Предмет и методы психологии развития.
Предмет и методы психологии развития.
Предмет и задачи возрастной психологии
Предметом возрастнойпсихологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности.
Задачи возрастной психологиираскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.
Объектом изученияпсихологии развития является ребенок, подросток, юноша и т.п.
Таким образом, объектом возрастной психологии являются не сами психологические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.
Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 4 раздела возрастной психологии:
1. Перинатальная психология (от зачатия до рождения)
2. Детская психология (от рождения до 17 лет);
3. Психология взрослых, зрелых возрастов;
4. Геронтология или психология пожилого возраста.
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.
Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
Стили воспитания
Авторитарный стиль предполагает жесткий контроль за каждым шагом ребенка. Но подобный диктат перекрывает ребенку возможность познавать мир, развиваться, быть индивидуальностью, умнеть и взрослеть. Дети, выросшие под постоянным, мелочным контролем, хуже осваивают новые знания, да и просто не стремятся к ним. Ведь мама всегда подскажет, что и как надо сделать или сделает за тебя.
Такие дети способны только под жестким нажимом осваивать новую информацию, а стоит нажиму ослабеть, как ребенок радостно бросает подневольное дело. В будущем он так же будет искать авторитарного партнера, чтобы устроиться в его тени.
Что хочу, то и делаю.
Второй стиль воспитания – разрешающий. Тут уж родители совсем не контролируют ребенка, слово «нельзя» исключено из родительского лексикона.
Чтобы вызвать реакцию со стороны окружающих, обратить на себя внимание, ребенку приходится идти на всё более и более резкие шалости. «А попробую-ка я пролить варенье на скатерть, может быть, мне тогда попадет? Ага, все только посмеялись. А теперь я у этой скатерти кусочек отрежу, что тогда будет?..»
Ребенку необходимо знать границы дозволенного, как необходимо знать, что горячий утюг опасен. И он сам как бы провоцирует взрослых на то, чтобы они эти границы ему указали.
Полное отсутствие преград и ориентиров приводит к тому, что дитя становится агрессивным и неуправляемым. Маленькие анархисты, не наученные смирять себя, уступать, подчиняться каким-то правилам, в том числе и правилам игры, часто отторгаются сверстниками, а став взрослыми, отталкивают от себя окружающих вопиющим эгоизмом и бестактностью.
Пренебрегающий стиль (Ноль внимания) воспитания превращает ребенка в человека-невидимку. Он ощущает себя брошенным в собственной семье. Его ожидания какой-то взрослой реакции на свои вопросы, обиды, восторги, маленькие достижения, трудности оказываются обманутыми. Лишенные внимания, поддержки и одобрения со стороны самых близких людей, дети в таких семьях вырастают замкнутыми,. Уже повзрослев, они продолжают сомневаться в своих достоинствах и привлекательности. За ошибки не наказывают
При авторитетном стиле воспитания ненавязчивый, необходимый контроль со стороны родителей сочетается со свободой выбора, на которую у ребенка есть право. Дела маленького человека обсуждаются в семье.
Доверие к детским попыткам мыслить и самостоятельно принимать решения развивает личность. Обучаются такие дети охотно, радостно, желание знать больше у них не пропадает из-за мелких неудач и неурядиц. Человек вырастает без страха, когда он растет без упреков. Когда знает, что у него есть право и ошибиться, и исправить ошибку. Так формируется личность свободная, самодостаточная, уверенная в своих силах.
Подходы
1. Обучение не зависит от развития – любому ребенку на любой стадии развития можно преподавать любой предмет. Дж. Брунер. Все зависит от методики обучения.
2. Для представителей социологизаторского направления – обучение становится принципиально важным моментом – обучение отождествляется с развитием. Торндайк, Уотсон – каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии, обучение – основной психический процесс (бихевиоризм). Развитие психики зависит от окружающей среды и ее стимулов – социального окружения, условий жизни. ВПФ, например, речь и мышление также являются навыками. Скинер – на основе подкрепления можно построить всю систему обучения «програмированное обучение».
3. Обучение и развитие не совпадают:
Представители биологизаторского направления не придают большого значения обучению. Для них психическое развитие – спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить его. Нет собственной активности человека – все зависит от наследственности.
Пиаже. Развитие опережает обучение. Вначале созревание психических структур, затем возможность на них наложить обучение. Развитие совершается само собой в соответствии со своей внутренней логикой. Обучение должно следовать за развитием. Учитель должен считаться с тем уровнем развития ребенка, которого тот достиг, и приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития.
Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели
и двигают вперед их формирование». Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выготский
отразил в понятии «зона ближайшего развития», суть которого состоит в следующем: то, что на прошлом этапе ребенок решает с помощью других людей, в следующий раз он решает самостоятельно. Обучение приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Выготский – выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Обучение не отождествляется с развитием, но ведет его за собой (понятие ЗБР).
Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим, в основе которого лежит общение. Его надо рассматривать, как культуру.
Общение должно иметь 3-и компонента:
- общий контекст
- диалог
- и в результате диалога есть изменение точки зрения.
Основным источником развития является обучение. Но обучение не тождественно развитию, То обучение хорошо, которое ведет за собой развитие. Это создает ЗБР, которое приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны для ребенка только в процессе взаимодействия со взрослым, а затем становится достоянием самого ребенка. ЗБР – это расстояние между зоной актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых. ЗБР определяет функции не созревшие, но находящиеся в процессе созревания, характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Фазы привязанностей
1) 0 – 3 мес. Неразборчивая реакция на людей. Самый привлекательный объект – человеческое лицо. Специфическая реакция улыбки на лицо матери (комплекс оживления). Социальная ситуация связанности ребенка со взрослым - ситуацией «ПРА-МЫ». Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности. Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться.
2) 3 – 6 мес. Ребенок четко фокусирует внимание на знакомых людях – сформированы избирательные социальные реакции. Улыбка – преимущественный знак тем, кому ребенок доверяет. Сужается круг предпочитаемых людей. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого. Ведущий тип деятельности - непосредственное эмоциональное общения ребенка и матери. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Общение в младенческом возрасте: можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого, голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва,. Это эмоционально-выразительные реакции. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка была разнообразной и интересной. Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии, даже при хорошем гигиеническом уходе. Речь появится у них очень поздно. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
3) 6 мес. – 3 года. Ребенок привязан к одному человека, привязан интенсивно и исключительно. При этом в 7 – 8 мес. наблюдается боязнь незнакомцев, ребенок очень требует присутствия родителя. Родитель становится отправной точкой (есть метафора, что ребенок находится на «эластичном тросе»). Общение со взрослым в раннем детствеимеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Окружающим надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованнойоценкой взрослого. Негативная реакция на ребенка может привести к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности.
В исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и других психологов подчеркивается, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности.
В раннем детстве в связи со становлением нового уровня самосознания и продвижением в общем интеллектуальном развитии ребенок уже стремится получить ласку, похвалу и огорчается, если взрослые им недовольны. К середине 2-го года, если ребенок общается с другими детьми, чувства симпатии, любопытства переносятся и на них. Дети сочувствуют друг другу, стараются помочь, если с кем-то случилась неприятность; если ребенок кого-то обидел, то через некоторое время старается загладить вину, принося свои любимые игрушки, сладости.
Дети этого возраста легко заражаются чувствами других: уже в младенчестве, если плачет один ребенок, то начинают плакать все. В раннем детстве дети заражаются весельем, смехом других, но и огорчением. К трем годам формируются начатки чувства гордости за похвалу, за свои хорошие поступки (ребенок готов добиваться похвалы от взрослого), самолюбия, а также чувства стыда за свои ошибки, неодобряемые взрослыми поступки.
4) 3 года – 12 – 14 лет. Дети начинают демонстрировать партнерское поведение. Появляется автономия и согласование действий со взрослыми, принимают во внимание планы взрослых.
Привязанность – тесные эмоциональные отношения с людьми (в широком смысле). В узком смысле (как первичная связь младенца со взрослым) – сильная взаимозависимость, интенсивные обоюдные чувства и жизненно важные эмоциональные отношения.
Типы привязанности
1) надежная (прочная). Ребенок в присутствии мамы спокойно реагирует на незнакомого взрослого, расстраивается, если она уходит и радуется, когда мама возвращается.
2) ненадежная (переживание собственной уязвимости и ненадежности окружающего мира).
2.1. избегающий тип. Повышенная автономия, преждевременная независимость, не реагирует на уход и появление мамы.
2.2. амбивалентный тип (тревожно – сопротивляющийся). Сильно огорчается, когда мама уходит, а при возвращении тянется и отталкивает одновременно.
2.3. дезорганизованный тип. Непоследовательный в поведении. Может вести себя очень по-разному.
2.4. контролирующий тип. Инверсия ролей. Ребенок принимает на себя роль взрослого. Или проявляет деспотизм (делай как я хочу) или проявляет повышенное внимание к маме (Гладит ее, ухаживает за ней – это в раннем возрасте!)
Влияние привязанности
Дети, которые до 18 месяцев демонстрируют надежный тип привязанности имеют лучшие психологические характеристики: в игре, в обучении, в общении со сверстниками, имеют больше друзей, конструктивно решают конфликты. Более того, эксперименты показывают, что таким детям другие взрослые уделяют больше внимания.
Дети с ненадежным типом привязанности демонстрируют в дальнейшем тревогу и сложности в общении.
Ненадежная привязанность, расстройство привязанности даже входит в международную классификацию болезней.
Младший школьный возраст
У девочек высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры, а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов. Кроме того, у мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Именно поэтому им трудно сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушарии. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек.
У девочек лучше развита моторики, поэтому им лучше дается каллиграфия.
Также неодинаково сказывается на работе детского головного мозга утомление. У мальчиков больше страдают межполушарные процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями. У девочек – правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). Девочкам лучше дается алгебра и счет, манипуляции с цифрами и формулами, мальчикам – геометрия и физика.
Наиболее отчетливое преобладание — девочек в вербальной активности, а мальчиков в способности к абстрактной манипуляции — начинает обнаруживаться к 11 годам. Однако многие авторы обращают внимание при анализе этих характеристик на средовой фактор. Чем больше есть возможностей у мальчиков вовлекаться в игры с пространственно-организованными элементами (машинки, футбол), тем сильнее развиваются у них пространственные способности.
Подростковый возраст
Формирование основных подструктур характера, в частности, образа-Я, также имеет отметку пола. Девочки любой возрастной группы проявляют большие признаки зрелости, чем мальчики, в отношении полоопределяющего статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов. Образ-Я мальчиков по соотношению включенных в него характеристик сопоставим скорее с образом-Я не сверстниц, а девочек двумя годами младше. Различия проявляются и в структуре самоописания. Мальчики чаще пишут о своих интересах и увлечениях, зато девочки чаще касаются темы взаимоотношений с противоположным полом, проблем семьи и родственников.
Гендерные стереотипы
В подростковом возрасте всякое нарушение канонов маскулинности влечет за собой опасность быть подвергнутым остракизму и тем самым — психологические трудности. Общество и группа сверстников более терпимы к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в более широком регистре: например, девочки могут выбрать модель «свой парень» и получить признание своего семейного и социального окружения.
Формирование мужской идентичности происходит в отрочестве в рамках узкого коридора, наблюдается больше, чем у девочек, процент гомосексуальности и транссексуальных влечений у мальчиков.
У девочек образ тела гораздо более аффективно окрашени распространяется на весь образ «Я». Мальчики вполне удовлетворены своей внешностью.
У обоих полов стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности. Но девочка-подросток, считающая себя внешне малопривлекательной, негативно оценивает и другие стороны своего «Я», в то время как мальчик четко различает эти аспекты: социальные или интеллектуальные качества.
В целом девочки обладают более нестабильным и противоречивым образом тела и заниженной самооценкой, чем мальчики.
Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается: для мужчин начало профессиональной карьеры — главнейшие задачи возраста. Для женщин на первое место часто выходит ответственность за создание собственного окружения — партнера, семьи, детей, хотя карьерные устремления свойственны современным женщинам в не меньшей степени, чем мужчинам.
Юноши и девушки
В этот период происходит окончательное закрепление полоролевых стереотипов, а также в целом завершается формирование половой идентификации. Юноши в три раза чаще девушек проявляют девиантное (поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам) поведение, связанное с серьезной угрозой нарушения взаимодействия с другими людьми, однако у девушек делинквентность (мелких правонарушений и проступков, не достигающих степени преступления) обнаруживается в гораздо более острой форме. Девушки больше склонны к проявлению отдельных симптомов тревожности или же к тревожной форме расстройств. Они также в два раза больше юношей обнаруживают депрессивные расстройства, и депрессивная тенденция в этой подгруппе девушек увеличивается в последующие годы жизни.
Период взрослости
Мужчины продолжают лучше справляться с заданиями на пространственную визуализацию. Мужчины показывают еще более высокие показатели, чем в юности в решении задач на математическую логику. По показателям вербальной логики выше женщины.
Мужчины характеризуются более высоким уровнем выраженности агрессивности и доминантности. Женщины имеют больше близких друзей, но мужчины проявляют большую склонность к близким отношениям, чем в молодости. Женская роль больше связана с заботой о детях и уходом за супругом, даже несмотря, например, на наличие работы. Отношение мужчин к работе продолжает оставаться более прогностичным и продолжительным, а профессиональный статус играет центральную роль в мужской самоидентификации.
Интеллект
У мужчин основные факторы способностей более дифференцированы и автономны, чем у женщин.
Языковые способности
Женщины «опережают» мужчин в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. В подростковой группе также было отмечено незначительное преобладание языковых показателей девушек в артикуляции, то есть четкости произношения звуков.
Реакция на стресс
Стили реагирования мужчин и женщин на вызванный сложными обстоятельствами стресс отчетливее всего проявляются в способах, к которым они прибегают, чтобы справиться со своими негативными переживаниями. Женщина, испытывая подавленность, стремится думать о возможных причинах своего состояния. Мужчина, наоборот, пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовлекаясь в физическую активность, чтобы таким способом вывести себя из текущего негативного состояния. Женская реакция "тщательно обдумать", характеризующаяся тенденцией к навязчивому фокусированию на проблеме, увеличивает женскую уязвимость по отношению к депрессии.
Личностные переменные
Выявлены половые различия и в моральном поведении. Моральное развитие женщин базируется на стандарте «забота о других», в то время как мужчины обосновывают свои рассуждения на стандарте «справедливость».
Рекапитуляционные конфликты
1) Базовое доверие – недоверие к миру. Поиск веры в людей, они должны доказать, что заслуживают веры. Возникает единство прошлого, настоящего и будущего (транспектива времени). Возникает ощущение веры и временной перспективы, иначе диффузия времни (спутанность).
2) Автономия против стыда и сомнения. Поиск возможности свободного выбора, против стремления общества навязать определенные социальные роли. В случае негативного решения конфликта – смешение ролевого экспериментирования.
3) Инициатива против чувства вины. У подростка проявляются попытки выйти за пределы дозволенного, проверка устойчивости предписаний общества. И здесь идет ролевое экспериментирование, часто возможно слепое доверие взрослым и сверстникам. Протест против ограничений. Негативный полюс – фиксация на определенной роли.
4) Трудолюбие против чувства неполноценности. Одновременно стремление к обучению и к прекращению собственной деятельности (как избегание неудачи). Выбор занятия, которое его удовлетворяет, причем удовлетворение важнее, чем з/п. На противоположном полюсе апатия и снижение активности. Чем дальше подросток от технического разнообразия, тем ближе он к апатии.
Антиципирующие конфликты
1) Конфликт молодости (близость против изоляции). Подросток решает проблему половой дифференциации против бисексуальности. Все подростки – бисексуальны. Они делают выбор половой ориентации и сексуальной чувствительности, которая является основной характеристикой подросткового возраста.
2) Зрелость. Генеративность против поглощенности собой. Интеграция функции власти и подчинения. Подросток интегрирует функцию лидера и подчиненного. Это важный шаг к взрослому поведению и ответственности. Если он жестко фиксируется на определенной роли, то возникает завешенная самооценка или зависимость. Возникает готовность к принятию авторитетов.
3) Старость. Целостность Эго против отчаяния. Наличие идеологической пристрастности. Негативный полюс – отсутствие мировоззрения.
Подросток обязательно проходит через фазу диффузии идентичности, но период экспериментирования не должен затягиваться. Он должен решить прошлые конфликты и наметить конфликты будущего. Различие между диффузией идентичности и смешением идентичности: диффузия – позитивна. В случае спутанной идентичности возникают конфликты: 1) диффузия времени (ощущение цейтнота или остановки времени (притягательность смерти)); 2) апатия, подавление активности, инфантилизм; 3) негативная идентичность (отрицание всех ролей, презрение ценностей общества, ориентация на нежелательные ценности (алкоголь, наркотики и пр.).
Огромную роль для подростка играет неформальная группа, т.к коллективная идентичность заменяет ему утерянную собственную, что уменьшает напряжение конфликта.
Предмет и методы психологии развития.