Этапы выбора учебного заведения

1. Согласно своим желаниям и возможностям выбери область деятельности, направление (техническое, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.).

2. Выбери профиль обучения в 10 классе или учебное заведение.

3. Найди несколько учебных заведений специализирующихся по данному направлению.

4. Выясни требования этих учебных заведений. Узнай, какие тебе предстоит сдавать экзамены. Какой конкурс.

5. Выбери форму обучения (дневная, вечерняя, заочная).

Формы обучения

Дневная форма (очная) обучения – учащиеся ежедневно, за исключением 1-2 выходных дней в неделю, посещают учебное учреждение, учебный процесс занимает большую часть дня.

Вечерняя форма (очно-заочная) – учащиеся занимаются во второй половине дня, 2-4 раза в неделю, могут совмещать работу с обучением, но при этом учебный процесс удлиняется в среднем на 1 год.

Заочная форма – учащиеся выполняют большую часть работ самостоятельно, получая по почте задания из учебного учреждения, и отправляя готовые работы так же по почте. Раз в полугодие все учащиеся собираются на установочные сессии и сдают экзамены. При такой форме обучения не сложно совмещать работу и учебу.

Трудовой кодекс, или Что ты должен знать о своих правах и обязанностях

Каждый человек в нашей стране имеет право на труд и отдых (основание-Конституция РФ, Трудовой кодекс). Каждый из нас имеет право свободно выбирать труд согласно своим способностям, профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

Согласно Трудовому кодексу приступить к трудовой деятельности имеет право любой гражданин РФ 15-и летнего возраста или 14-и летние учащиеся с согласия родителей, если работа не нарушает учебный процесс, не вредит здоровью.

Труд молодежи (до 18 лет)

1. Продолжительность рабочего времени сокращена и составляет 24 часа в неделю для работников в возрасте до 16 лет, 36 часов в неделю для работников 16-18 летнего возраста (ст. 92 ТК), при этом продолжительность ежедневной работы не может превышать: для 15-16-летних – 5 часов, 16-18-летних – 7 часов; для учащихся, совмещающих учебу и работу 14-16-летнего возраста – 2,5 часа, 16-18-летних – 3,5 часа (ст. 94 ТК).

2. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени или по сдельным расценкам. Работодатель может за счет собственных средств производить доплаты (ст. 271 ТК).

3. Заключение трудового договора возможно с лицами, достигшими 16 лет или с согласия родителей, опекунов – с 14 лет.

4. Принимаются на работу без испытательного срока граждане в возрасте до 18 лет, а так же лица, окончившие учебные заведения и поступающие на работу впервые по полученной специальности (ст. 70 ТК).

5. Ежегодный оплачиваемый отпуск для работников в возрасте до 18 лет предоставляется в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день (ст. 267 ТК). По соглашению с руководством предприятия оплачиваемый отпуск может быть представлен до истечения 6 месяцев работы (ст. 122 ТК).

6. Увольнение производится в исключительных случаях с согласия государственной инспекции труда РФ и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением случая ликвидации предприятия) (ст. 269 ТК).

7. Работы, на которых запрещается применять труд молодежи в возрасте до 18 лет:

- на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах;

- на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка, и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами);

- на работах, связанных с передвижением тяжестей, превышающих установленные для этого возраста нормы (ст. 265 ТК);

- служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие дни (за исключением творческих работников).

8. Необходимо предварительное медицинское обследование молодежи в возрасте до 18 лет, при заключении трудового договора (ст. 69 ТК).

Поступившим в высшие учебные заведения (ВУЗ), техникумы, колледжи, училища и вечерние школы не зависимо от их организационно-правовых форм по заочной, дневной и вечерней формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска. (Подробнее см. ТК РФ статьи 173, 174)

В н и м а н и е !

1. Все гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

2. При обучении одновременно в 2 образовательных учреждениях гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в 1 из них по выбору работника.

3. Если учебное заведение не имеет госаккредитации, то гарантии и компенсации устанавливаются коллективным или трудовым договором на конкретном предприятии

Задание 2.19.

а) Знакомство с УЧЕБНОЙ БАЗОЙ г. Магнитогорска.

б) Письменная работа «Мой путь в профессию».

Занятие 29. Матрица выбора профессии

Задание 2.20. Работа с «Матрицей выбора профессии» (Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи)

Шаг за шагом приближаемся к цели – осознанному выбору профессии. В мире насчитываются десятки тысяч профессий. «Матрица выбора профессии» поможет тебе выбрать профессию или уточнить уже сделанный выбор. Прежде чем приступить к работе с «Матрицей», ознакомься с приведенными объектами и видами деятельности и выбери один-два варианта.

1. Какой объект деятельности тебя привлекает?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники);

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования);

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты);

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины);

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись);

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые);

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные);

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты);

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства);

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью);

2.2. Облуживание (удовлетворение чьих-то потребностей);

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности);

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение);

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства);

2.6. Производство (изготовление продукции);

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов);

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо);

2.9. Защита (охрана от враждебных действий);

2.10. Контроль (проверка и наблюдение).

Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Анализпроизводится с помощью таблицы «Матрица выбора профессии» Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими твоим интересам.

Матрица выбора профессии

Сферы труда Виды труда Человек Информация Финансы Техника Искусство
Управление (руководство чьей-то деятельностью) Менеджер по персоналу Администратор Маркетолог Диспетчер Статистик Экономист Аудитор Аналитик Технолог Авиадиспетчер Инженер Режиссер Продюсер Дирижер
Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей) Продавец Парикмахер Официант Переводчик Экскурсовод Библиотекарь Бухгалтер Кассир Инкассатор Водитель Слесарь Теле-радио- мастер Гример Костюмер Парикмахер
Образование (воспитание и обучение, формирование личности) Учитель Воспитатель Социальный педагог Преподаватель Ведущий теле- и радио­программ Консультант Преподаватель экономики Мастер производственного обучения Хореограф Преподаватель музыки, живописи
Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение) Врач Медсестра Тренер Рентгенолог Врач (компьютерная диагностика) Антикризисный управляющий Страховой агент Мастер авто сервиса Физиотерапевт Пластический хирург Косметолог Реставратор
Творчество (создание оригинальных произведений искусства) Режиссер Артист Музыкант Программист Редактор Web -дизайнер Менеджер по проектам Продюсер Конструктор Дизайнер Художник Художник Писатель Композитор
Производство (изготовление продукции) Мастер производственного обучения Корректор Журналист Полиграфист Экономист Бухгалтер Кассир Станочник Аппаратчик Машинист Ювелир График Керамист
Конструирование (проектирование деталей и объектов) Стилист Пластический хирург Картограф Программист Web -мастер Плановик Менеджер по проектам Инженер-конструктор Телемастер Архитектор Дизайнер Режиссер
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) Психолог Следователь Лаборант Социолог Математик Аналитик Аудитор Экономист Аналитик Испытатель (техники) Хронометражист Искусствовед Критик Журналист
Защита (охрана от враждебных действий) Милиционер Военный Адвокат Арбитр Юрист Патентовед Инкассатор Охранник Страховой агент Пожарный Сапер Инженер Постановщик трюков Каскадер
Контроль (проверка и наблюдение) Таможенник Прокурор Табельщик Корректор Системный программист Ревизор Налоговый полицейский Техник-контролер Обходчик ЖД Выпускающий редактор Консультант
Сферы труда Виды труда Животные Растения Продукты Изделия Природные ресурсы
Управление (руководство чьей-то деятельностью) Кинолог Зоотехник Генный инженер Агроном Фермер Селекционер Товаровед Менеджер по продажам Менеджер по продажам Логистик Товаровед Энергетик Инженер по кадастру
Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей) Животновод Птицевод Скотовод Овощевод Полевод Садовод Экспедитор Упаковщик Продавец Продавец Упаковщик Экспедитор Егерь Лесник Мелиоратор
Образование (воспитание и обучение, формирование личности) Дрессировщик Кинолог Жокей Преподаватель биологии Эколог Мастер производственного обучения Мастер производственного обучения Преподаватель Эколог
Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение) Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог Фитотерапевт Гомеопат Травник Диетолог Косметолог Санитарный инспектор Фармацевт Ортопед Протезист Бальнеолог Эпидемиолог Лаборант
Творчество (создание оригинальных произведений искусства) Дрессировщик Служитель цирка Фитодизайнер Озеленитель Флорист Кондитер Повар Кулинар Резчик по дереву Витражист Скульптор Архитектор Мастер-цветовод Декоратор
Производство (изготовление продукции) Животновод Птицевод Рыбовод Овощевод Цветовод Садовод Технолог Калькулятор Повар Швея Кузнец Столяр Шахтер Нефтяник Техник
Конструирование (проектирование деталей и объектов) Генный инженер Селекционер Селекционер Ландшафтист Флорист Инженер-технолог Кулинар Модельер Закройщик Обувщик Дизайнер ландшафта Инженер
Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог Биолог Ботаник Микробиолог Лаборант Дегустатор Санитарный врач Эргономии Контролер Лаборант Биолог Метеоролог Агроном
Защита (охрана от враждебных действий) Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора Эколог Микробиолог Миколог Санитарный врач Лаборант Микробиолог Сторож Инспектор Охрана ресурс Инженер по ТБ
Контроль (проверка и наблюдение) Консультант Эксперт по экстерьеру Селекционер Агроном Лаборант Дегустатор лаборант Санитарный врач Оценщик Контролер ОТК Приемщик Радиолог Почвовед Эксперт

Выпиши для себя профессии, расположенные в клетках, соответствующих твоему выбору. Есть ли совпадения с твоим ответом на четвертый вопрос анкеты в задании 1.1. (выбрал(а) ли профессию, если да, то какую?)

________________________________________________________________________________

Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Поинтересуйся, есть ли спрос на эту профессию? Каково содержание труда выбранной тобой профессии?

____

________________________________________________________________

Какими профессионально важными качествами должен обладать человек, чтобы достичь успеха в избранном виде деятельности?

________________________________________________________________________________

Какие препятствия могут возникнуть на твоем пути?________________________________________________________________________________

Этапы выбора учебного заведения - student2.ru

Запиши результат работы над «Матрицей выбора профессии» в «Портрет моей будущей профессии» в соответствующую графу.

Занятие 29. Составление личного профессионального плана (с учётом полученных знаний и особенностей своей личности)

Работа с различными диагностическими методиками в процессе изучения курса «Твоя профессиональная карьера», позволит по-новому взглянуть на себя, познать и оценить свои возможности, выявить свои индивидуальные особенности и внутренние ресурсы, что, в свою очередь, поможет наметить программу самоподготовки к будущей профессиональной карьере и успешно её осуществить.

Задание 2.21. Анализ личного профессионального плана (смотри занятие 5)

Задание 2.22. Деловая игра «Презентация своего профессионального плана»

Занятие 30. Итоговое занятие

Задание 2.23. Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу

Вариант 1

1. Цель профориентации – это:

А. знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;

Б. изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;

В. обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;

Г. формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.

2. Должность – это:

А. профессия;

Б. специальность;

В. призвание;

Г. служебная обязанность.

3. Учитель начальных классов – это:

А. профессия;

Б. специальность;

В. должность;

Г. призвание.

4. Безработными признаются:

А. лица, не достигшие 16 лет;

Б. инвалиды 1 и 2 группы;

В. лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;

Г. трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5. Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости, относится к:

А. интеллектуальному типу;

Б. практическому типу;

В. социальному типу;

Г. предприимчивому типу.

6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:

А. программиста;

Б. бухгалтера;

В. коммерсанта;

Г. брокера.

7. Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:

А. художника;

Б. журналиста;

В. парикмахера;

Г. корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).

8. Учащемуся, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:

А. научной деятельностью;

Б. конкретным практическим трудом;

В. воспитательной работой;

Г. работой, связанной с обработкой знаковой информации.

9. Для успешной работы у юриста более всего должны быть выражены:

А. словесные способности;

Б. организаторские способности;

В. счетные способности;

Г. способности к пространственному мышлению.

10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:

А. экскурсовода;

Б. музыканта;

В. врача;

Г. конструктора.

11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:

А. сангвиника;

Б. холерика;

В. флегматика;

Г. меланхолика.

12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:

А. холерику;

Б. флегматику;

В. сангвинику;

Г. меланхолику.

13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

А. холерику;

Б. флегматику;

В. сангвинику;

Г. меланхолику.

14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:

А. терапевта;

Б. хирурга;

В. окулиста (лечащего болезни глаз);

Г. фтизиатра (специалиста по туберкулезу).

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек-техника», наиболее пригодна работа:

А. кассира;

Б. оператора ПК;

В. механика;

Г. секретаря-машинистки.

16. Профессия «бухгалтер» относится к типу:

А. «человек-человек»;

Б. «человек-художественный образ»;

В. «человек-техника»;

Г. «человек-знаковая система».

17. К типу «человек-художественный образ» относится профессия:

А. экскурсовода;

Б. цветовода;

В. медсестры;

Г. дизайнера.

18. Специального профессионального отбора требует профессия:

А. геолога;

Б. летчика;

В. следователя;

Г. журналиста.

19. Для успешного выбора профессии необходимо:

А. принять решение по совету родственников;

Б. получить ту же профессию, что и лучший друг;

В. принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;

Г. ориентироваться на популярность профессии в обществе.

20. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:

А. романтичность;

Б. высокая зарплата;

В. хорошие условия труда;

Г. заинтересованность в деле.

Вариант 2

1. Психолог-профконсультант:

А. составляет медицинские заключения учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;

Б. обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;

В. выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;

Г. дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии.

2. Профессия – это:

А. род трудовой деятельности;

Б. вид занятия в рамках трудовой деятельности;

В. служебная обязанность;

Г. наивысшая ступень соответствия конкретного человека и его деятельности.

3. Старший лаборант – это:

А. профессия:

Б. специальность;

В. должность;

Г. общественная деятельность

4. Безработными не признаются:

А. инвалиды 3-й группы;

Б. лица, не достигшие 18-летнего возраста;

В. граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;

Г. лица, не зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5. Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:

А. артистическому типу;

Б. практическому типу;

В. социальному типу;

Г. предприимчивому типу.

6. Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:

А. военного;

Б. учителя;

В. геолога;

Г. фотографа.

7. Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:

А. артистическая деятельность;

Б. административная;

В. организаторская;

Г. коммерческая деятельность.

8. Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом будет:

А. создание конкретных изделий;

Б. обслуживание людей;

В. научные разработки;

Г. обработка буквенной и цифровой информации.

9. Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:

А. словесные способности;

Б. способности к общению;

В. счетные способности;

Г. административные способности.

10. Счетные способности меньше необходимы в профессии:

А. экономиста;

Б. модельера;

В. столяра;

Г. критика.

11. Для холерика наиболее подходящей будет работа:

А. монотонного характера;

Б. малоподвижная;

В. в изоляции от людей;

Г. циклическая (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).

12. С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться:

А. холерику;

Б. флегматику;

В. сангвинику;

Г. меланхолику.

13. Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:

А. коммерсанта;

Б. профессионального футболиста;

В. оператора ПК;

Г. официанта.

14. Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:

А. сангвиника;

Б. холерика;

В. флегматика;

Г. меланхолика.

15. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек-природа», наиболее пригодна работа:

А. машиниста;

Б. биолога;

В. кондитера;

Г. адвоката.

16. Профессия «парикмахер» относится к типу:

А. «человек-человек»;

Б. «человек-художественный образ»;

В. «человек-техника»;

Г. «человек-знаковая система».

17. К типу «человек-художественный образ» относится профессия:

А. садовода;

Б. связиста;

В. цветовода;

Г. настройщика пианино.

18. Без профессионального отбора можно получить профессию:

А. гонщика;

Б. летчика;

В. коммерсанта;

Г. дегустатора.

19. Для успешного выбора профессии более всего необходимо:

А. учесть потребность общества в данной профессии;

Б. принять решение по совету родственников;

В. ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнося ее со своими возможностями;

Г. связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.

20. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:

А. умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;

Б. наличие соответствующего темперамента;

В. хорошие бытовые условия;

Г. внешние данные.

Приложение

Задание 2.18.

Ответ

Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Б Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Р Е К Л Этапы выбора учебного заведения - student2.ru А Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Б Ю Д Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Ж
И Этапы выбора учебного заведения - student2.ru К О Н Этапы выбора учебного заведения - student2.ru К М Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Р Этапы выбора учебного заведения - student2.ru М Этапы выбора учебного заведения - student2.ru А Е
Этапы выбора учебного заведения - student2.ru З Н Е Этапы выбора учебного заведения - student2.ru С У А Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Ы Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Н Р Т
Ю Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Т Д М Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Р Е Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Н О К Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Е
Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Л А И Е Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Е Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Н Ц К Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Т Т
А Этапы выбора учебного заведения - student2.ru К Л Н Д Ь И А О И
В Р Е Р И Г Я К В Н
Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Н Е Д И Т Я И Ц А Г
А Этапы выбора учебного заведения - student2.ru П Р И Б Ы Л Ь Р Р
Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Этапы выбора учебного заведения - student2.ru Л О Г Этапы выбора учебного заведения - student2.ru М Е Н Е Д Ж Е

1. Бизнесмен. 2. Бюджет. 3. Реклама. 4. Конкуренция. 5. Рынок. 6. Товар. 7. Акция. 8. Дилер. 9. Деньги. 10. Маркетинг. 11. Валюта. 12. Кредит. 13. Прибыль. 14. Налог. 15. Менеджер.

Наши рекомендации