Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)
№ | Фамилия имя обучающегося, дата рождения | Класс | Дата обследования | Реальная успеваемость по родному языку | Заключение учителя логопеда | Примечания |
Приложение 2 Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
А) Словарный запас: в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
Б) Грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
В) Произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т. д.) в письменных работах обучающихся диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17.Заключение учителя-логопеда
18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Приложение 3 Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Группы обучающихся | Предельная наполняемость (чел) | |
Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе | Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности | |
С общим недоразвитием речи (ОНР) С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико- фонематическим недоразвитием, фонематическим недоразвитием речи Заикающиеся С недостатками произношения отдельных звуков | До 4 До 5 До 6 До 4 До 5 До 6 До 4 До 7 | ДоЗ До 4 До 5 До 2 До 4 До 5 ДоЗ До 6 |
Приложение 4
Отчет о проделанной работе обучающихся,
имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи,
в общеобразовательном учреждении и результатах обучения
в логопедическом пункте
за_ учебный год
Класс | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | |||||||
О | 1 | § | Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР | Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН | Нарушения чтения и письма, обусловленные ФН | ||||
Выявлено | 1 класс 2-4 классы | ||||||||
Зачислено | 1 класс 2-4 классы | ||||||||
Отчислено | 1 класс 2-4 классы | ||||||||
Оставлено | 1 класс 2-4 классы | ||||||||
Выбыло | 1 класс 2-4 классы |
Приложение 5 Список рекомендуемого оборудования
1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9x12) 8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
5. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
6. Учебно методические пособия.
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы .
8. Умывальник 1 шт.
9. Классная доска 1 шт.
10. Шкафы для пособий 2 3 шт.
11. Стол канцелярский 1 шт.
12. Стулья 5 шт.
13. Комплект «парта стул» 8 шт.
14. Песочные часы 1 шт.
15. Секундомер 1 шт.
16. Метроном 1 шт.
17. Магнитофон 1 шт.
18. Проигрыватель 1 шт.
19. Набор пластинок.
20. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.
21. Кодоскоп 1 шт.
22. Экран 1 шт.
23. Видеомагнитофон 1 шт.
24. Компьютер 1 шт.
25. Дискеты.
2. 1| Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (извлечение).
Приложение №2 к постановлению от 17 августа 1995 г. № 46 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда РФот 22.11.95 г. № 65
«Учитель-дефектолог, учитель-логопед» 8-14 разряды
Должностные обязанности:Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников). Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Должен знать:Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образования по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной практической деятельности; программно методическую литературу по работе с обу чающими(воспитанниками), дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты.
8 разряд - высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;
9 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2до 5 лет;
10 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
11 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 11 до 20 лет;
12 разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или вторая квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3-х лет (для работающих в этих учреждениях);
13 разряд - первая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);
14 разряд - высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях)».
3.II Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории (извлечение)
Приложение к письму Министерства образования России
от 29 марта 2001 г. № 20 52 1350/20 5.
Вторая квалификационная категория (12 разряд).
Квалификация - знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области основ теории педагогики, психологии и возрастной психологии; методик обучения и воспитания;
Профессионализм - умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих вариативность образовательного процесса; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента учащихся; основные методы формирования и развития познавательной деятельности и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);
Продуктивность - практика работы, способствующая сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог; обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений), соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.
Первая квалификационная категория (13 разряд)
Квалификация знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; владение в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета; знания по смежным дисциплинам; уровень теоретических знаний, позволяющие педагогу вести преподавание на различных уровнях.
Профессионализм умение учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; способность решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ; применение в практической деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий педагогики развития личности, методик анализа учебно-методической работы по предмету.
Продуктивность - обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).
Высшая квалификационная категория (14 разряд)
Квалификация - освоение новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческое решение практических задач.
Профессионализм - умение осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения ивоспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; создание условий для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применение в практической деятельности исследовательских и опытно экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников).
Продуктивность - обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской Федерации, федерального ведомственного органа управления образованием.