Дидактические правила организации развивающей среды

• Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на Центры.

• Материалы группируются логически и находятся в соответствующих Центрах.

• Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами Центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями.

• Мебель и оборудование нужно обязательно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей.

• Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей.

• Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться.

• Необходимо, чтобы в группе были места, где дети хранили бы личные вещи.

• Мебель и оборудование в групповом помещении и на открытой площадке должны быть расставлены таким образом, чтобы во время работы детей центры легко просматривались.

• Желательно, чтобы детские работы и материалы на текущую тему выставлялись на стенах на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.

• В групповом помещении должно быть столько столов и стульев, сколько необходимо для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно.

II.2. Примерный режим дня

В Программе приводится примерный режим дня, который может быть скорректирован с учётом работы конкретного дошкольного учреждения в зависимости от региональных условий, а также условий в местном сообществе, муниципалитете, конкретной ситуации в организации, работающей по Программе «Открытия».

Индивидуальный подход к каждому ребенку предусматривает соответствие режима дня возрасту детей, состоянию их здоровья, потребностям и интересам.

Режим и построенный на его основе распорядок дня – конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду она может быть откорректирована, однако продолжительность основных компонентов режима дня должна сохраняться в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами и правилами.

Примерный режим дня на сентябрь-май при 12-часовом пребывании детей
в дошкольном образовательном учреждении

Возраст детей Режимные Моменты 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Время проведения
Прием детей, игры, самостоятельная деятельность, общение Утренняя гимнастика 7.00-8.10. 7.00-8.15 7.00-8.15 7.00-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.10-8.50 8.15-8.50 8.15-8.45 8.20-8.45
Утренний сбор 8.50-9.00 8.50-9.00 8.45-9.00 8.45-9.00
Работа в центрах активности по выбору детей 9.00-10.00 9.00-10.10 9.00-10.35 9.00-10.50
Подготовка к прогулке, прогулка (“открытая площадка”) Возвращение с прогулки 10.00-12.20 10.10-12.20 10.35-12.30 10.50-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.20-12.50 12.20-13.00 12.30-12.50 12.30-13.00
Гигиенические процедуры, дневной сон 12.50-15.00 13.00-15.00 12.50-15.00 13.00-15.00
Постепенный подъем, закаливаю-щие процедуры 15.00-15.25 15.00-15.25 15.00-15.20 15.00-15.20
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.50 15.25-15.50 15.20-15.45 15.20-15.45
Игры, деятельность в центрах, студиях, самостоятельная деятельность, вечерний сбор 15.50-16.35 15.50-16.30 15.45-16.50 15.45-16.55
Подготовка к прогулке, прогулка 16.35-17.50 16.30-18.15 16.50-18.20 16.55-18.20
Возвращение с прогулки, игры 17.50-18.15 17.50-18.15 18.00-18.20 18.00-18.20
Подготовка к ужину, ужин 18.15-18.45 18.15-18.45 18.20-18.45 18.20-18.45
Уход домой 18.45-19.00 18.45-19.00 18.45-19.00 18.45-19.00


Примечание: В режиме дня указана общая продолжительность работы в Центрах по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности. Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т.п.).

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа, ориентированная на ребенка, создает комплексные возможности для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, указанных в п. 2.7. Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно:

v в области социально‑коммуникативного развития;

v в сфере познавательного развития;

v в речевом развитии;

v в области художественно‑эстетического развития;

v в физическом развитии ребенка.

Подбор материалов, методы образования, способы взаимодействия

педагогов с детьми в группе организованы в соответствии с принципами позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Работа в каждом из центров активности детей ведет к их комплексному развитию, которое обеспечивается в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов. В данной примерной Программе мы приводим примеры возможных способов такой работы и описание их влияния на детское развитие.

III.1. Работа в развивающей образовательной среде группы

Группы, работающие по Программе, ориентированной на ребенка, работают с детьми разного возраста, уровня развития, разной национальности, с детьми, пришедшими из разных социальных слоев и из семей с разными традициями и менталитетом и т.д. Однако во всех случаях
при входе в такую группу можно сразу понять, что здесь педагоги работают именно по этой Программе. Это происходит потому, что в Программе содержатся обязательные принципы, в соответствии с которыми

v организовано пространство группы,

v подбираются материалы для детских игр и занятий.

Эти принципы являются обязательными для педагогов; умение педагогов работать в соответствии с этими установками определяет степень их профессиональной компетентности.

Развивающая среда в группе должна помогать реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

Наши рекомендации