Отклонения в психическом развитии ребенка раннего возраста: умственная отсталость, агрессия, коррекционная работа с ним.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникнуть без него. На сегодняшний день выделяют 4 степени умственной отсталости: 1. Лёгкая — дебильность. 2. Умеренная — имбецильность. 3. Тяжёлая — тяжёлая умственная субнормальность. 4. Глубокая — идиотия. Легкая степень встречается существенно чаще, чем тяжелые (до 85% всех случаев). Причиной возникновения психических нарушений при умственной отсталости может быть широкий круг вредных воздействий. С достоверностью этиология установлена приблизительно лишь у 35% умственно отсталых индивидов. В одних случаях это наследственные факторы (70-90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей. В других это врожденные вредности, действующие на уже развивающийся плод. В-третьих, это разнообразные приобретенные неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка в первые три года жизни. Содержание коррекционной педагогической работы и работы с детьми и подростками, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. Очень важно как можно раньше начать коррекционное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка. Одно из первых мест в этой коррекции развития занимает выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и с взрослыми людьми. Специального внимания заслуживает тренировка тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств, с тем, чтобы развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира. Совершенствование грубой и особенно тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширят возможности перемещения и знакомства с окружающим миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшат формирование речи и мышления.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Можно выделить три основных источника деструктивного поведения: 1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка; 2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей; 3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. 1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Родители сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. 3. ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. 4.Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. 5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства 6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения 7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме 8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность 9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей 10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка 11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. 12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте.

24.Игра: структура, характеристика, функции и роль в психическом развитии ребенка.

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.

Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр.

Игра в это время, в основном, состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Структура развернутой формы ролевой игры такова.

1. Единица, центр игры. Это роль, которую выбирает ребенок

2. Игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

3. Правила. Во время игры возникает новая форма удовольствия для ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Воздействует и на интеллектуальное развитие: в игре ребенок обучается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова.

Вхождение в игровую ситуацию является условием для разных форм умственной деятельности ребенка. От мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями.

В ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мыслительном плане. Ролевая игра имеет значение и для развития воображения.

Наши рекомендации