Дидактические правила организации развивающей среды
• Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на Центры.
• Материалы группируются логически и находятся в соответствующих Центрах.
• Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами Центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями.
• Мебель и оборудование нужно обязательно располагать таким образом, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей.
• Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, чтобы предотвратить слишком интенсивные движения детей.
• Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться.
• Необходимо, чтобы в группе были места, где дети хранили бы личные вещи.
• Мебель и оборудование в групповом помещении и на открытой площадке должны быть расставлены таким образом, чтобы во время работы детей центры легко просматривались.
• Желательно, чтобы детские работы и материалы на текущую тему выставлялись на стенах на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.
• В групповом помещении должно быть столько столов и стульев, сколько необходимо для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно.
II.2. Примерный режим дня
В Программе приводится примерный режим дня, который может быть скорректирован с учётом работы конкретного дошкольного учреждения в зависимости от региональных условий, а также условий в местном сообществе, муниципалитете, конкретной ситуации в организации, работающей по Программе «Открытия».
Индивидуальный подход к каждому ребенку предусматривает соответствие режима дня возрасту детей, состоянию их здоровья, потребностям и интересам.
Режим и построенный на его основе распорядок дня – конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду она может быть откорректирована, однако продолжительность основных компонентов режима дня должна сохраняться в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами и правилами.
Примерный режим дня на сентябрь-май при 12-часовом пребывании детей
в дошкольном образовательном учреждении
Возраст детей Режимные Моменты | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Время проведения | ||||
Прием детей, игры, самостоятельная деятельность, общение Утренняя гимнастика | 7.00-8.10. | 7.00-8.15 | 7.00-8.15 | 7.00-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10-8.50 | 8.15-8.50 | 8.15-8.45 | 8.20-8.45 |
Утренний сбор | 8.50-9.00 | 8.50-9.00 | 8.45-9.00 | 8.45-9.00 |
Работа в центрах активности по выбору детей | 9.00-10.00 | 9.00-10.10 | 9.00-10.35 | 9.00-10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка (“открытая площадка”) Возвращение с прогулки | 10.00-12.20 | 10.10-12.20 | 10.35-12.30 | 10.50-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 | 12.20-13.00 | 12.30-12.50 | 12.30-13.00 |
Гигиенические процедуры, дневной сон | 12.50-15.00 | 13.00-15.00 | 12.50-15.00 | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, закаливаю-щие процедуры | 15.00-15.25 | 15.00-15.25 | 15.00-15.20 | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.50 | 15.25-15.50 | 15.20-15.45 | 15.20-15.45 |
Игры, деятельность в центрах, студиях, самостоятельная деятельность, вечерний сбор | 15.50-16.35 | 15.50-16.30 | 15.45-16.50 | 15.45-16.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.35-17.50 | 16.30-18.15 | 16.50-18.20 | 16.55-18.20 |
Возвращение с прогулки, игры | 17.50-18.15 | 17.50-18.15 | 18.00-18.20 | 18.00-18.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.15-18.45 | 18.15-18.45 | 18.20-18.45 | 18.20-18.45 |
Уход домой | 18.45-19.00 | 18.45-19.00 | 18.45-19.00 | 18.45-19.00 |
Примечание: В режиме дня указана общая продолжительность работы в Центрах по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности. Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т.п.).
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа, ориентированная на ребенка, создает комплексные возможности для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, указанных в п. 2.7. Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно:
v в области социально‑коммуникативного развития;
v в сфере познавательного развития;
v в речевом развитии;
v в области художественно‑эстетического развития;
v в физическом развитии ребенка.
Подбор материалов, методы образования, способы взаимодействия
педагогов с детьми в группе организованы в соответствии с принципами позитивной социализации и индивидуализации ребенка. Работа в каждом из центров активности детей ведет к их комплексному развитию, которое обеспечивается в контексте сотрудничества и содействия детей и педагогов. В данной примерной Программе мы приводим примеры возможных способов такой работы и описание их влияния на детское развитие.
III.1. Работа в развивающей образовательной среде группы
Группы, работающие по Программе, ориентированной на ребенка, работают с детьми разного возраста, уровня развития, разной национальности, с детьми, пришедшими из разных социальных слоев и из семей с разными традициями и менталитетом и т.д. Однако во всех случаях
при входе в такую группу можно сразу понять, что здесь педагоги работают именно по этой Программе. Это происходит потому, что в Программе содержатся обязательные принципы, в соответствии с которыми
v организовано пространство группы,
v подбираются материалы для детских игр и занятий.
Эти принципы являются обязательными для педагогов; умение педагогов работать в соответствии с этими установками определяет степень их профессиональной компетентности.
Развивающая среда в группе должна помогать реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.