ТЕМА 5. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

Общие методические указания

В цикле гуманитарных дисциплин история занимает особое место как средство формирования мировоззрения, основанного на гуманистической системе ценностей, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В соответствии с учебным планом в процессе изучения курса студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу и сдают дифференцированный зачет.

Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Задания контрольной работы состоят из теоретических вопросов. Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими и конкретными, составленными в соответствии с методическими указаниями. В конце каждого теоретического вопроса обязательно делается вывод.

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости двух последних цифр номера личного дела студента-заочника.

В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера личного дела студента. По горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, соответствующие последней цифре номера личного дела студента.

Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами заданий контрольной работы. Например, шифр студента-заочника

Т-3-232-11. Число 11 - означает год зачисления в учебное заведение; число 232 - номер личного дела, где две последние цифры 32 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 3-ей строки по вертикали и 2-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами задания контрольной работы (5, 13, 26,40,48).

Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.

Контрольная работа выполняется в формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2.5 см, нумерация страниц указывается без черточек в правом нижнем углу.

При оформлении контрольной работы на титульный лист наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением. На бланке указываются: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.

Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер вопроса и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста.

В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сначала указываются нормативные документы, затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

В соответствии с учебным планом по итогам изучения курса студенты заочной формы обучения сдают дифференцированный зачет.

Перечень компетенций

Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. Тематический план

ТЕМА 1.Введение. История как наука

ТЕМА 2. Древнейшая история человечества

ТЕМА 3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья.

ТЕМА 4. Новое время: эпоха модернизации.

СОДЕРЖАНИЕ

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Студент должен:

Уметь:

· сравнивать между собой понятия цивилизация и культура, цивилизация и общество, цивилизация и формация;

· характеризовать основные стадии развития мирового цивилизационного процесса, их хронологические рамки и отличительные черты;

· давать характеристику наиболее существенных особенностей локальных цивилизаций, о которых рассказывается в учебном пособии, по следующей схеме: влияние природной среды и других цивилизаций, своеобразие государственности, отношений между государственной властью и обществом, государственной властью и церковью (если такая имеется), экономического развития, системы религиозно-культурных ценностей;

· сравнивать локальные цивилизации, то есть указывать их важнейшие различия и черты сходства;

· иметь представление о специфике западной и восточной моделей цивилизационного развития и месте России в мировом цивилизационном процессе.

· Давать характеристику модернизационной теории.

Знать понятия:формация, культура, цивилизация, локальный и стадиальный подходы, локальная и стадиальная цивилизации, традиционная, или доиндустриальная, индустриальная, или техногенная, информационная цивилизации, глобальная цивилизация, общественная модернизация.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Русь в IX – начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Студент должен:

Уметь:

· показывать по карте: места расселения восточных славян, важнейшие торговые пути через земли славян, направления походов русских князей, территории, вошедшие в состав Древнерусского государства;

· критически анализировать исторические источники: "Повесть временных лет", хроники византийских авторов, свод "Русская правда";

· сравнивать, выделять общее и особенное в политике русских князей, развитии русских княжеств;

· выявлять причины, последствия и значение христианизации, раздробленности;

· давать оценку, формулировать собственную позицию в отношении "норманнской теории".

Знать понятия:индоевропейцы, родовая и соседская община, язычество, "военная демократия", "норманнская теория", полюдье, митрополит, двоеверие, вече, вотчина, закупы, холопы, рядовичи, тиуны, раздробленность, аристократическая республика.

Варианты контрольной работы

ТЕМА 5. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества - student2.ru Б Последняя цифра номера личного дела
А  
Предпоследняя цифра номера личного дела

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов.

Задания контрольной работы

1. Дайте характеристику проблемы происхождения человека. Назовите виды человека. Опишите жизнь первобытной общины. Дайте характеристику первобытной религии и искусства.

2. Раскройте сущность неолитической революции, назовите ее причины и последствия

3. Дайте характеристику древнейших государств Востока: Египет, государства Междуречья, Индия, Китай. Раскройте сущность деспотии как формы государственного устройства.

4. Дайте характеристику Афин и Спарты как типов полисов. Опишите ход греко-персидских войн. Раскройте сущность кризиса полиса.

5. Дайте характеристику походов Александра Македонского и их последствий. Назовите основные черты и достижения культуры эпохи эллинизма.

6. Проанализируйте особенности цивилизации Древнего Рима в царский и республиканский периоды.

7. Дайте характеристику Рима в эпоху империи. Назовите причины упадка и гибели Рима.

8. Дайте характеристику Великого переселения народов, его последствий. Опишите образование варварских королевств в Европе

9. Раскройте роль ислама в возникновении цивилизации арабов. Опишите ход арабских завоеваний, образование и распад халифата. Назовите достижения арабской культуры.

10. Дайте характеристику Византийской империи в средние века. Назовите достижения византийской культуры.

11. Дайте характеристику Востока в Средние века: особенности развития Индии, Китая и Японии

12. Охарактеризуйте империю Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.

13. Назовите основные черты западноевропейского феодализма. Раскройте роль города в средневековой Европе.

14. Проанализируйте роль католической церкви в Средние века.

15. Назовите особенности, основные направления и жанры средневековой культуры Западной Европы.

16. Раскройте тему «Образование Древнерусского государства» по плану:1) восточные славяне в 8-9 вв 2) «норманнская теория» и ее противники 3)политика первых русских князей

17. Раскройте причины крещения Руси и его значение.

18. Объясните предпосылки феодальной раздробленности на Руси. Назовите причины и последствия распада.

19. Назовите особенности древнерусской культуры. Дайте краткую характеристику 2-3 известным памятникам литературы, архитектуры и изобразительного искусства

20. Раскройте тему «Русь между Западом и Востоком» по следующему плану: 1) Монгольское завоевание и его последствия. 2) Натиск с Запада. Деятельность Александра Невского.

21. Проанализируйте причины возвышения Москвы. Сравните политику московских князей по отношению к Орде. Определите значение Куликовской битвы в процессе объединения

22. Охарактеризуйте процесс объединения Русских земель в 1389-1462 гг. Назовите признаки единого централизованного государства, сложившиеся в правление Ивана III.

23. Раскройте тему «Россия в правление Ивана Грозного» по плану: 1) Начало правления 2) Реформы «Избранной Рады» 3) Опричнина (причины, сущность, последствия) 4) Внешняя политика: цели и результаты.

24. Проанализируйте причины Смуты конца XVI -начала XVII в. Охарактеризуйте основные события и последствия Смутного времени.

25. Дайте характеристику экономического и социального развития России в XVII в. Раскройте сущность народных движений.

26. Раскройте тему «Культура Руси конца XIII —XVII в» по плану:1) Литература XIII –начала XVI вв 2) Архитектура и искусство XIV –XV вв 3) Русская культура XVI в 4) Русская культура XVII в

27. Раскройте тему: «Великие географические открытия» по плану: причины, этапы, последствия для Европы и открытых земель

28. Проанализируйте процесс образования колониальных империй в XVII — XVIII вв

29. Опишите развитие европейской культуры и науки в XVII —XVIII вв. Дайте характеристику Эпохи Просвещения

30. Раскройте тему : «Война за независимость и образование США» по плану 1.Причины и предпосылки войны за независимость 2.Война за независимость США 3.Декларация независимости США и последствия ее принятия

31. Раскройте тему «Великая французская буржуазная революция конца XVIII» 1. Причины и характер революции. 2. Этапы революции. 3.Итоги и последствия революции

32. Дайте характеристику промышленного переворота в XIX в и его последствий

33. Дайте характеристику колониальной экспансии европейских стран в Индии и Китае в 19 веке

34. Охарактеризуйте развитие России в эпоху петровских преобразований по плану: 1)Начало правления Петра I . Первые преобразования 3) Внешняя политика Петра. Северная война. 4) Направления, сущность и результаты реформ

35. Дайте характеристику экономического и социального развития России в XVIII в. Назовите причины и особенности крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева

36. Раскройте сущность внутренней и внешней политики правителей эпохи «дворцовых переворотов» в 1725-1762 гг

37. Дайте определение понятия «просвещенный абсолютизм». Раскройте сущность внутренней и внешней политики Екатерины Второй.

38. Раскройте тему «Культура в XVIII в» по плану: 1)Культура петровских времен 2) Развитие образования )Литература и искусство

39. Дайте характеристику внешней политики России в начале XIX в по плану: 1) Участие в антифранцузских коалициях 2) Присоединение Финляндии 3) Отечественная война 1812 г и заграничные походы русской армии.

40. Проанализируйте особенности экономического развития России в первой половине XIX в

41. Охарактеризуйте внешнюю политику России в правление Николая I: раскройте сущность «восточного вопроса», опишите ход военных действий в Крымской войне, ее итоги.

42. Раскройте тему «Отмена крепостного права в России» по следующему плану: 1) Император Александр II. 2) Подготовка крестьянской реформы 3) Основные положения Манифеста 19 февраля 1861 г 4) Последствия реформы

43. Определите причины и характер русско-турецкой войны 1877-1878гг. Опишите ход военных действий и итоги войны, международное положение России после ее окончания.

44. Охарактеризуйте цели, задачи, течения народнического движения, его сильные и слабые стороны.

45. Раскройте тему «Экономическое развитие в пореформенной России (вторая половина XIXв)» по плану:1. Промышленное развитие в 60-70-е гг. особенности промышленного переворота. 2. Сельское хозяйство после отмены крепостного права

46. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в конце XIX века и оцените ее результаты.

47. Дайте характеристику развития русского искусства в XIXв

48. Раскройте сущность революционных процессов в Азии в начале XX в. (Китай, Индия, Иран, Турция)

49. Дайте характеристику революционного движения в Западной Европе в начале XX в.

50. Дайте характеристику социально-экономического и политического развития США в 20-30-е гг XX в

51. Проанализируйте развитие международных отношений в 20-30-е гг XX в

52. Дайте характеристику недемократических режимов в Западной и Восточной Европе в 20-30-е гг XX в

53. Раскройте вопрос «Европейская культура в первой половине XX в» по следующему плану:1) Наука и техника 2) Новые течения в художественной культуре 3) Литература 4)Театр и кинематограф

54. Дайте характеристику особенностей социально-экономического развития России на рубеже XIX—XX вв. Раскройте направления и сущность реформ С.Ю.Витте.

55. Раскройте цели внешней политики России в начале XX в. опишите причины, ход военных действий и результаты русско-японской войны

56. Дайте сравнительную характеристику идейных течений, политических партий и общественных движений в России на рубеже XIX—XX вв

57. Проанализируйте причины, характер первой русской революции. Охарактеризуйте события основных этапов революции, ее итоги и последствия.

58. Охарактеризуйте основные цели, направления и результаты столыпинских реформ. Дайте оценку личности П.А.Столыпина

59. Раскройте тему «Серебряный век русской культуры» по плану:1.Понятие «серебряного века».2. Новые направления и достижения в литературе 3. Традиции и новаторство в живописи.

60. Проанализируйте причины, цели участников Первой мировой войны. Опишите кратко ход военных операций 1914 —1916 гг на Западном и Восточном фронтах. Охарактеризуйте влияние войны на внутреннюю обстановку в России.

61. Раскройте тему « От Февраля к Октябрю» по плану:1. Причины и события Февральской революции. 2. Сущность двоевластия. 3. Причины и последствия кризисов Временного правительства

62. Проанализируйте причины прихода к власти большевиков. Раскройте сущность первых декретов, особенности формирования новых органов власти.

63. Раскройте причины, этапы и итоги Гражданской войны в России .

64. Проанализируйте причины введения, сущность и основные мероприятия Новой экономической политики. Назовите итоги Нэпа.

65. Опишите процесс образования СССР, его причины. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг XX в

66. Назовите причины перехода к политике индустриализации. Дайте характеристику ее источников, изменений в управлении экономикой. Раскройте причины, методы осуществления коллективизации, а также ее последствия

67. Дайте характеристику государства и общества в СССР в 30-е гг. XX в: причины и этапы репрессий, социальные процессы.

68. Раскройте тему «Советская культура в 20 — 30-е гг. XX в: 1.Культурная революция и ее задачи 2. Особенности развития литературы и искусства в 20-е гг 3.Достижения и противоречия советской культуры и науки в 30-е гг

69. Дайте характеристику международной обстановки накануне Второй мировой войны. Проанализируйте причины и последствия подписания советско-германского пакта, а также мероприятия по укреплению обороноспособности СССР.

70. Дайте характеристику начального периода Великой Отечественной войны. Назовите причины поражения Красной армии в начале войны. Опишите ход военных действий в первые месяцы войны, этапы и значение Московской битвы

71. Дайте характеристику коренного перелома в войне: опишите ход военных операций Сталинградской и Курской битвы.

72. Дайте характеристику военных операций завершающего этапа Великой Отечественной войны (1944-1945 гг). Охарактеризуйте итоги войны и цену победы для СССР

73. Дайте характеристику развития международных отношений после Второй мировой войны по плану: 1) Причины и начало «холодной войны» 2) Кризисы 50-60 гг 3) «Разрядка» международной напряженности в 70-е гг 4) Окончание и итоги «холодной войны»

74. Раскройте тему «Крушение колониальной системы» 1.Историческое место колониализма.2.Этапы разрушения колониальной системы империализма. 3.Постколониальный период. Пути развития освободившихся стран.

75. Охарактеризуйте развитие СССР в первые послевоенные годы по плану: 1. Восстановление разрушенного хозяйства.2. Противоречия политической жизни. 3 Идеология и культура

76. Раскройте сущность внутрипартийной борьбы после смерти Сталина. Дайте характеристику особенностей социально-экономического, политического и культурного развития в период «оттепели» в сер50-х — начале 60-х гг. XX в

77. Охарактеризуйте противоречия и достижения экономического , политического и культурного развития в годы застоя во второй половине 60-х —- начале 80-х гг. XX в

78. Раскройте тему «СССР в годы перестройки» по плану: 1. Цели политики перестройки. 2.Экономические реформы, их направления и результаты. 3.Реформа политической системы. 4. Политика гласности, ее последствия 5. Национальный вопрос.

79. Проанализируйте причины распада СССР. Дайте оценку событиям путча августа 1991 и его последствиям.

80. Дайте характеристику особенностей социально-экономического и политического развития России в 90-е гг XX – начале XXI.

Формы аттестации по дисциплине

Контроль знаний по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета (письменно), за счет времени отведенного на изучение дисциплины (на последнем занятии, два академических часа).

Примерный перечень вопросов для дифференцированного зачета:

1. Охарактеризуйте жизнь восточных славян до образования государства: хозяйство, социальные отношения, политический строй.

2. Выделите этапы возникновения и развития Древнерусского государства (9-10 вв.) Дайте характеристику "норманнской теории" и аргументов ее противников.

3. Охарактеризуйте Русь в правление Владимира (980-1015 гг.). Проанализируйте причины и последствия Крещения Руси.

4. Дайте характеристику Руси в правление Ярослава Мудрого: расцвет культуры, свод законов "Русская правда".

5. Дайте характеристику причин и последствий феодальной раздробленности на Руси. Охарактеризуйте особенности развития русских земель в 11-13 вв на примере Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли .

6. Охарактеризуйте этапы борьбы русских земель против внешних вторжений в 30-40-е гг 13 века: монголо-татарское нашествие, крестоносцы. Дайте оценку деятельности Александра Невского.

7. Выделите этапы объединения русских земель вокруг Москвы в 14-15 вв. Дайте оценку политике московских правителей от Ивана Калиты до Ивана II.

8. Дайте характеристику правления Ивана Грозного по плану: 1. Реформы "Избранной Рады". 2. Причины, сущность и последствия опричнины.

9. Охарактеризуйте цели, направления и результаты внешней политики Ивана Грозного.

10. Раскройте причины Смуты конца 16 – начала17 века. Опишите основные события Смутного времени, охарактеризуйте его последствия.

11. Раскройте особенности социально-экономического и политического развития страны в XVII в. дайте характеристику Соборного Уложения 1649 г.

12. Охарактеризуйте основные тенденции развития культуры допетровской Руси IX-XVII вв.

13. Дайте характеристику внешней политики и преобразований в России в правление Петра I.

14. Раскройте сущность внутренней и внешней политики правителей эпохи дворцовых переворотов в России (1725-1762).

15. Охарактеризовать Россию в эпоху Екатерины II. Раскройте сущность политики "просвещенного абсолютизма"

16. Охарактеризовать внешнюю политику России во II половине 18 в..

17. Дайте характеристику основных направлений и достижений культуры России XVIII столетия,

18. Дайте характеристику внешней политики России в начале XIX в. Проанализируйте причины, основные события и значение Отечественной войны 1812 г.

19. Проанализируйте основные направления внутренней политики России в начале XIX в. Раскройте сущность государственных преобразований М.М. Сперанского.

20. Охарактеризуйте внешнюю политику России в правление Николая I:

21. сущность «восточного вопроса», ход военных действий в Крымской войне, ее итоги.

22. Дайте характеристику либеральных реформ 60-70-х гг XIX в :причины, сущность, последствия

23. Определите причины и характер русско-турецкой войны 1877-1878гг. Опишите ход военных действий и итоги войны, международное положение России после ее окончания.

24. Охарактеризуйте цели, задачи, течения народнического движения, его сильные и слабые стороны.

25. Раскройте тему «Экономическое развитие в пореформенной России (вторая половина XIXв)» по плану:1. Промышленное развитие в 60-70-е гг. особенности промышленного переворота. 2. Сельское хозяйство после отмены крепостного права

26. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в конце XIX века и оцените ее результаты.

27. Дайте характеристику развития русского искусства в XIX.

28. Раскройте сущность основных направлений внутренней и внешней политики Александра III.

29. Проанализируйте особенности экономического и социально-политического развития России на рубеже 19-20 веков. Стадия империализма в России

30. Охарактеризуйте внешнюю политику России в конце 19-начала 20 в. Раскройте причины, события и итоги русско-японской войны1904-1905 г.г.

31. Раскрыть тему: «Революция 1905-1907 гг» по плану: причины, этапы, значение.

32. Дайте характеристику политических партий России начала 20 века: (консервативные, либеральные, революционные.)

33. Раскройте сущность третьеиюньской политической системы(1907-1911). Проанализируйте мероприятия и итоги аграрной реформы. П.А.Столыпина.

34. Назовите особенности и достижения русской культуры эпохи «серебряного века».

35. Проанализируйте причины, цели участников Первой мировой войны, назовите основные военные операции 1914 —1916 гг на фронтах, влияние войны на внутреннюю обстановку в России.

36. Дайте характеристику Февральской революции: причины, события, итоги. Назовите причины и последствия кризисов Временного правительства.

37. Назовите причины прихода к власти большевиков. Раскройте сущность первых мероприятий Советской власти.

38. Раскройте причины, этапы и итоги Гражданской войны в России .

39. Проанализируйте причины введения, сущность, основные мероприятия и итоги Новой экономической политики. Опишите процесс образования СССР.

40. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг XX в

41. Дайте характеристику процессов индустриализации и коллективизации.

42. Расскажите о взаимоотношениях государства и общества в СССР в 30-е гг. XX в.

43. Раскройте особенности развития советской культуры в 20 — 30-е гг. XX в.

44. Дайте характеристику международной обстановки накануне Второй мировой войны. Проанализируйте причины и последствия подписания советско-германского пакта, назовите мероприятия по укреплению обороноспособности СССР.

45. Дайте характеристику начального периода Великой Отечественной войны. Назовите причины поражения Красной армии в начале войны. Опишите ход военных действий в первые месяцы войны, этапы и значение Московской битвы

46. Дайте характеристику коренного перелома в войне: опишите ход военных операций Сталинградской и Курской битвы.

47. Дайте характеристику военных операций завершающего этапа Великой Отечественной войны (1944-1945 гг). Охарактеризуйте итоги войны и цену победы для СССР

  1. Охарактеризуйте особенности социально-экономического и политического развития СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.). Дайте характеристику положения СССР в системе международных отношений 1940- н. 1950-х гг.
  2. Охарактеризуйте тенденции социально-экономического, политического и культурного развития СССР в период «оттепели» (1953-1964 гг.).
  3. Расскажите о формировании политики «застоя» в середине 1960-начале 80-х гг, назовите его проявления в различных областях общественной жизни. Дайте характеристику международного положения СССР в 1960-1980-х гг.
  4. Дайте характеристику направлений социально-экономических реформ перестройки, назовите их последствия. Расскажите о Новом политическом мышлении во внешней политике Советского Союза
  5. Назовите особенности политического развития СССР и тенденции в развитии национальных отношений в период перестройки. Проанализируйте причины и последствия распада СССР
  6. Проанализируйте процесс становления современного российского государства. Расскажите об особенностях перехода к рыночной экономике в РФ в 90-е гг XX века.
  7. Охарактеризуйте особенности социально-экономического, политического и культурного развития России в первое десятилетие XXI века.

Критерии оценки:

«5» - за правильное выполнение обоих теоретических вопросов

«4» - за допущенные неточности при выполнении теоретических заданий зачетной работы

«3» - за правильное выполнение одного из двух заданий зачетной работы и наличие ошибок в другом задании;

«2» - за выполнение менее двух заданий зачетной работы.

Общие методические указания

В цикле гуманитарных дисциплин история занимает особое место как средство формирования мировоззрения, основанного на гуманистической системе ценностей, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В соответствии с учебным планом в процессе изучения курса студенты-заочники выполняют домашнюю контрольную работу и сдают дифференцированный зачет.

Контрольная работа составлена в 100 вариантах. Задания контрольной работы состоят из теоретических вопросов. Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими и конкретными, составленными в соответствии с методическими указаниями. В конце каждого теоретического вопроса обязательно делается вывод.

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости двух последних цифр номера личного дела студента-заочника.

В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера личного дела студента. По горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, соответствующие последней цифре номера личного дела студента.

Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами заданий контрольной работы. Например, шифр студента-заочника

Т-3-232-11. Число 11 - означает год зачисления в учебное заведение; число 232 - номер личного дела, где две последние цифры 32 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 3-ей строки по вертикали и 2-го столбца по горизонтали определяет клетку с номерами задания контрольной работы (5, 13, 26,40,48).

Студенты должны быть внимательными при определении варианта. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.

Контрольная работа выполняется в формате А4 стандартным 14 шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее и верхнее - 2.5 см, нумерация страниц указывается без черточек в правом нижнем углу.

При оформлении контрольной работы на титульный лист наклеивается заполненный студентом-заочником бланк, который высылается учебным заведением. На бланке указываются: фамилия, имя и отчество студента, шифр (номер личного дела), наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, вариант контрольной работы, адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.

Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер вопроса и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста.

В конце работы приводится перечень используемой литературы, где сначала указываются нормативные документы, затем - в алфавитном порядке учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименования источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

В соответствии с учебным планом по итогам изучения курса студенты заочной формы обучения сдают дифференцированный зачет.

Перечень компетенций

Бухгалте

Наши рекомендации