Тема №6. Особенности и тенденции развития науки в новейшей истории.

Приведем главные, на наш взгляд, особенности и тенденции развития науки в последние 100-130 лет ее развития и дадим краткий комментарий по каждой позиции.

-превращение науки в вид профессиональной деятельности, интенсивный рост численности научных работников;

В течение многих веков научная деятельность не была профессиональной. Наукой занимались как одним из видов искусства, не имея заранее намеченных целей и не получая за это вознаграждение. Управление научной деятельностью возникло с созданием Академий при участии государства. Начиная с XIX века научная деятельность становится профессиональной и постоянно утверждается в этом положении. Появляются должности, звания, статус ученого в обществе растет. Число научных работников начинает возрастать и к настоящему времени составляет несколько миллионов человек во всем мире. В СССР численность профессиональных ученых была самой высокой в мире. В печати сообщалось, что в СССР работает свыше четверти ученых мира. Однако, скорее всего, в зарубежной статистике учитывались только ученые, а в нашей – все сотрудники системы научных организаций.

- общественное разделение труда: по характеру научной работы (ученые-теоретики и экспериментаторы) и по функциональной направленности (ученые-исследователи, информационные работники, организаторы науки);

Со времен Галилея и Леонардо да Винчи ученый занимался всеми видами работ, однако с конца XIX века наблюдаются первые признаки дифференциации научных исследований, а с 20-х годов ХХ века происходит деление ученых-естествоиспытателей на теоретиков и экспериментаторов, а с 50-х - 60-х годов ХХ века к этому добавляются также информационные работники, занимающиеся в системе научно-технической информации (отраслевые институты научно-технической информации, региональные центры НТИ, центры стандартизации, научно-технические библиотеки и т.п.). В период развития разветвленной системы научных организаций образовался класс управленческих работников, занимающихся проблемами управления и организации научной деятельностью.

- возрастающее усиление роли государства в развитии науки;

Значимость и эффективность научных исследований была осознана уже с 20-х – 30-х годов ХХ века. Тогда же началось активное участие государства в функционировании и развитии науки. Особенно заметно это участие было в СССР, что естественно вследствие государственного управления экономикой, однако в дальнейшем многие государства, в том числе и не самые развитые в экономическом отношении, стали развивать научные исследования на государственном уровне, ожидая получение положительного эффекта в сфере обороноспособности, развития военной техники, бизнеса и экологии. Доля финансирования науки в бюджетах большинства стран постоянно растет.

- коллективный характер научного творчества;

С каждым десятилетием научные исследования становятся все более сложными, в них начинают участвовать представители разных наук. В настоящее время для открытия, скажем, нового материала требуются не только специалисты-физики, специализирующиеся по направлению «материаловедение», но необходимо участие и химиков, и математиков, и представителей той сферы, где материал будет использован. Это связано с углублением и дифференциацией научных разработок.

- значительный рост материальных затрат на научно-исследовательские работы, применение сложного и дорогостоящего оборудования вследствие усложнения исследований;

Постоянное увеличение материальных затрат на научные исследования вследствие усложнения характера решаемых задач особенно проявилось в 60-е годы ХХ века, с началом освоения космических пространств. Так, американская программа «Аполлон», обеспечившая полет на Луну 20 июля 1969 года, продолжалась 8 лет, обошлась в 25 миллиардов долларов, в ней приняли участие в той или иной степени 400 тысяч человек – ученых, инженеров, техников, 120 университетов и лабораторий, 20 тысяч компаний.

- чередование эволюционного и революционного путей развития в науке;

В исторической ретроспективе в науке наблюдается как эволюционное развитие, так и взрывы, пики развития, называемые научно-техническими революциями и т. п. Так, в начале XIX века во Франции под руководством императора Наполеона развернулось мощное развитие технических наук, приведшее к возникновению инженерного дела, инженерного образования. А 20-е годы ХХ века ознаменовались прорывом в развитии физических наук. В течение нескольких лет мировая наука была потрясена открытиями и изобретениями всемирного значения. В одно время работали и творили ученые величайшего масштаба – Эрнест Резерфорд, Альберт Эйнштейн, Анри Пуанкаре, Нильс Бор, Пьер и Жолио Кюри, Петр Капица, Лев Ландау и другие… В настоящее время заметна тенденция к ускорению скачков в развитии науки.

- постоянное сокращение сроков внедрения результатов научных исследований в практику;

В истории общества наблюдается постоянное сокращение времени от момента научного открытия, научной теории до внедрения этих идей в практику. Так, после изобретения теории процесса фотографии до практического фотографирования прошло 100 лет, внедрение в практику телефона заняло 56 лет, радио – 14 лет, а лазеры были внедрены уже через два года после завершения цикла научных разработок. В настоящее время наблюдается тенденция слияния научных разработок с производством высоких технологий.

- превращение фундаментальных исследований в большой бизнес.

В сфере высоких технологий наблюдается слияние науки с крупным бизнесом, который выступает заказчиком изобретений в сфере новейших коммуникаций и других, являющихся предметом мгновенного внедрения с получением больших прибылей, что, в свою очередь, дает основу для нового развития.

Наши рекомендации