Определите словосочетание, где выделенное слово является главным. Выпишите это словосочетание.

1) увлекшисьматематикой 3) играющим в футбол
2) в строящееся здание 4) вызвав к доске

Ответ: ____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 9-16.

(1)Зимой 1921 года я жил в Одессе и работал в газете «Моряк». (2)В то тяжёлое время в ней начинало работать немало молодых писате­лей, в том числе Катаев, Бабель, Олеша и Ильф. (3)Из ста­рых, опытных писателей часто заходил в редакцию толь­ко Андрей Соболь – милый, неусидчивый человек.

(4)Однажды Соболь принес в «Моряк» свой рассказ, раз­дерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.

(5)Все, кто читал рассказ, говорили в один голос, что печатать его в таком небрежном виде нельзя. (6)Предложить Соболю ис­править его никто не решался. (7)Мы все сидели и думали: что делать? (8)Сидел с нами и наш корректор, старик Бла­гов, бывший директор самой распространенной в России газеты «Русское слово».

– (9)Вот что, — сказал он. – (10)Талантливая вещь. (11)Нель­зя, чтобы она пропала.

– (12)Что тут поделаешь! – с сожалением ответил я.

– (13)Дайте мне рукопись. (14)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (15)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (16)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова и рассказ не пострадает.

– (17)А что же вы сделаете?

– (18)А вот увидите.

(19)Благов вынул из кармана огарок толстой свечи из церкви, зажег его, сел на мой потрепанный чемодан с исчерченной крышкой и склонился над рукописью.

(20)Благов закончил работу только к утру. (21)Я прочел рассказ и онемел. (22)Это была прозрачная, литая проза. (23)Все стало выпуклым, ясным. (24)От прежней скомканности и сло­весного разброда не осталось и тени. (25)При этом действи­тельно не оказалось выброшенным или прибавленным ни одно словечко.

– (26)Это чудо! – сказал я. – (27)Как вы это сделали?

– (28)Да просто расставил правильно все знаки препина­ния. (29)У Соболя с ними форменный кавардак. (30)Особенно тщательно я расставил точки. (31)И абзацы. (32)Знаки препинания – это великая вещь, мой милый. (33)Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное звучание. (34)Знаки препинания ,что нотные знаки. (35)Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

(36)Рассказ был напечатан. (37)А на следующий день в редак­цию ворвался Соболь.

– (38)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыхан­ным голосом и с размаху ударил палкой по столу.

– (39)Никто не трогал, – ответил я. – (40)Можете прове­рить текст.

– (41)Ложь! – крикнул Соболь. – (42)Все равно уз­наю, кто трогал.

(43)Запахло скандалом. (44)Робкие сотрудники начали быст­ро исчезать из комнаты. (45)Тогда Благов сказал спокойным и унылым голосом:

– (46)Если вы считаете, что правильно расставить в ва­шем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я.

(47)И тут Соболь бросился в Благову, и охватил его руки, и крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-мос­ковски, поцеловал его, а нам оставалось только онеметь от удивления.

– (48)Спасибо! – сказал взволнованно Соболь. – (49)Вы да­ли мне чудесный урок. (50)Но только жалко, что так поздно. (51)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.

(52)Вечером Соболь достал где-то пачку чая, чёрного хлеба, солёную селёдку и принес всё это богатство в редакцию. (53)Позвав Благова и Багрицкого, мы устроили пир во славу литературы и знаков препинания.

(54)После этого я, начинающий писатель, окончательно убедился, с какой пронзи­тельной силой действует на читателя знак, поставлен­ный в нужном месте.(По К. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) — русский советский писатель, писавший в жанре романтизма, современному читателю более всего известен как автор рассказов и повестей о природе для детей.

9Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему рассказ Соболя необходимо было напечатать?»

1) (9)Вот что, — сказал он. – (10)Талантливая вещь. (11)Нель­зя, чтобы она пропала.

2) (13)Дайте мне рукопись. (14)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (15)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи. (16)Обещаю, что не выброшу и не впишу ни одного слова и рассказ не пострадает.

3) (38)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыхан­ным голосом и с размаху ударил палкой по столу.

4) (49)Вы да­ли мне чудесный урок. (50)Но только жалко, что так поздно. (51)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.

Ответ: ____________________________________________________

10Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 43:«Запахло скандалом».

1) эпитет

2) метафора

3) фразеологический оборот

4) антитеза

Ответ: ____________________________________________________

Наши рекомендации