Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст:младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Описание задания:

Инструкция:«Опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?

АНравится

БНе очень нравится

ВНе нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

АСделаю замечание и помогу убрать

БСделаю замечание и подожду пока он все уберет

ВРасскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

АОтремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

БНе знаю

ВТихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

АИзвинюсь и уберу за собой

БНе знаю

ВНичего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

АНет

БИногда

ВДа

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

АПомогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

БСкажу другу, чтонадоизвиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

ВСделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

АЧасто

БИногда

ВПочти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

АЧасто

БИногда

ВПочти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Примерная таблица результатов

№ п/п ФИО Общий балл Уровень самооценки
Высокий Средний Низкий
    +    
    +    
      +  
Итог  

Источник: Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.102-103.

Приложение 11

Методика «Незаконченные предложения»

(методика Н.Е. Богуславской)

Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст:младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Описание задания:

Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

2. Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…

3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

5. Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я…

Наши рекомендации