Ситуационные подходы к руководству

При выборе стиля руководства, как указывают Е. В. Ксенчук и М. К. Киянова [86], должны учитываться следующие три фактора:

1. Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). При дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в условиях острейшей рыночной конкуренции вполне оправдан авторитарный стиль.

2. Задача (настолько четко структурирована). При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, наиболее приемлем коллегиальный стиль.

3. Группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностных характеристик). Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задачи, адекватным будет демократический, а в творческих коллективах – даже либеральный стиль руководства.

Отсюда можно сделать вывод, что важное качество руководителя – владение разными стилями и умение их применять в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей как сотрудников, так и своих личных качеств. Руководителям в своей деятельности следует также учитывать, что люди весьма различны по своей культуре, темпераменту, взглядам на жизнь. Поэтому их реакция на один и тот же стиль руководства может оказаться далеко не однозначный.

Большое признание в менеджменте получила концепция лидерства, разработанная американским исследователем Р. Блейком и Д. Моутоном [108]. За основу анализа стиля лидерства авторы взяли два направления деятельности: внимание к производству и внимание к людям. Каждое направление деятельности условно разделяется на девять частей и образовало одну из сторон матрицы – решетки лидерства (Рис.3). Авторами описаны пять наиболее характерных позиций матрицы (стилей руководства).

 
  Ситуационные подходы к руководству - student2.ru

Рис. 3. Матрица лидерства

9.1. Авторитарное руководство. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят интересы организации и мало внимания обращают на интересы сотрудников. Большую часть времени руководителя поглощают функции надзора и контроля.

1.9. Социальное руководство. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание потребностям и интересам своих подчиненных, устанавливают хорошие взаимоотношения с ними, но мало заботятся об эффективности выполнения заданий.

1.1. Примитивное руководство («отдых на работе»). Эта позиция характерна для такого типа руководителей, который безответственно относится к своим обязанностям. Он мало внимания проявляет как к подчиненным, так и к производственным вопросам (работать так чтобы не быть уволенным).

5.5. Производственно-социальное управление. Оно присуще такому типу руководителей, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой руководитель считает, что компромисс во всех случаях основа для эффективного управления. На самом деле такой стиль руководства обеспечивает средний уровень результатов.

9.9. Командное руководство. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности производства, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Такой стиль руководства обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность труда.

По мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту, эффективным стилем руководства является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты: 1) регулярные совещания руководителя с подчиненными; 2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; 3) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; 4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав; 5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; 6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений; 7) предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Партисипативный стиль применим, если:

1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;

2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личном росте, интерес к работе;

3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Вероятностная модель эффективности руководства опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1) степени благоприятности отношений руководителя с подчиненными; 2) величины власти руководителя (его возможность в контроле за действиями подчиненных и использовании различных средств стимулирования их активности); 3) структуры групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности). Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля, т.е. о степени владения им ситуацией функционирования группы.

В преуспевающих японских фирмах наиболее популярен и эффективен новаторско-аналитический стиль, который направлен на организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Для него присущи: энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практическая реализация новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и работать с людьми.

По нашему мнению, наиболее перспективным стилем руководства в XXI веке является гуманистический стиль, ориентированный на личность сотрудника, на удовлетворение его потребностей и интересов, на создание условий для творческого, высокоинтеллектуального труда. Гуманистический, личностно- ориентированный стиль руководства во главу угла будет ставить не производство (экономику, технику, технологии), а человека. Лозунг такого стиля: не человек для производства, а производство для человека. Рабочее место трудящегося становится полигоном для проявления и развития его способностей, профессионального мастерства, самовыражения и творчества. Отношения между руководителем и подчиненными будут не по принципу единовластия и подчинения, а на основе сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения, взаимопомощи. При таком стиле работы и взаимоотношений руководитель становится не начальником для подчиненных (как прежде), а наставником, консультантом, организатором. Гуманистический стиль руководства – это новая парадигма социального управления, основанная на принципах гуманизма, демократии, справедливости и свободы. При гуманистическом стиле руководства постановка и решение производственных, организационных, социальных и других проблем происходит при активном участии всех сотрудников. Проект решения рождается в результате реализации принципа полилогичности, т.е. возможности равного с уровнем компетентности участия каждого и всех. Для оформления и реализации проекта решения управленческие полномочия и ответственность делегируются определенным лицам. Организация рассматривается как социальная система, объединенная единой историей, культурой, общими ценностями, целями. Таким образом, гуманистический, сотворческий тип управления создаст условия для предельно полного развития и реализации творческого профессионального потенциала каждого сотрудника организации.

Вопросы для самоконтроля

1. К какому виду деятельности относится руководство людьми?

2. Из каких компонентов складывается структура управленческой деятельности?

3. Какие функции и задачи менеджмента связаны с психоло- гическими знаниями?

4. На каких принципах строится система управления образовательным учреждением?

5. Что проявляется в стиле руководства кроме методов управления?

6. В чем суть ситуационного стиля руководства?

Глава 3. Государственная система образования

3.1. Состояние системы образования в России

3.2. Проблемы системы образования

3.3. Концепции развития образования в России

3.4. Государственная система управления образованием

3.5. Болонский процесс как интеграция высшего образования России в Европейское образовательное пространство

3.1. Состояние системы образования в России

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в жизни и профессиональной деятельности. Общее и профессиональное образование в начале ХХI в. характеризуется такими признаками, как:

• демократизация: общедоступность образования, создание системы непрерывного образования;

• диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно ориентированная система разно уровневых образовательных программ;

• интернационализация: академическая мобильность учащихся и
преподавателей; международное признание документов об образовании и квалификации;

• прогрессивность: превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения;

• личностная ориентированность: трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно ориентированным;

• инновационность: широкое распространение и внедрение получают новые образовательные и информационные технологии;

· коммуникативность: коммуникации педагога и учащегося, ставшими соучастниками единого образовательного процесса.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством нашей страны и нормами международного права.
Право на образование — одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России, предусмотренных в ст. 43 Конституции Российской Федерации:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, под-
держивает различные формы образования и самообразования.
Приоритеты образовательной политики Российской Федерации отражают следующие ее направления:
Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.
• Создание условий для повышения качества общего образования.
• Создание условий для повышения качества профессионального образования.
• Формирование эффективных экономических отношений в образовании.
• Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.
• Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в настоящее время в нашей стране действуют принципы, провозглашающие:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации;

5) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

6) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей;

7) демократический характер управления образованием, обеспечение прав и свободы педагогических работников и обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

Эти принципы определяют основные направления политики и, следовательно, характер образования в учебных учреждениях страны.
Нормативно-правовую основу функционирования системы образования в современной России наряду с Конституцией Российской Федерации составляют национальная образовательная доктрина (2000 г.), Закон РФ «Об образовании» и другие законодательные акты.

Изменение государственного политического устройства страны в 1990-е гг. позволило реализовать современные подходы к развитию системы образования. Принятый в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» с учетом внесенных изменений в 1996 и 2012 гг. предоставил образовательным учреждениям реальную самостоятельность в решении творческих проблем, открыл перспективу развития негосударственного сектора образования. Одним из положительных результатов образовательных реформ явился устойчивый рост числа поступающих в учреждения профессионального образования, а по относительной численности студентов (в пересчете на 10 тыс. жителей) Россия вернула передовые позиции в мире. В сфере российского образования непосредственно занято 22% населения России [106].

Система образования выполняет следующие социальные функции: передача социального опыта подрастающему поколению; усвоение учащимися ценностей культуры; раскрытие и развитие способностей личности; социализация личности; содействие продвижению индивидов с определенным уровнем образованности к более высокому социальному статусу; образование рассматривается также как вложение капитала в будущее (как личности, так и всего общества). В настоящее время могущество любого государства определяется не только финансово-экономическими показателями, уровнем развития техники, технологии и обороноспособности, но и наличием высококвалифицированных руководителей и специалистов, способных вести страну к дальнейшему прогрессу.

Современная образовательная система отличается рядом характеристик, к которым относятся:

- ориентация на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;

- единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; свобода и плюрализм;

- широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности;

- гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов и темпов обучения различных категорий населения;

- разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека после базовой школы на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития;

- интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного «образовательного поля», которое обращает общество в «обучающее» и «обучающееся»;

- широкое использование электронных технологий в целях образования на любом этапе жизнедеятельности людей (работа, отдых и т.д.);

В качестве примера образовательных систем можно назвать:

- системы образования (система образования Российской Федерации; система образования региона – субъекта РФ; муниципальная система образования);

- образовательное учреждение;

- образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.,

С позиций современной педагогической науки в структуру общеобразовательной программы как системного объекта включены следующие компоненты:

- целевой компонент;

- содержание образования (учебный план, учебно-программное обеспечение; содержание внеурочной работы с учащимися);

- технологический компонент (используемые при реализации образовательной программы дидактические системы, педагогические технологии, методики, методы обучения и воспитания);

- организационно-педагогический компонент (используемые организационные формы обучения и воспитания; режимные условия реализации образовательной программы);

- диагностическое сопровождение образовательной программы (дидактическая диагностика, социально-педагогическая диагностика учителей и учащихся, диагностика личностного самоопределения учащихся);

- педагогическая поддержка ученика в образовательном процессе (сохранение здоровья, поддержка в обучении и личностном самоопределении);

- результат реализации образовательной программы.

Одна из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, персональных компьютеров, средств дистанционного обучения широко используются для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

3.2. Проблемы системы образования

Как известно, социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кризисное положение экономики, острый дефицит бюджета в 1990-х гг. привели к неудовлетворительному финансированию образования. Тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования стала доминировать, а доля платного образования — возрастать. Общая потребность в средствах образовательных учреждений обеспечивалась из бюджета менее чем на половину. Наблюдалось постепенное ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений и сокращение капитальных вложений. Темпы износа зданий и сооружений существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Так, в 2—З смены работают 32% школ и только 46% школ имеют все виды удобств. Многие периферийные вузы не получают бюджетных средств на развитие материальной базы, что привело к ее старению и физическому износу. Ухудшается кадровое обеспечение образовательных учреждений из-за старения педагогических работников в сфере общего и профессионального образования. Приток молодых педагогов недостаточен вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности. В последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования населения России. На это влияют следующие факторы: сокращение населения России, в основном старшего и среднего возраста, т.е. населения с высоким уровнем образования; снижение начального профессионального уровня трудовых ресурсов в результате сокращения числа учащихся в профессиональных лицеях и училищах; угроза превращения российской демократической системы высшего образования, с одной стороны, в сословно-элитарную из-за роста платного образования, оплачиваемого из личных доходов населения, а с другой — в низкокачественное высшее образование по дистанционной форме обучения.

Анализируя ошибки, допущенные в ходе реформирования образования, и учитывая мировой и российский опыт, исследователи выделяют пять императивов, которые должны быть учтены в образовательной стратегии и политике нашего государства в течение первой четверти нового века[106]: 1) нельзя допускать снижения роли государства в руководстве системой образования, равно как и снижения ранга образования в системе социально-экономических приоритетов, а также бездумной приватизации высшего и среднего профессионального образования; 2) нельзя допускать снижения социального и экономического статуса педагогического персонала, нужно проводить целенаправленную работу по росту гарантированной оплаты труда преподавателей и не только в виде грантов национального проекта «Образование»; 3) нельзя допускать разрыва между образованием, с одной стороны, и наукой, культурой и экономикой — с другой; нужно всемерно поощрять интеграционные связи науки, образования и культуры; 4) нельзя допускать снижения воспитательного потенциала образования, роста малолетней преступности, беспризорности и наркомании; 5) нельзя допускать ущемления прав и свобод граждан в образовательной сфере, в частности молодежи из малообеспеченных семей отдаленных регионов России. Авторы данного исследования определили основные недостатки и проблемы образования по четырем главным уровням (ступеням) образования.

1. Имеющиеся недостатки в системе общего среднего образования: выпускники общеобразовательных школ России начала ХХI в. уступают по своим знаниям выпускникам 1980-х гг.; рост учебной и информационной нагрузки за последние 15 лет в школах и его негативное влияние на здоровье школьников. Увеличивается технологический разрыв с экономически развитыми странами и снижается конкурентоспособность отечественного образования. Утрачены позиции российской школы в уровне подготовки учащихся по ряду предметов (по данным международных сравнительных исследований). Наблюдается сокращение рождаемости населения и соответственно численности школьников. Растет число наркоманов и преступников среди молодежи. Из-за низкой оплаты труда учителей по сравнению со средней заработной платой работников России происходит старение преподавательского состава в школах. Слаба материально-техническая база учебных заведений, особенно в сельских школах и депрессивных регионах. Деидеологизация образования привела к оскудению общественной и культурной жизни общества; утрачена доминирующая роль школьного образования в формировании личности молодежи; возросли детская беспризорность и преступность среди молодежи, темпы роста которой за последние годы возросли в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.

2. В системе начального профессионального образования наблюдаются следующие негативные тенденции:

• падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два раза и более, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий (ликвидирован «шефский» корпус производственных предприятий над ПТУ);

• нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталистическими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;

• недостаточное государственное финансирование начального профессионального образования и контроля за процессом его реструктуризации;

• резкое сокращение выпуска рабочих в учреждениях начального профессионального образования;

• потеря престижности начального профессионально-технического образования в сравнении со статусом ФЗУ в I950—1960-е гг., что привело к снижению притока молодых рабочих в материальное производство;

• низкая оплата труда, старение преподавательского состава, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;

• слабая материально-техническая база учебных заведений начального профессионального образования, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, приборостроение, металлообработка, сельское хозяйство, легкая промышленность и др.).

3. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования также имеются недостатки:

• недостаточное государственное финансирование из бюджета и слабый контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования («либеральная реформа»);

• сокращение подготовки специалистов для отраслей материального производства и излишнее увеличение приема абитуриентов на экономические и юридические специальности за счет оказания платных образовательных услуг;

• рост платного обучения по гуманитарным специальностям, приведший к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;

• низкая оплата труда преподавательского состава, изменение профессиональной специализации преподавателей в связи с массовой «гуманитаризацией» техникумов;

• старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация учебного процесса, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.

4. Системе высшего профессионального образования, несмотря на принятые меры по ее модернизации в русле Болонского процесса, присущи серьезные недостатки :

• увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;

• недостаточное государственное финансирование вузов в размере 50—60% от планового бюджета, вынуждающее развивать платное образование по непрофильным для вузов специальностям;

• низкая оплата труда преподавательского состава по сравнению с материальным производством;

• слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях, отставание в развитии учебно-лабораторной базы в сравнении с зарубежными вузами;

• растущая «утечка умов» — миграция научно-педагогического состава за рубеж;

• недостаточная квалификация, старение преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, многочисленность вспомогательного персонала вузов (до 50% от штатной численности);

• снижение уровня научно-методической работы в вузах: сокращение использования современных методов и технологий обучения, разработок учебно-методической литературы, подготовки учебников;

• разрастающаяся коррупция в государственных вузах, сокращение бюджетного и увеличение коммерческого приема студентов;

• отсутствие спроса на магистров со стороны образовательных и рыночных организаций (техникумов, вузов, банков, страховых компаний, администраций);

• низкое трудоустройство выпускников государственных вузов (около 60%), остальные трудоустраиваются не по специальности или на должности рабочих либо служащих (водителей, охранников, продавцов, агентов и др.);

• значительная дифференциация в уровне и качестве образования столичных и периферийных вузов, вузов передовых и депрессивных регионов;

• дискриминация негосударственного высшего образования в части лицензирования и аккредитации, предоставления помещений в аренду, предоставления льгот студентам и статуса диплома негосударственного вуза;

• значительное увеличение количества негосударственных вузов и особенно филиалов и представительств столичных вузов в регионах при отсутствии необходимой материальной и учебной базы и штатного профессорско-преподавательского состава, что приводит к снижению качества образования.

3.3. Концепции развития образования в России

На рубеже веков силами творческих коллективов Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования, Российской академии наук и учеными крупных университетов подготовлен ряд комплексных целевых программ развития системы образования на длительную перспективу. К программам, наиболее глубоко охватывающие цели и задачи реформирования российского образования в ХХI в. относятся: 1. Национальная доктрина образования на период до 2025г. 2. Концепция модернизации российского образования. 3. Приоритетный национальный проект «Образование»

Национальная доктрина образования на период до 2025 г.

Национальная доктрина образования (далее - Доктрина) была рассмотрена и одобрена на Всероссийском совещании работников образования Российской Федерации в Москве 15 января 2003 г. Национальная доктрина образования Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В ней выделяются следующие разделы: введение; основные цели и задачи образования; основные задачи государства в сфере образования; педагогические кадры; ожидаемые результаты реализации Доктрины. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества. Они включают: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. В Доктрине образование признается приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. В ней определены следующие основные цели образования.

1. Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

2. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

З. Непрерывность образования в течение всей жизни человека.

4. Многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.

5. Подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Для достижения этих целей определены основные задачи государства в сфере образования. Образование является сферой ответственности и интересов всего государства и его институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить:

• реализацию конституционного права и равные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

• сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

• участие органов государственной власти в деятельности муниципальных образовательных учреждений;

• формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства, светский характер образования;

• условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

• всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья, физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

• гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

• сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

• сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;

• государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

• развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

• интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций - с образовательными учреждениями, науки и образования - с производством ;

• интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций;

• признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство должно обеспечить: условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителями и уставом образовательного учреждения; ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи; условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Ожидаемые результаты реализации Доктрины:

Качество образования.

1. Создание демократической системы образования, гарантирующей не обходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях.

2. Индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих, интересы и способности личности.

3. Конкурентоспособный уровень образования - как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования заключается в возможности получения всеми гражданами Российской Федерации качественного образования: общедоступного бесплатного дошкольного образования; общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования со сроками обучения и в объемах, принятых в экономически развитых странах; бесплатного начального и среднего профессионального образования; бесплатного высшего профессионального образования на конкурсной основе — для каждого второго выпускника образовательных учреждений, имеющего среднее (полное) общее образование, в том числе полученное в учреждениях начального и среднего профессионального образования; бесплатного послевузовского образования на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре.

На основе анализа содержания Национальной доктрины образования можно сделать вывод о том, что она призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Концепция модернизации российского образования

Концепция модернизации российского о

Наши рекомендации