Тема №1. Наука в жизни общества.
- что такое наука;
- возникновение университетов и академий;
- «малая наука», «большая наука»;
- наука как система;
- классификация наук.
Наука может рассматриваться с разных сторон и, в соответствии с этим, иметь различные подходы в определении своего места в обществе. Например, наука может рассматриваться как отрасль культуры (в широком значении этого понятия), как основа образования, как отрасль общественного производства, как производительная сила общества и, в любом случае, может быть представлена как ведущая сфера человеческой деятельности.
Наука существовала с древних времен, ее следы легко можно обнаружить и в древнем Египте, и в древней Греции, и в древнем Риме (если говорить о Европе и не обращаться к древнему Востоку). Разумеется, и Аристотель, и Платон, и Пифагор и многие другие мыслители древнего мира были учеными, но можно ли считать их труды за начало науки как вида общественно значимой деятельности? На этот вопрос отвечает один из создателей науки о науке – науковедения – видный американский ученый, профессор физики и профессор философии Дерек Прайс. В своей работе «Малая наука, большая наука» он уже в 60-е годы ХХ века предложил разделить историю науки на два крупных периода – «малую» и «большую» науки. «Малая наука» - начиная с древних времен, еще до новой эры, отражала различные разрозненные усилия ученых по наблюдению за окружающим миром, выведению закономерностей и постулатов, описывающих функционирование природы и человека. Результаты этих наблюдений и разработок были зафиксированы в виде дописьменных и первых письменных форм, затем, в новое время, отражены в виде рисунков и рукописных текстов в записных книжках (Леонардо да Винчи), криптограмм (Роберт Гук) и другими способами.
И только со второй половины XVII века, с возникновением научных обществ и научных учреждений – академий наук – начался новый период в истории науки, который положил начало «большой науке». Именно с этого периода, когда наука стала управляемым, впоследствии - профессиональным видом деятельности, следует отсчитывать настоящую историю науки.
Возникновению науки способствовало открытие университетов в Европе: в Болонье (1090 г.), Оксфорде (1167), Сорбонне (1257), Флоренции (1321), Праге (1347), Вене (1365) и т. д., а также создание первых научных обществ в Италии еще в 60-е годы XVI века Галилео Галилеем и его учениками – Академии тайн природы в Неаполе, Академии линчеев в Риме, Академии опытных знаний во Флоренции.
Однако началом «большой науки», по Д. Прайсу, несомненно, следует считать деятельность Парижской академии наук во Франции и Королевского общества в Лондоне, закрепленную созданием в 1665 году первых журналов в мире - «Le journal des Scavans» в Париже и «Philosophikal Transactions of the Royal Society» в Лондоне.
Крупный английский ученый и общественный деятель Дж. Бернал, автор ряда значительных работ по истории науки (на русск. яз. - «Наука в жизни общества», М., 1952 и «Наука в истории общества». М., 1956) отмечает, что, по всей видимости, термины наука – science и ученый - scientist были введены Вевелом в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 г.
Наука может рассматриваться как институт, как метод познания мира, как фактор развития общества.
Если попытаться синтезировать различные определения науки и попытаться дать наиболее универсальное определение, то можно выразить его так: наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является создание и систематизация объективных данных о действительности, одна из форм общественного сознания, включающая: 1) деятельность по получению нового знания; 2) результат этой деятельности – сумму знаний, лежащих в основе картины мира; 3) обозначение отраслей научного знания.
Система науки как сферы деятельности включает ученых, занимающихся исследованиями, идей, теорий и методов, которыми они оперируют в процессе создания нового знания, инструментов научного исследования (оборудования, аппаратуры) и научной литературы (статей в научных журналах и сборниках, монографий), где отражаются результаты исследований.
Вся система науки делится на виды:
- по отношению к сферам познания – на естественные, общественные, гуманитарные, технические;
- по глубине познания мира – на фундаментальную и прикладную;
- по принципу организации – на академическую, вузовскую и отраслевую.