Актуальные проблемы науки и журналистика

А.И. Акопов

Актуальные проблемы науки и журналистика

Методическое пособие по курсу для студентов отделения журналистики

Тольятти, 2007

Предисловие

Цель курса – ознакомить будущих журналистов с важной сферой общественного производства и культуры, какой является наука. При этом основное внимание уделяется российской науке, ее истокам, структуре, организации, принципам функционирования. Даются основные понятия и термины, связанные с этой сферой деятельности, социально-психологические, морально-этические, идеологические и организационно-технические особенности. Большое внимание уделяется проблемам науки в прошлом и настоящем. Курс читается в соответствии с образовательным стандартом по специальности «Журналистика» на 5-м курсе стационара и 6-м курсе заочного обучения.

Предлагаемое пособие отражает основные положения курса в кратком изложении с методическими указаниями по изучению темы. Автор уделил внимание прежде всего тем вопросам, по которым поиск источников затруднен или отсутствует в доступной для изучения форме, либо тем, что даются в авторской интерпретации.

Лекционная часть курса состоит из чтения лекций по следующим крупным темам (ниже приводится план и тезисное изложение основных тем).

Тема №3. Структура и функции управления наукой в России и в СССР (до 1992 г.)

-академическая ветвь: ГК по науке и технике, АН СССР, филиалы, центры, АПН, АМН, ВАСХНИЛ; научные учреждения;

- вузовская ветвь: Министерство высшего образования СССР и республик, вузы, кафедры, лаборатории;

- отраслевая ветвь: Отраслевые министерства и ведомства, НИИ, лаборатории.

Примерно с середины XIX века в России сложилась система научных учреждений, существовавшая и в период СССР, и существующая (в общем, принципиальном виде) до настоящего времени. Главное в общей системе науки в нашей стране – наличие трех ветвей: академической, вузовской и отраслевой науки.

Главное научное учреждение – Академия наук СССР – имело в своем составе филиалы, отделения, научные центры и систему научно-исследовательских институтов по десяткам крупных научных направлений. Были известны во всем мире: Научно-исследовательский институт математики им. Стеклова АН СССР, Научно-исследовательский институт физики АН СССР, Научно-исследовательский институт истории АН СССР и другие. Кроме АН СССР работали отраслевые академии: Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). Учреждения академической науки предназначены для проведения фундаментальных исследований.

Другая ветвь научных организаций была сосредоточена в высших учебных заведениях - как в системе Министерства высшего образования, так и в отраслевых министерствах, имеющих в своем составе вузы. Наука в вузах сосредоточена на кафедрах, где преподаватели наряду с учебной деятельностью занимаются также научными исследованиями. Кроме того, при кафедрах, имеющих большие научные достижения, создавались научно-исследовательские лаборатории, а при вузах – научно-исследовательские институты (например, при московском, ленинградском, ростовском госуниверситетах). Представители вузовской науки занимались как фундаментальными, так и прикладными исследованиями.

Третья ветвь научных учреждений, занимающихся исключительно прикладными исследованиями, создавались ведущими отраслевыми министерствами и ведомствами, каждое из которых имело в своей системе наряду с производственными предприятиями, проектными, конструкторскими, технологическими и иными учреждениями – также и свой Научно-исследовательский институт, призванный оперативно решать текущие научные проблемы отрасли.

Каждая из ветвей отечественной науки всегда обладала специфическими особенностями в соответствии с целями, задачами, масштабом и характером проводимых исследований.

Тема №4. Российская Академия наук: структура, функции, направления и принципы деятельности).

- история Академии наук в России;

- статус Российской Академии наук;

- общее собрание РАН;

- президиум РАН;

- отделения РАН;

- научные центры;

- научные учреждения РАН.

Информация по всем вопросам, освещаемым в данном разделе, подробно представлена на сайте Российской Академии наук. Ниже приводится краткий фрагмент из файла, посвященного истории РАН (АН СССР).

Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. По регламенту 1747 г. она называлась "Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге", с 1803 г. - "Императорская академия наук", с 1836 г. - "Императорская Санкт-Петербургская академия наук", с июля 1917 г. - "Российская академия наук", с июля 1925 г. - "Академия наук СССР", с декабря 1991 г. - "Российская академия наук".
По замыслу Петра I Российская академия наук не должна была повторять ни одну из западноевропейских. В условиях тогдашней России ей предстояло стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением. При Академии наук были организованы университет и гимназия, в которых преподавали академики. В задачу Академии входили все виды научно-технического обслуживания государства, направленные на его усиление и централизацию.
Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне науки своего времени. С этой целью для работы в Академию были приглашены крупные иностранные ученые: математики Леонард Эйлер, Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, астроном и географ Жан Делиль, физик Георг Крафт и др. Многие из них, в том числе Леонард Эйлер и Даниил Бернулли, как ученые сформировались именно в России.
Научные заседания Академии стали проводиться в 1725 г., а в декабре 1725 г., уже после смерти Петра I, состоялось ее официальное открытие.

(www.pran.ru/history)

Проект «Положения об учреждении Академии наук и художеств» был представлен Петру I в 1724 году Блюментростом, ставшим затем первым президентом Академии (с 1725-го по 1733 гг.). Император принял самое активное участие в его разработке. В проекте сразу была заложена идея соединения науки и образования, что видно из нижеследующих выдержек:

К розположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй - Академия, или Социетет художеств и наук...

Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют.

Современная Российская Академия наук является высшим научным учреждением России и правопреемницей Академии наук СССР. Основным источником финансирования Российской академии наук являются средства федерального бюджета, выделяемые РАН и ее региональным отделениям в соответствии с Законом о федеральном бюджете Российской Федерации.

Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.

В своей деятельности РАН руководствуется также следующими целями:

- всемерное содействие развитию науки в России;

- укрепление связей между наукой и образованием, участие в образовательной деятельности;

- повышение авторитета знаний и науки, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.

Современная структура РАН выглядит таким образом.

Высшим органом управления РАН является Общее собрание Российской академии наук, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год с участием членов РАН и руководителей ее подразделений. Общее собрание РАН определяет основные стратегические направления развития РАН, утверждает планы ее деятельности, отчеты Президиума и Президента, выборы руководителей подразделений, устав и поправки к нему.

Общему собранию РАН подчиняется Президиум Российской академии наук, который является постоянно действующим коллегиальным органом управления РАН в период между сессиями Общего собрания. Президиум проводит заседания не реже одного раза в квартал. В период между заседаниями Президиума руководство РАН осуществляется ее Президентом, который осуществляет общее руководство работой РАН, руководит работой Президиума РАН, действует от имени РАН, представляет ее интересы в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, в организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;

Президиуму РАН подчиняются Отделения РАН – территориальные (региональные) и отраслевые – по видам наук, а также региональные научные центры, которые осуществляют деятельность в данном регионе в соответствии с общей концепцией РАН в сочетании с региональными проблемами.

Все отделения РАН и научные центры – как региональные, так и отраслевые имеют в своем подчинении научные учреждения – научно-исследовательские лаборатории, научно-исследовательские институты, а также обсерватории, станции, ботанические сады, библиотеки, архивы, музеи и др.

Российская академии наук действует на основе законодательства Российской Федерации и собственного Устава, утвержденного Общим собранием Российской академии наук 14 ноября 2001 г. Поправки приняты Общим собранием Российской академии наук 16 мая 2002 г. Устав определяет статус РАН, ее отношения с государством, функции органов управления – Общего собрания, Президиума РАН, региональных отделений, отраслевых и региональных отделений, региональных центров, научных организаций РАН, статус и полномочия Президента РАН.

Российская академия наук имеет в своем составе следующие подразделения:

Отделения РАН по видам наук:

1) Отделение математических наук;

2) Отделение физических наук;

3) Отделение информационных технологий и вычислительных систем; ;

4) Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления;

5) Отделение химии и наук о материалах;

6) Отделение биологических наук;

7) Отделение наук о Земле;

8) Отделение общественных наук;

9) Отделение историко-филологических наук;

Региональные отделения РАН:

1) Дальневосточное отделение;

2) Сибирское отделение;

3) Уральское отделение.

Региональные научные центры РАН:

1) Владикавказский научный центр (совместно с Правительством Республики Северная Осетия – Алания);

2) Дагестанский научный центр;

3) Кабардино-Балкарский научный центр;

4) Казанский научный центр;

5) Карельский научный центр;

6) Кольский научный центр;

7) Научный центр РАН в Черноголовке;

8) Пущинский научный центр;

9) Самарский научный центр;

10) Санкт-Петербургский научный центр;

11) Саратовский научный центр;

12) Троицкий научный центр;

13) Уфимский научный центр.

14) Южно-российский центр в Ростове-на-Дону

Основным структурным звеном РАН является институт Российской академии наук, главная цель которого состоит в проведении фундаментальных исследований. Институт РАН входит в состав отделения РАН, регионального отделения РАН, регионального научного центра РАН или состоит при Президиуме РАН.

Так, отделение математических наук имеет в своем составе: Математический институт им. В.А. Стеклова, Институт вычислительной математики, Институт математического моделирования, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша и др. Отделение физических наук – Физический институт им. П.Н. Лебедева, Институт общей физики им. A.M. Прохорова, Институт космических исследований, Институт Физических проблем им. П.Л. Капицы, Институт астрономии, Институт физики твердого тела и др. Отделение химии и наук о материалах – Институт физической химии, Институт химической физики им. Н.Н. Семенова, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского, Институт биохимической физики им. Н.М. Эммануэля и др. Отделение биологических наук включает: Институт фундаментальных проблем биологии, Институт молекулярной генетики, Институт биофизики клетки, Институт биохимии им. А.Н. Баха и др. Отделение наук о Земле - Геологический институт, Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии, Институт проблем нефти и газа, Институт комплексного освоения недр и др. В Отделение общественных наук входят: Институт философии, Институт социологии, Институт психологии, Институт государства и права, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт Европы и др. Отделение историко-филологических наук включает: Институт Российской истории, Институт археологии, Институт востоковедения, Институт языкознания и др.

Приведенные выше в качестве примеров названия научно-исследовательских институтов должны заканчиваться словом РАН, поскольку это институты Российской Академии наук. Большинство из них существуют десятки лет, будучи в свое время институтами АН СССР с теми же названиями.

Наряду с институтами в структуре РАН, как сказано выше, имеются и другие научные учреждения. Приведем в качестве примера названия некоторых: Главная (Пулковская) Астрономическая обсерватория РАН, Архив РАН, Государственный Геологический музей им. В.И. Вернадского РАН, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и т. п.

Журналисту неплохо ознакомиться и иметь в своем архиве полный перечень всех академических учреждений, чтобы знать, куда обратиться за авторитетной консультацией по важной общественной проблеме.


Павлов Иван Петрович

Родился 26 сентября 1849 г., Рязань.
Умер 27 февраля 1936 г., Ленинград.
Физиолог.
Член-корреспондент по разряду биологическому Физико-математического отделения с 1 декабря 1901 г., ординарный академик по Физико-математическому отделению (сравнительная анатомия и физиология) с 1 декабря 1907 г. Награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине (1904 г.).

Мечников Илья Ильич

Родился 3 мая 1845 г., дер. Ивановка (ныне с. Мечниково) Купянского у. Харьковской губ.
Умер 15 июля 1916 г., Париж.
Биолог-эмбриолог, патолог, микробиолог, иммунолог, зоолог.
Член-корреспондент по разряду биологических наук Физико-математического отделения с 3 декабря 1883 г., почетный член с 7 декабря 1902 г. Награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине (1908 г.).

Семенов Николай Николаевич

Родился 15 апреля 1896 г., Саратов.
Умер 25 сентября 1986 г., Москва.
Физик, физикохимик.
Член-корреспондент по разряду физическому (физика) Отделения физико-математических наук с 31 января 1929 г., академик по Отделению математических и естественных наук (химическая физика) с 29 марта 1932 г., вице-президент с 4 июля 1963 г. по 28 мая 1971 г. Награжден Нобелевской премией за разработку теории цепных химических реакций (1956 г.); золотой медалью им. М.В.Ломоносова за выдающиеся достижения в области химической физики (1969 г.).

Тамм Игорь Евгеньевич

Родился 8 июля 1895 г., Владивосток.
Умер 12 апреля 1971 г., Москва.
Физик.
Член-корреспондент по Отделению математических и естественных наук с 1 февраля 1933 г., академик по Отделению физико-математических наук (физика) с 23 октября 1953 г. Награжден Нобелевской премией за открытие и толкование эффекта Черенкова (1958 г.); золотой медалью им. М.В.Ломоносова за выдающиеся достижения в теории элементарных частиц и других областях теоретической физики (1967 г.).

Франк Илья Михайлович

Родился 23 октября 1908 г., С.-Петербург.
Умер 22 июня 1990 г., Москва.
Специалист в области физики атомного ядра и физической оптики.
Член-корреспондент по Отделению физико-математических наук (физика) с 4 декабря 1946 г., академик по Отделению ядерной физики (физика атомного ядра) с 26 ноября 1968 г. Награжден Нобелевской премией за открытие и толкование эффекта Черенкова (1958 г.); золотой медалью им. С.И.Вавилова за цикл работ "Исследования по оптике преломляющих сред" (1979 г.).

Черенков Павел Алексеевич

Родился 28 июля 1904 г., с. Новая Чигла Боборовского у. Воронежской губ.
Умер 6 января 1990 г., Москва.
Физик.
Член-корреспондент по Отделению ядерной физики (ядерная физика) с 26 июля 1964 г., академик по Отделению ядерной физики (физика высоких энергий) с 24 ноября 1970 г. Награжден Нобелевской премией за открытие и толкование эффекта Черенкова (1958 г.).

Ландау Лев Давидович

Родился 22 января 1908 г., Баку.
Умер 1 апреля 1968 г., Москва.
Физик.
Академик по Отделению физико-математических наук (физика) с 30 ноября 1946 г. Награжден Нобелевской премией по физике (1962 г.).

Басов Николай Геннадиевич

Родился 14 декабря 1922 г., Усмань Воронежской губ. Умер 01.07.2001
Физик, специалист в области квантовой радиофизики.
Член-корреспондент по Отделению физико-математических наук (физика) с 29 июня 1962 г., академик по Отделению общей и прикладной физики (экспериментальная и теоретическая физика) с 1 июля 1966 г.Награжден Нобелевской премией за выполненные основополагающие работы в области квантовой электроники (1964 г.); золотой медалью им. М.В.Ломоносова за выдающиеся достижения в области физики (1989 г.).

Капица Петр Леонидович

Родился 8 июля 1894 г., Кронштадт.
Умер 8 апреля 1984 г., Москва.
Физик.
Член-корреспондент по Отделению физико-технических наук с 31 января 1929 г., академик по Отделению математических и естественных наук (физика) с 29 января 1939 г. Награжден золотой медалью им. М.В.Ломоносова за совокупность работ по физике низких температур (1959 г.); Нобелевской премией по физике (1978 г.).

Алферов Жорес Иванович

Родился 15 марта 1930 г., Витебск.
Специалист в области физики полупроводников, полупроводниковой и квантовой электроники.
Избран членом-корреспондентом по Отделению общей физики и астрономии (физика) 28 ноября 1972 г., академиком по Отделению общей физики и астрономии (физика, астрономия) 15 марта 1979 г.
Состоит в Отделении физических наук.
Вице-президент с 25 апреля 1990 г.
Лауреат Нобелевской премии по физике, 2000 г.

Гинзбург Виталий Лазаревич

7 октября 2003 г. Нобелевский комитет принял решение о присуждении Нобелевской премии по физике троим ученым - А.А. Абрикосову, В.Л. Гинзбургу и Э.Дж. Леггетту. В решении Нобелевского комитета сформулировано, что премия присуждена за "Пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей". Двое из троих лауреатов - наши отечественные физики, хотя А.А. Абрикосов, ученик Л.Д. Ландау, работает уже свыше 10 лет в США.

Наши соотечественники были удостоены Нобелевских премий также по литературе – Бунин Иван Алексеевич (1933), Шолохов Михаил Александрович (1965), Солженицын Александр Исаевич (1970). Кроме того, Пастернак Борис Леонидович был удостоен, но не получил Нобелевскую премию, а поэт Иосиф Бродский был удостоен Нобелевской премии, длительное время проживая в США.

Нобелевской премии мира удостоены Сахаров Андрей Дмитриевич (1975) и Горбачев Михаил Сергеевич (1989).

Следует отметить, что число лауреатов Нобелевских премий из СССР по физике искусственно сдерживалось засекречиванием имен, связанным с разработками по авиации, космонавтике, ядерной физике и т. п. Поэтому в их число не попала и не могла попасть плеяда блестящих ученых во главе с С.П. Королевым, обеспечивших взлет космических исследований в 60-е – 70-е годы ХХ века, а крупнейший ученый с мировым именем А.Д. Сахаров удостоился премии Нобеля не за научные достижения, а за правозащитную деятельность.

Наконец, стоит также иметь в виду, что Нобелевская премия – далеко не единственная престижная награда в области науки и не всегда отражает лучшие достижения науки в мире, что невозможно в принципе. Однако это не снижает высокий престиж Нобелевских премий и их признание мировым сообществом.

Тема №9. Наука и политика.

- ученый и власть;

Со времен Древнего мира – и в древнем Египте, и в древней Греции, и в древнем Риме, и в Средневековье ученые обитались при дворах монархов в качестве разновидности слуг, потом работников, которым можно давать задания, кормить, но можно и изгнать… Ученые долго оставались людьми, полностью зависимыми от власти, которая могла относиться к ним по-разному. Это относится и к Леонардо, и к Галилею, несмотря на то, что он уже зарабатывал деньги, читая лекции в разных университетах Европы. Наука как занятие завоевывала к себе уважение в течение веков. С XVIII века осознание власть предержащими значение научной деятельности уже стало реальностью: в развитых государствах оно выражалось в финансировании отдельных исследований, материальной помощи ученым. В России можно отметить личное участие Петра I по созданию Академии наук и поддержке ее деятельности, позднее - императрицы Екатерины II по созданию Вольного экономического общества, изданию журнала, поощрению научных и профессиональных достижений. Во Франции начала XIX века заслуживает внимания уважительное отношение Наполеона Бонапарта к Парижской академии наук и ученым, среди которых были великие математики и физики Коши, Навье, Лаплас, Бертолле, творец аналитической механики Лагранж, создатель Политехнической школы Гаспар Монж. Наполеон лично встречался с учеными в подаренном им доме для научных занятий и бесед, а иногда сам занимался математическими исследованиями.

В ХХ веке окончательно утвердились отношения между учеными и государством, но проблема «ученый и власть» остается, приобретая особую остроту в тоталитарных режимах.

- геноцид ученых;

В истории нашей страны навсегда останутся позорные страницы беспрецедентного давления на науку, репрессии ученых по признаку отношения к профессии. Уголовные дела против историков, филологов, философов, позднее – ученых технических наук, инженеров высокой квалификации, затем, последовали, по выражению А.И. Солженицына, «разгром биологии», «разгром физики» и т. д., смена кадров в Академии наук и крупнейших университетах на «социально-близких», упрощение образовательных программ в вузах. Большое количество ученых эмигрировали из страны, еще больше – погибли в лагерях и застенках НКВД. Особо жестокая судьба ждала Николая Ивановича Вавилова, Президента Академии, крупнейшего в мире генетика, биолога, селекционера, автора пионерских идей о происхождении растений, создателя уникальной в мировой истории коллекции семян – после жестоких пыток бессудно расстрелянного в орловской тюрьме. Даже в блокадном Ленинграде продолжались репрессии, которым подверглись 127 ученых, большинство из которых погибли. На эти темы написано немало книг и статей в журналах в начале 90-х годов.

- «вредные науки»;

Одной из системных ошибок тоталитарного режима было гонения на целые науки. К ним в разные годы относились биология, генетика, кибернетика, социология. В отчете о сессии ВАСХНИЛ, проходившей с 31 июля по 7 августа 1948 г., наряду с печально известным докладом Т.Д. Лысенко «О положении в биологической науке», были разделы: «История биологии – арена идеологической борьбы», «Два мира – две идеологии» и т.п.

Агрономия, созданная в XVIII веке трудами А.Т. Болотова и развиваемая русскими учеными с успехом до начала 30-х годов ХХ века также стала преследоваться. Притеснения, ограничения, преследования, репрессии ощутили на себе крупнейшие представители сельскохозяйственной науки, известные на весь мир: Д.Н. Прянишников, А.Г. Дояренко, Н.М. Тулайков, А.В. Чаянов, Н.И. Вавилов и другие.

Именно волна нападок на кибернетику, непризнание ее властями за актуальное направление в науке, соответственно, отсутствие финансирования привели к отставанию в этой области, где у нас были сильные ученые и большие потенциальные возможности. Эти отставания привели к незаслуженному для наших ученых отставанию в высоких технологиях.

Социология также оказалась враждебной наукой, начиная с 20-х годов ХХ века. Чудом избежавший казни и эмигрировавший Питирим Сорокин стал крупнейшим социологом мира, его называли отцом социологии, неизменно избирали председателем, почетным председателем всех социологических конгрессов, а наших социологов преследовали, труды не печатали, науку не развивали многие годы. Это оказалась одна из самых политизированных, неугодных власти наук.

- «секреты» в закрытом обществе;

Пропорциональное развитие науки было нарушено ввиду ее значительной милитаризации. Основная часть самых талантливых исследователей, лучшее научное оборудование, финансирование, лучшая экспериментальная база – всё это было сосредоточено в военно-промышленном комплексе. Огромное количество исследований, учреждений и самих ученых было засекречено. Особенно засекреченным оставалось всё, связанное с освоением Космоса. Десятки лет мир не знал имена ученых, обеспечивших возможность космических полетов, чему известный поэт Р. Рожденственский посвятил стихи: «Вам, великие, без фамилий!» Излишнее, необоснованное засекречивание научной деятельности, военная цензура и созданная вокруг этого система, бесспорно, тормозили развитие науки.

- отношение власти к ученым.

К сожалению, приходится констатировать, что отношение к ученым во все времена со стороны властьпредержащих, особенно в условиях монархической власти, тоталитарных режимов, административно-командной системы управления было недостаточно уважительным не только с точки зрения признания прав личности, но в смысле уважения к труду ученых, осознания его пользы для общества. Ученые редко привлекаются в сферы управления государством, влияния на процессы социального развития, их ограничивают в связях с массовой аудиторией. Они чаще всего оказываются «диссидентами», инакомыслящими, «неудобными» людьми, которые противопоставляются «простому народу». При демократическом устройстве государства эти проблемы значительно уменьшаются, но не исчезают.

Вопросы к экзамену

1. Наука в жизни общества. Общие представления и взгляды.

2. Наука как термин и как понятие (определение, подходы, комментарий).

3. Классификации наук по разным основаниям, их виды и разделы.

4. Основные категории и компоненты науки (метод, методология, классификация, закон, гипотеза, теория, язык).

5. Возникновение научных учреждений в мире и в России. Начало российской науки.

6. Структура и функции научных учреждений в России и в СССР (до 1992 г.)

7. Российская Академия наук. Функции, структура и направления деятельности.

8. Общее собрание, Президиум и Президент РАН (порядок избрания, назначение, функции, права и обязанности).

9. Отраслевые и территориальные отделения наук (назначения, функции, принципы деятельности).

10. Научные общества (определение, задачи, характер деятельности).

11. Научные центры РАН (определение, задачи, перечислить НЦ на территории РФ).

12. Научные учреждения: разновидности, структура и функции (НИИ, лаборатории, обсерватории, станции и пр.)

13. Особенности и проблемы академической науки.

14. Особенности и проблемы вузовской науки.

15. Особенности и проблемы отраслевой науки.

16. А. Нобель и Нобелевские премии: история, структура, принципы награждения.

17. Лауреаты нобелевских премий из России (общий обзор с перечислением лауреатов и года вручения).

18. Российские нобелевские премии по физике и химии (имена, годы, за что вручена премия, краткие данные о лауреатах).

19. Российские нобелевские премии по литературе (имена, годы, за что вручена премия, краткие данные о лауреатах).

20. Российские нобелевские премии мира (имена, годы, за что вручена премия, краткие данные о лауреатах).

21. Тенденции и особенности науки новейшего времени

22. Особенности и условия восприятия научной информации. Причины, препятствующие восприятию.

23. Количество и качество научной информации, проблемы доступа к ней.

24. Эффективность фундаментальной и прикладной науки, способы ее измерения.

25. Морально-этические проблемы и принципы в науке (общий обзор).

26. Социальная и моральная ответственность ученого.

27. Наука и власть, наука и политика.

28. Человек в науке. Кадры академической и вузовской науки. Проблемы научных кадров.

29.Психология научного творчества.

30. Наука в условиях рыночной экономики.

31. Проблемы современной российской науки.

32. Особенности работы редакций и журналистов, освещающих научную проблематику.

33. Наука в Самарском регионе. Самарский центр РАН

34. Наука в Тольяттинском университете. Основные направления исследований и достижения.

35. Ученые Тольяттинского университета и города Тольятти.

Вышеперечисленные вопросы в билетах к экзамену представлены первыми. В качестве вторых предлагаются следующие:

1. Освещение науки на российском радио и телевидении: каналы, программы, типы передач, формы и жанры. Общий обзор и анализ по выбору.

2. Научная проблематика в современных российских общественно-политических газетах («ЛГ», «Известия», «Ведомости», «Коммерсант», «Московские новости», «Российская газета», «Поиск» и др. – по выбору)

3. Темы и проблемы науки на страницах современных российских общественно-политических журналов («Эксперт», «Коммерсант», «Итоги», «Профиль», «Новое время», «Социс», «Российская Федерация сегодня», «Русский Ньюсуик» и др. – по выбору).

4. Формы и методы пропаганды и популяризации науки в научно-популярных журналах («Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Знание - сила», «Химия и жизнь», «Вокруг света» и др. – по выбору)

5. Освещение проблем науки в специализированных газетах, посвященных научной проблематике («Наука в Сибири», «Дальневосточный ученый» и др. – по выбору)

6. Публикация результатов научных исследований в современных российских научных журналах («Вестник РАН», «Наука в России», «Вопросы истории естествознания и техники», «Философские науки», «Вестник высшей школы» и др. – по выбору)

7. Наука в Российском Интернете (характеристика 4-5-ти сайтов).

8. Освещение науки в местных СМИ (газеты тольяттинских вузов и научных учреждений)

План ответа на вторые вопросы (они повторяются и присутствуют в каждом билете):

- что за издание, какое место занимает в нем научная проблематика;

- задачи и цели освещения: пропаганда, популяризация, просвещение, расширение кругозора, информирование о событиях;

- примеры интересных материалов и авторов;

- характер освещения, жанры и темы выступлений.

При подготовке первых вопросов студент использует лекции и литературу, при подготовке вторых использует практические занятия и семинары.

Литература к курсу «Актуальные проблемы науки»

1. Бернал Дж . Наука в истории общества. – М., 1956

2. Биологи. Биографический справочник. – «Наукова думка». – Киев, 1984 (Серии: Биологи; Математики. Механики; Геологи. Географы; и пр.)

3. Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна, 1997.

4. Глязер Г. Драматическая медицина. – Изд-во «Молодая гвардия». – М., 1962

5. Декарт Р. Рассуждение о методе// Соч. В 2-х т.т., - М., 1989. - Т.1

6. Добров Г.М. Наука о науке. Введение в общее науковедение. – Киев, 1970

7. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. Статьи, выступления. - «Наука». – М., 1981

8. Любищев А.А. Статьи и письма. – «Наука». - Л., 1991

9. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. - М., 2000.

10. Наука о науке. Сб. статей. Пер. с англ. – М., 1966

11. Новая философская энциклопедия. В 4-х т.т. - М., 2000-2001

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М., 2000

13. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977

14. Поповский М. Люди среди людей. – М., 1972

15. Психология науки. - М., 1998

16. Пуанкаре А. О науке. - «Наука». – М., 1990

17. Социокультурный контекст науки. - М., 1998

18. Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. – М., 1975

19. Философия и методология науки. - М., 1996

20. Интернет: сайты Российской Академии наук, Министерства образования и науки, Московского и др. университетов

Пичугина Татьяна. Что каждый журналист должен знать о науке, а каждый ученый – о журналистике. http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000148

Как говорить о науке в СМИ?

http://www.uni-ch.ru/public/swiss/p05_FNS7_02.htm

21. Периодические издания – см. выше список вторых вопросов к экзамену.

Оглавление

Предисловие

Лекционная часть курса

Практическая часть курса

Темы для рефератов и сообщений

Вопросы к экзамену

Литература к курсу

А.И.Акопов. Актуальные проблемы науки и журналистика. Методическое пособие к курсу для студентов отделения журналистики. - Тольятти, Тольяттинский государственный книверситет, 2007

Редактор -

Корректор -

Уч. - изд. листов -

А.И. Акопов

Актуальные проблемы науки и журналистика

Методическое пособие по курсу для студентов отделения журналистики

Тольятти, 2007

Предисловие

Цель курса – ознакомить будущих журналистов с важной сферой общественного производства и культуры, какой является наука. При этом основное внимание уделяется российской науке, ее истокам, структуре, организации, принципам функционирования. Даются основные понятия и термины, связанные с этой сферой деятельности, социально-психологические, морально-этические, идеологические и организационно-технические особенности. Большое внимание уделяется проблемам науки в прошлом и настоящем. Курс читается в соответствии с образовательным стандартом по специальности «Журналистика» на 5-м курсе стационара и 6-м курсе заочного обучения.

Предлагаемое пособие отражает основные положения курса в кратком изложении с методическими указаниями по изучению темы. Автор уделил внимание прежде всего тем вопросам, по которым поиск источников затруднен или отсутствует в доступной для изучения форме, либо тем, что даются в авторской интерпретации.

Лекционная часть курса состоит из чтения лекций по следующим крупным темам (ниже приводится план и тезисное изложение основных тем).

Наши рекомендации