Самодиагностика профессиональной деятельности педагога.

Самодиагностика и самоанализ педагогических умений воспитателя

№ п/п Виды умений Начало учебного года (сентябрь) Середина учебного года (январь) Конец учебного года (май)
Владею Не владею Владею Не владею Владею Не владею
свободно недоста- точно свободно недоста- точно свободно недоста- точно
Гностические
1.1 Изучение индивидуальных и психологических особенностей детей (диагностика)                  
1.2 Анализ особенностей детского коллектива в условиях гуманизации образования                  
1.3 Самоанализ результативности собственной деятельности                  
1.4 Выявление уровня развития детей                  
Проектировочные
2.1 Постановка целей обучения и воспитания                  
2.2 Планирование, проектирование учебного процесса                  
2.3 Разработка новых технологий обучения (нестандартных форм занятий)                  
2.4 Планирование целей и задач индивидуальной методической работы                  
Конструктивные
3.1 Выбор наиболее оптимальных форм работы с детьми на занятии                  

Окончание табл.

3.2 Выбор и организация оптимальных форм обучения                  
3.3 Умение привлекать детей, делая их соавторами занятий                  
3.4 Выбор оптимальных способов оценки деятельности детей                  
Коммуникативные
4.1 Установление доброжелательных отношений с детьми и коллегами                  
4.2 Умение вести диалог, культура диалога                  
4.3 Педагогический такт                  
4.4 Адекватная самооценка, умение объективно оценить уровень педагогического мастерства                  


Сводная диагностическая карта анализа умений воспитателя

№ п/п Ф. И. О. Гностические Проектировочные Конструктивные Коммуникативные
           
                                   

Условные обозначения: ВС (владеет свободно); ВН (владеет недостаточно); НВ (не владеет).

САМОДИАГНОСТИКА (САМОКОНТРОЛЬ) УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Самооценка эффективности работы по освоению детьми
образовательной области «физическое развитие»

№ п/п Вопросы для изучения Да Нет Частично
Характеристика деятельности воспитателя:
Дает детям знания о правилах здорового образа жизни      
Дает детям знания о полезных и вредных привычках      
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей:
Заинтересованы в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья близких      
Рассказывают о своем самочувствии      
Владеют культурой приема пищи      
Умеют выполнять дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для сохранения осанки и т. д.      
Проявляют интерес к закаливанию, спорту      
Умеют в угрожающих здоровью ситуациях оказать помощь себе и другим      

Самооценка эффективности работы по освоению детьми
образовательной области «речевое развитие»



№ п/п Вопросы для изучения Да Нет Частично
Компоненты устной речи детей:
Объем словарного запаса детей соответствует возрастным показателям      
Уровень сформированности грамматической стороны речи детей соответствует возрастным показателям      
Уровень развития связной речи детей соответствует возрастным показателям      
Уровень звуковой культуры речи детей соответствует возрастным показателям      
Свободное общение детей:
Умеют вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками      
Владеют доказательством, аргументацией, рассуждением      
Интересуются речью как особым объектом познания      
Овладение детьми нормами речи:
Владеют речевым этикетом      
Владеют всеми средствами звукового анализа      
Владеют структурой повествования; легко сочиняют, фантазируют      
Владеют речевыми средствами выразительности      

Окончание табл.

Характеристика деятельности воспитателя:
Стимулирует у детей стремление к постоянному общению с книгой      
Поддерживает у детей желание самостоятельно научиться читать      
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей:
Сформирован эстетический вкус      
Называют любимые произведения и объясняют, чем нравятся      
Знают фамилии 4–5 писателей, особенности их творчества      
Знают фамилии 3–4 художников-иллюстраторов, особенности их творчества      
Высказывают свое отношение к образам героев, идее произведения      
Различают основные жанры произведений, имеют представления о некоторых особенностях жанра      
Владеют средствами интонационной выразительности      
Активны в драматизации, театрализованных играх и других творческих видах деятельности на основе художественных текстов      
           

Самооценка эффективности работы по освоению детьми
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

№ п/п Вопросы для изучения Да Нет Частично
Характеристика деятельности воспитателя:
Побуждает детей взаимодействовать, сотрудничать, цивилизованно решать проблемы      
Развивает у детей уверенность в себе; учит положительно оценивать себя и свои личностные качества, возможности, интересы      
Формирует у детей доброжелательное отношение к окружающим      
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей:
Развитие игровой деятельности Сформирован интерес к разным видам игр      
Проявляют заинтересованность в совместной игре      
Умеют объяснять замысел, адресовать обращение партнеру, договариваться      
Согласовывают свои игровые интересы с интересами партнеров      
В играх с готовым содержанием действуют точно в соответствии с задачами и правилами, требуют того же от партнеров      
Знают много считалок, используют их в играх      
Развитие социальных представлений Оценивают действия и поступки, опираясь на нравственные представления      
Выполняют правила культуры поведения; вежливы в общении в семье, детском саду, общественных местах      
Умеют радоваться общим результатам совместной деятельности      
Проявляют участие, заботу о близких и сверстниках по собственной инициативе      

Окончание табл.

  Имеют близких друзей (друга)      
Интересуются прошлым, настоящим и будущим семьи, города, страны, других стран      
Имеют представление о школе, стремятся быть школьниками      
Труд взрослых
Проявляют устойчивый интерес в познании разных видов трудовой деятельности взрослых      
Имеют представление о многообразии профессий, устанавливают связи между видами труда      
Используют различные источники для познания трудовой деятельности взрослых      
Осознают ценность труда и его результатов      
Оказывают активную помощь взрослым в бытовом труде      
Рукотворный мир
Определяют, кто, когда, для чего изготовил тот или иной предмет      
Сформировано бережное отношение к предметам как результатам труда взрослых      
Самостоятельность
Инициативны в организации своего труда и трудовой деятельности других      
Сформирована привычка повседневно трудиться      
Сформировано чувство ответственности, добросовестное отношение к труду и его результату      
Трудовая деятельность основана на самоконтроле      

литература

1. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте : пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет / Н. С. Варенцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

2. Детские народные подвижные игры : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995.

3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

4. Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя дет. сада / Л. В. Загик [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.

5. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников : для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985.

7. Комплексное перспективное планирование. Подготовительная группа / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

8. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы : метод. пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова ; под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ «Сфера», 2011.

9. Кулик, Г. И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ / Г. И. Кулик, Н. И. Сергиенко. – М. : ТЦ «Сфера», 2010.

10. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

11. Лиштван, З. В. Конструирование : пособие для воспитателя дет. сада / З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981.

12. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1983.

13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

14. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми / Л. И. Пензулаева. – М. : ВЛАДОС, 2000.

15. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателя дет. сада / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986.

16. Ребенок и окружающий мир : занятия на прогулке. Подготовительная группа / авт.-сост. А. А. Машкова. – Волгоград : Корифей, 2007.

17. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2006.

Наши рекомендации