Самодиагностика готовности к педагогической деятельности
Тест на выявление творческого потенциала[1]
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?
а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбираете?
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?
а) конечно; б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать; в) чаще уверен, чем неверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться делом, в котором вы на данный момент некомпетентны, абсолютно его не знаете?
а) да, всякое неизвестное меня привлекает; б) нет; в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом? Испытываете ли потребность добиться в нем совершенства?
а) да; б) что получится, то и хорошо; в) если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да; б) нет, надо учиться самому основному; в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу; б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите ее нереальность; в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) престижа и преимущества, которые она обеспечит.
11. Путешествия, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли: а) да; б) нет; в) если местность понравилась и запомнилась, то да.
12. Можете ли вспомнить сразу же после беседы все, о чем говорилось?
а) да; б) нет; в) вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
а) да; б) нет; в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании?
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете его прекратить, только когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более или менее довольны сделанным; в) дело кажется законченным, хотя его можно выполнить еще лучше, но зачем.
16. Когда вы один, то: а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть и абстрактных; б) любой ценой стараетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то думаете ли вы о ней: а) независимо ото того, где и с кем вы находитесь; б) только оставшись наедине с собой; в) только там, где тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете ли отказаться от нее, если аргументы оппонента покажутся вам убедительными? б) останетесь ли при своем мнении, вне зависимости от каких бы то ни было аргументов? в) измените ли свое мнение, если сопротивление оппонента окажется слишком сильным?
Диагностика определяет качества творческого потенциала: границы любознательности, уверенности в себе, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться.
Подсчет баллов:
За ответ, а) начисляется 3 балла, б) – 1, в) – 2 балла.
Высокий уровень творческого потенциала – 48 и более баллов.
Средний уровень – 24-47 баллов.
Низкий уровень творческого потенциала – 23 и менее баллов.
Тест «Сформирован ли у вас педагогический такт?»
Для выявления степени сформированности педагогического такта ответьте на вопросы анкеты утверждение «да» или отрицанием «нет».
1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?
4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
5. Отстаивайте ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость?
6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных школьников?
7. Легко ли вы впадаете в гнев?
8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
9. Общительный ли вы человек?
10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
12. Предпримите ли вы первым шаги к примирению?
13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы?
15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он не заподозрит в вашем настоящем отношении к нему?
17. Очень ли вы переживаете из-за чьей-либо несправедливости?
18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
19. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
Ключ к тесту.
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы: 1, 2, 4, 6, 8. 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21. 23 и количество отрицательных ответов на вопросы: 3, 5, 7. 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.
12 баллов – первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
16 баллов – вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
20 баллов – третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением учителя. Легче устанавливается деловой контакт со школьниками, но более сложно достигается контакт психологический.
24 балла – четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера учителя.
Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и с символом «-», если далее отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом?
5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируйте сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
8. Вовлекаете ли вы учащихся в обсуждение темы урока?
9. Стремитесь ли вы рассказать, как можно больше по теме, невзирая на то, как вас слушают?
10. Часто ли удается вам удачно пошутить в ходе урока?
11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся (шум, гул, оживление и т.п.)?
13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 минут), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если чувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объясненияучебного материала, учащиеся задавали вопросы?
17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими?
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.
Ключ к тесту
Возможные ответы/ Модели общения | Да «+» | Нет «-« |
Диктаторская («Монблан») | 4,6, 11,15,17,23 | 1,7,8,9,12,13,14,16,18,19,20,21,22,24 |
Неконтактная («Китайская стена») | 9,11,13,14,15 | 1,7,8,12,16,18,19,20 |
Дифференцированное внимание («Локатор») | 10,14,18,20,21 | 2,4,6,13,15,17,23 |
Гипорефлексивная («Тетерев») | 9,11,15,23,24 | 8,12,16,19,20,21,22 |
Гиперрефлексивная («Гамлет») | 3,12,14,18,19,20,22,25 | 2,5,6,11,13.23 |
Негибкого реагирования («Робот») | 1,2,5,6,13,15,23 | 7,8,9,11,16,21,24 |
Авторитарная («Я сам(а)» | 5,10,14,15,18,24 | 2,8,16,21 |
Активного взаимодействия («Союз») | 7,8,10,16,20,21,22 | 1,2,4,5,6,11,13,15,17,23 |
Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)[2]
Инструкция. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить, как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверно – букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусством подражать повадкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я всегда такой, каким кажусь.
Отработка результатов. По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7-й вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, не считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведёте на окружающих.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдер, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести,управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».
Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
[1] М.В. Зюзько «Психологические консультации для начинающего учителя. – М., 2005.
[2] Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-н/Д, 1996.