, умение доводить до конца начатое дело, способность к риску, смелость и мужество.
Психологическая характеристика руководителя (менеджера), составленная по результатам зарубежных исследований, приводится в книге Е. В. Ксенчука и М. К. Кияновой [86]. По их мнению, хороший руководитель: уверен в своих силах, целеустремлен, хладнокровен; умеет обращаться с людьми; поощряет участие членов группы в обсуждении проблем; способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна; самокритичен, проявляет выдержанность при победах или поражениях; способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен; компетентен во всех вопросах управления; умеет ясно, точно и лаконично выразить мысли словами; способен вызвать к себе расположение; способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее; готов инновациям, использовать их в интересах организации; способен нести ответственность за порученные задания; умеет продуктивно использовать свое. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
В японском менеджменте к личным достоинствам менеджера относятся: творческая активность, решительность, способность взять на себя ответственность, инициативность, творческие способности, энергичное поощрение инициативы подчиненных, всемерное поощрение дискуссий среди менеджеров, предприимчивость. Рычагами морального стимулирования персонала на японских предприятиях являются фундаментальные черты японского национального характера. Это прежде всего: а) общеэтнические черты – трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность к традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм, практицизм; б) черты группового поведения – дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга; в) обыденно – житейские черты – вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, любознательность [137]. В японском менеджменте при определении уровня способностей менеджера оценивают: 1) способность принимать решения; 2) способность планировать; 3) способность вести беседу; 4) способность организовать людей; 5) способность осуществлять контроль за деятельностью подчиненных; 6) умение их воспитывать.
Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующее:
1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).
3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
5. Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.
6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обуславливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности [186]:
1. Доминантность – умение влиять на подчиненных.
2. Уверенность в себе.
3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, регулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку).
4. Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
5. Стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем).
6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
7. Независимость, самостоятельность в принятии решений.
8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
9. Уметь критиковать и воспринимать критику;
10. Уметь наказывать и прощать;
11. Быть приветливым и тактичным;
12. Обладать чувством юмора. Юмор обычно связан с хорошим настроением, а хорошее настроение способствует повышению производительности труда;
13. Уметь говорить и слушать;
14. Уметь молчать;
15. Знать своих подчиненных.
По мнению английского консультанта по менеджменту Д. Робинсона [144], менеджеру должны быть присущи следующие качества личности: глубокий ум, наблюдательность и готовность постоянно учиться (автор утверждает, что эти качества повышают статус менеджера в глазах его подчиненных); умение планировать время; умение общаться с людьми; умение дать самооценку; умение заниматься самообразованием; умение руководить коллективом, организаторские способности. Автор, характеризуя руководителя, как лидера, выделяет ряд личностных качеств и умений: дальновидность (лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить другим их смысл); рассудительность; умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы заставить их «выкладываться» на работе; энергичность (выносливость – залог успешного руководства); решительность; последовательность (предсказуемость методов руководства, взглядов и манеры принятия решения); справедливость; умение говорить и слушать; умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения с людьми; знание способов мотивации трудовой активности сотрудников; способность раскрыть и использовать все возможности людей; способность к самосознанию.
Д. Робинсон утверждает, что во взаимоотношениях с подчиненными менеджеру нужно проявить такие качества, как:
– умение поставить задачу, отвечающую знаниям и опыту конкретного человека. В постановке задачи нужно учитывать возможности дальнейшего развития людей и способы вознаграждения успешно выполненной работы;
– умение поддерживать, учить, и помогать людям в выполнении поставленных задач;
– умение поощрить и сделать замечание;
– заинтересованность и понимание к проблемам людей. Это предполагает знание личности каждого из подчиненных и уважение их ценностей;
– дипломатичность и чувство юмора.
Другие английские консультанты по управлению Майк Вудкок и Дейв Френсис [40] выделяют следующие умения и способности менеджера: способность эффективно управлять собой и своим временем; способность прояснить свои личные ценности, умение четко определить цели выполняемой работы и собственные цели; стремление поддержать постоянный рост и развитие; способность быстро и эффективно решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Отсутствие у менеджера того или иного качества, по мнению авторов, вызывает ограничение и снижение эффективности управления. Примечательно, что в данной книге для самооценки личностных ограничений приведен соответствующий тест. В ней содержатся описание ограничений и способы их устранения, а также приводятся рекомендации по совершенствованию того или иного качества.
По мнению финских ученых в области менеджмента, хороший руководитель должен обладать следующими качествами: широкий кругозор, чувство ситуации, творческое отношение к работе, готовность к переменам, стремление к сотрудничеству, умение предвидеть результат, способность и умение рисковать, здоровое тщеславие, способность выделить существенное, способность действовать самостоятельно, способность принимать на себя полномочия, искусство выполнять план, желание и способность нести ответственность за порученное дело, искусство принимать быстрые решения, готовность к общему руководству, творческий подход к своей работе, постоянное самосовершенствование, хорошая общая психическая и физическая форма, умение правильно использовать свое время [174].
Шведский специалист в области консультационного бизнеса Б.Карлоф [69] отмечает, что основным инструментом современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Руководитель должен чутко реагировать на настроение и мнения, возникающие в организации, он должен обладать способностью убеждать, стремясь добиться поддержки своих решений и избранного им курса. По его мнению, хороший руководитель – это человек: экстравертный, открытый; любезный, восприимчивый; ориентированный на результат; решительный; критически настроенный; опытный, терпеливо относящийся к ошибкам; обаятельный, внушающий доверие и энтузиазм; спокойный, готовый выслушать других; доброжелательный и внимательный; свободный от предрассудков; смелый, невозмутимый; гибкий; готовый способствовать развитию других.
Таким образом, изучение отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента позволяет составить идеальную характеристику современного менеджера. Представив авторов книг, в которых раскрываются требования к руководителям (менеджерам), в качестве экспертов, используя структуру модели личности специалиста, можно представить модель личности руководителя (менеджера). В отличие от рядового специалиста руководитель, менеджер обладает компетентностью в области управления (менеджмента), более высокими организаторскими и коммуникативными качествами. Разумеется, реально действующий руководитель не является идеальным. Каждый руководитель отличается своим ансамблем индивидуально-психологических, деловых и других качеств (как положительных, так и отрицательных), своим, только ему присущим, стилем руководства. Но поскольку он, прежде всего, работает с людьми, являясь организатором работы, воспитателем вверенных ему сотрудников, постольку обязан развивать у себя соответствующие организаторские и коммуникативные качества, управленческую компетентность.
Специалист, претендующий на роль руководителя образовательного учреждения, должен знать психологию людей, методы руководства коллективом, педагогику, основы воспитательной работы, управленческую этику. Он должен уметь общаться с людьми, пользоваться методами социального управления, планировать, организовывать и стимулировать работу первичного коллектива; устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с людьми; делегировать сотрудникам полномочия и ответственность; изучать, оценивать и учитывать в коллективной работе индивидуально психологические особенности сотрудников; обучать их передовым методам и культуре труда; подготовить и провести совещание, беседу, дискуссию; заботиться об улучшении условий труда и учебы в учебном заведении, повышать квалификацию сотрудников; создавать в коллективе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и творчества.
Современному руководителю, в том числе и руководителю образовательного учреждения, должны быть присущи:
– высокие нравственные качества:
– организаторские качества (деловитость, целеустремленность, предприимчивость, ответственность, организаторские способности, уверенность в себе, инициативность, требовательность к себе и др.);
– коммуникативные качества (коммуникабельность, внимательность и интерес к людям, умение говорить и слушать, стремление к сотрудничеству, способность убеждать и др.);
– интеллектуальные качества (творческая активность, широкий кругозор, способность анализировать информацию и принимать управленческие решения, изобретательность и способность к инновациям, хорошая память (особенно на людей, глубина, гибкость и критичность ума, способность к самопознанию и самообразованию);
– волевые качества (настойчивость, выдержанность, решительность, смелость, готовность к риску, твердость характера);
– высокий уровень общей культуры, эстетические качества (культура речи, культура труда, культура общения, культура поведения);
– физические качества (хорошее состояние здоровья, энергичность, стрессоустойчивость, работоспособность).