Выпишите это словосочетание.
испугавшись крика в распахнувшуюся дверь
положиврядом мирнобеседуя
Ответ: ____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 9-16.
(1)Я был только годом и несколькими месяцами моложе Володи; мы росли, учились и играли всегда вместе. (2)Между нами не делали различия старшего и младшего; но я начал понимать, что Володя не товарищ мне по годам, наклонностям и способностям. (3)Мне даже казалось, что Володя сам сознает своё первенство и гордится им. (4)Такое убеждение, может быть и ложное, внушало мне самолюбие, страдавшее при каждом столкновении с ним. (5)Он во всём стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах, в умении держать себя в руках, и все это заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания.
(6)Меня мучило больше всего то, что Володя, как мне иногда казалось, понимал меня, но старался скрывать это.
(7)Может быть, меня обманывала в этом отношении моя излишняя восприимчивость и склонность к анализу; может быть, Володя совсем и не чувствовал
того же, что я. (8)Он был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях.
(9)Увлекаясь самыми разнородными предметами, он предавался им всей душой. (10)То вдруг на него находила страсть к картинкам; то страсть к вещам,
которыми он украшал свой столик, собирая их по всему дому; то страсть к романам, которые он доставал потихоньку и читал по целым дням и ночам... (11)Я невольно увлекался его страстями; но был слишком горд, чтобы идти по его следам, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы избрать новую дорогу. (12)Но ничему я не завидовал столько, как счастливому благородно-откровенному характеру Володи, особенно резко выражавшемуся в ссорах, случавшихся между нами.
(13)Однажды, во время сильнейшего пыла его страсти к вещам, я подошёл к его столу и разбил нечаянно пустой разноцветный флакончик.
– (14)Кто тебя просил трогать мои вещи? – сказал вошедший в комнату Володя, заметив расстройство в симметрии разнообразных украшений его столика.
– (15)А где флакончик?
– (16)Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?
– (17)Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, – сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.
– (18)Пожалуйста, не командуй, – отвечал я и улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.
– (19)Да, тебе ничего, а мне чего, – продолжал Володя, делая жест подёргивания плечом, – разбил, да ещё и смеётся, этакой несносный мальчишка!
– (20)Я мальчишка, а ты большой да глупый.
– (21)Не намерен с тобой браниться, – сказал Володя, слегка отталкивая меня, – убирайся.
(22)Володя хотел оттащить меня от стола, но я уже был раздражён до последней степени: схватил стол за ножку и опрокинул его. (23)«Так вот же тебе!» – и все фарфоровые и хрустальные украшения с дребезгом полетели на пол.
– (24)Отвратительный мальчишка!.. – закричал Володя, стараясь поддержать падающие вещи.
(25)«Ну, теперь всё кончено между нами, – думал я, выходя из комнаты, – мы навек поссорились».
(26)До вечера мы не говорили друг с другом; я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться. (27)Как только учитель кончал класс, я выходил из комнаты: мне страшно, неловко и совестно было оставаться одному с братом.
(28)После вечернего класса истории я взял тетради и направился к двери. (29)Проходя мимо Володи, несмотря на то, что мне хотелось подойти и помириться с ним, я надулся и старался сделать сердитое лицо. (30)Володя в это самое время приподнял голову. (31)Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня, но какое-то непреодолимое чувство заставило меня отвернуться.
– (32)Николенька! – сказал он мне самым простым голосом, – полно сердиться. (33)Извини меня, ежели я тебя обидел.
(34)И он подал мне руку.
(35)Что-то вдруг стало давить меня в груди и захватывать дыхание; но это продолжалось только одну секунду: на глазах показались слёзы, и мне стало легче.
– (36)Прости... ме...ня, Вол...дя! – сказал я, пожимая его руку.
(По Л.Н. Толстому*)
*Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 гг.) – всемирно известный русский писатель конца XIX века, автор трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность», романа-эпопеи «Война и мир».
9Укажите номер предложения,в котором содержится информация,необходимая дляобоснования ответа на вопрос: «Почему Николенька боялся остаться с Володей
Наедине после ссоры?».
(13)Однажды, во время сильнейшего пыла его страсти к вещам, я подошёл к его столу и разбил нечаянно пустой разноцветный флакончик.
(26)До вечера мы не говорили друг с другом; я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться.
(29)Проходя мимо Володи, несмотря на то, что мне хотелось подойти и помириться с ним, я надулся и старался сделать сердитое лицо.
(22)Володя хотел оттащить меня от стола, но я уже был раздражён до последней степени: схватил стол за ножку и опрокинул его.
Ответ: ____________________________________________________
10Укажите,какое средство художественной выразительности использовано впредложении 5: «Он во всем стоял выше меня: в забавах, в учении, в ссорах, в
умении держать себя в руках, и всё это заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания».
антитеза
сравнение фразеологический оборот метафора
Ответ: ____________________________________________________