Тема 2. Тенденции и разновидности развития науки, управление развитием производства

Лекции №№ 2-3

План

2.1. Тенденции развития науки.

2.2. Циклы и тенденции развития производства. Сущность, особенности и этапы научно-технического развития.

2.3. Направления научно-технического развития.

2.4. Направления технологического развития.

2.5. Революция в предметах труда.

2.6. Этапы и формы автоматизации производства.

2.7. Электронизация и информатизация производства.

2.8. Сущность, задачи и функции управления развитием.

2.9. Научно-техническая политика и основные черты инновационного менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики.

2.10. Типы инновационных стратегий.

Тенденции развития науки

Наука - это система знаний человечества об объективных законах развития природы и общества и одновременно это - деятельность людей по накоплению, систематизации и использованию полученных знаний.

Основная тенденция развития науки заключается в ее интеграции с прогрессом техники и производства. Различают три стадии этого процесса (интеграции).

1 стадия. В ХVII-XVIII вв. наука отставала от производства. Наука только объясняла природу явлений, которые уже нашли применение в производстве. Наука была неразрывно связана с производством. При этом главными функциями науки были:

а) эмпирическая (сбор, установление, накопление, описание и систематизация фактов);

б) теоретическая (объяснение, обобщение и прогнозирование тенденций и закономерностей).

2 стадия. Наука начинает догонять производство, решая задачи параллельно с их реализацией на практике. Происходит отделение науки от производственного труда. Изобретательство становится особым (специализированным) видом деятельности.

3 стадия. На современном этапе не наука опирается на производство, а производство на науку. Хотя производство по-прежнему и даже в гораздо большей степени доставляет науке как задачи, подлежащие решению, так и средства научного труда, однако наука при этом опережает производство, прогнозирует и определяет его преобразования. Наряду с эмпирической и теоретической функциями получают развитие функции поиска и обоснования путей практического использования научных достижений.

Следующей за тенденцией интеграции науки и производства идет тенденция индустриализации науки. Она проявляется в росте фондовооруженности труда ее работников, в автоматизации информационных, вычислительных и проектных работ, в увеличении доли овеществленного труда в затратах на науку.

Третьей тенденцией является углубление разделения научного труда. В конце XIX в. специализировалась, отделилась от учреждений общенаучного профиля прикладная (отраслевая) наука, а затем - опытно-конструкторские и проектные разработки. Это разделение труда привело к резкому росту его производительности, к сокращению срока, отделявшего выдвижение научной идеи от ее реализации, до периода творческой жизни одного поколения (15-30 лет).

Расходы на внедрение научно-технических достижений ныне в 8-10 раз превышают затраты собственно на науку. Страна, расходующая 5% национального дохода на развитие науки, должна затрачивать на обновление производства сумму, равную половине вновь созданной стоимости. Кроме того, усложняются и удорожаются сами исследования. При этом срок их возможного использования в производстве резко сокращается, потому что сокращаются сроки морального износа новой техники и пересмотра научных концепций. Наука перестала быть даровым ресурсом. Она превратилась в неограниченный, но дорогостоящий ресурс.

Это требует перехода от экстенсивного (за счет создания новых научных учреждений, роста численности персонала, вовлечения ресурсов из других отраслей) к интенсивному развитию науки.

4 тенденция. Это сближение наук о природе (естествознание) и об обществе через их связующее звено - науку о технике в широком смысле, включая ее организацию (технологию). Именно на стыке этих наук происходят наиболее важные открытия.

Развитие науки осуществляется в двух основных формах: эволюционной и революционной.

Эволюция в науке - это накопление в течение многих лет новых фактов и знаний в рамках прежних теорий, научных принципов и представлений.

Революция в науке - это коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений в данной области науки, пересмотр ее фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых экспериментальных данных, открытия новых явлений, создания новой системы понятий и появление новых теоретических выводов, которые противоречат прежним.

Наши рекомендации