Наука в жизни современного общества.

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI— XVII вв. и в ходе исторического развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества. Наука — это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

  • разделение и кооперацию научного труда,
  • научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование,
  • методы научно-исследовательской работы,
  • понятийный и категориальный аппарат,
  • систему научной информации,
  • а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. Основная задача науки — выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель — объективная истина.Научное познание отличает стремление к объективности , т. е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки:

  • объективность,
  • системность,
  • нацеленность на практику,
  • доказательность,
  • обоснованность полученных результатов,
  • достоверность выводов.

В настоящее время существует следующая классификация наук.

I. По предмету познания:

1) естественные — позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика);2) общественные — поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание);3) гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история);4) технические — служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров).

II. По удалённости от практики:

1) фундаментальные — отсутствует прямая ориентация на практику;2) прикладные — ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Можно отметить, что наука играет огромную роль в жизни общества. Функции науки:

1) теоретико-познавательная — проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний;2) культурно-мировоззренческая — формирование взглядов человека на мир;3) практически–деятельностная — участие в преобразующей деятельности;4) социальная — исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития общества.

В настоящее время проникновение науки во все сферы жизни общества настолько велико, что следует выделить этические нормы науки:

1) социальная ответственность учёного (клонирование);2) бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность;3) общечеловеческие требования и запреты (плагиат).

Тесно связаны с понятием наука такие термины, как инновация и парадигма.Инновация — нововведение.Парадигма — система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Наши рекомендации