Способы проверки усвоения детьми содержания разделов

Под общей редакцией

Н.Б. Ромаевой

Ставрополь, 2007 год

УДК 373 Печатается по решению редакционно-издательского Совета Ставропольского государственного педагогического института

Авторы:

Н.Б. Ромаева (Предисловие, 1.3.), Н.М. Борозинец (2.2., 3.1., 3.2., 3.3.), Е.В. Евмененко (1.3.), , И.Ю. Кульчицкая (2.4.), Р.Р. Магомедов (2.3), Овсяникова Л.Д., Шимко О.В., Слука С.А., Костырко Л. И., Минакова С.Н. (1.2.), Е.П. Хорошилова (1.1.), Р.М. Чумичева (2.1.).

Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования(рекомендации для родителей, воспитателей, учителей): / под общей редакцией Н.Б. Ромаевой.

SBN ………..

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор И.М. Агибова

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шумакова

В научно-методическом сборнике представлены материалы по нормативно-правовому и программно-методическому обеспечению организации и функционирования групп предшкольной подготовки, разработаны рекомендации по обеспечению преемственности предшкольного и начального общего образования, по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста с сохранным и отклоняющимся развитием, формированию готовности к обучению в школе.

Рекомендации предназначены для студентов, аспирантов, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников, а также преподавателей педагогических вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников.

© Н.Б. Ромаева, 2007

© Ставропольский государственный педагогический институт, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Раздел I. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение организации предшкольного образования

1.1. Положение о группе предшкольной подготовки детей

1.2. Программа предшкольного образования «Скоро в школу»

1.3. Программа курсов повышения квалификации «Антропологические основы профессиональной деятельности педагога в условиях предшкольного образования»

Раздел II. Научно-методические рекомендации по организации предшкольного образования в группах кратковременного пребывания

2.1.Преемственность предшкольного и начального общего образования

2.2.Готовность детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема

2.3. Здоровьеформирующие технологии физического воспитания в предшкольном образовании

2.4. Рекомендации родителям будущих первоклассников

Раздел III. Предшкольное образование детей с отклонениями в развитии

3.1. Особенности готовности детей с отклонениями в развитии к обучению в школе

3.2. Организация и содержание предшкольной подготовки детей с отклонениями в развитии

3.3. Методические рекомендации по предшкольной подготовке детей с отклонениями в развитии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Анализ педагогической практики позволяет констатировать, что многие современные дети с трудом адаптируются к новым условиям школьной жизни с ее интеллектуальными нагрузками не только в связи со слабым физическим состоянием здоровья и наличием психосоматических заболеваний, но и в связи с отсутствием целенаправленного преемственного предшкольного образования: количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, растет с каждым годом. Предшкольное образование в настоящее время не носит обязательного характера и может быть рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы. Преемственность, выступая как педагогическая закономерность, принцип, фактор, условие, способ и средство организации современного образования, в практике реализуется на различных возрастных этапах, во всех звеньях системы непрерывного образования. Но особую остроту она приобретает в педагогической работе с детьми 5-7 лет, то есть на этапе перехода детей от дошкольного образования к систематическому обучению в школе.

В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг. в нашей стране планируется создание системы образования детей старшего дошкольного возраста (предшкольное образование) с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, что требует специальных знаний воспитателя ДОУ и учителя начальной школы об особенностях предшкольного образования и новых подходах к преемственности предшкольного и начального общего образования.

Предшкольное образование призвано обеспечить, в первую очередь, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей необходимое развитие для последующего освоения школьной программы. Сейчас особую актуальность приобрела проблема создания равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста. Для решения данного вопроса необходима разработка новых моделей получения дошкольного образования, новых подходов к его организации, разработка преемственного содержания, позволяющих максимально полно охватить образованием будущих первоклассников

В стране функционируют различные модели предшкольного образования детей:

1. Центр развития ребенка (ЦРР) – организация на его базе предшкольных групп детей с 5 до 7 лет.

2. Предшкольное образование на базе ДОУ, как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой).

3. Предшкольное образование: на базе школы – (4 часа) + на базе ДОУ как вид группы кратковременного пребывания (для реализации воспитательно-образовательных целей).

4. УВК – начальная школа – детский сад, прогимназии.

5. Группы кратковременного пребывания на базе

- Центров образования.

- общеобразовательных школ.

- учреждений дополнительного образования.

6. Домашнее образование (система гувернерской службы на базе ЦРР).

7. Семейное образование по существующим стандарты (под патронатом ДОУ или органов образования, осуществляющих эту деятельность (Школа матерей).

8. Открытие Лекотек и Центров игровой поддержки ребенка.

Лекотеки, которые будут создаваться в дошкольных образовательных учреждениях, призваны обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ослабленным здоровьем и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро- и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности, а Центры игровой поддержки ребенка – психопрофилактику и психокоррекцию нарушений развития личности ребенка на основе использования в практике выравнивания стартовых возможностей будущих школьников.

На базеСтавропольского государственного педагогического института открыта экспериментальная площадка по теме «Психолого-педагогическое сопровождение жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования»» (научные руководители - проф. Н.Б. Ромаева, проф. Р.Р. Магомедов, доц. Е.В. Евмененко) в рамках научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства» (руководитель проф. Л.Л. Редько) и Государственного проекта ИКП РАО «Разработка и внедрение содержание и психолого-педагогических технологий образования детей ставшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии (руководитель акадимик РАО Н.Н. Малофеев). Цель эксперимента: определение антропологических условий психолого-педагогической поддержки жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования (в группе кратковременного пребывания). В ходе эксперимента были выявлены адаптивные возможности детей, не посещавших ранее дошкольные учреждения, определена предметно-методическая основа предшкольного образования, специфика индивидуально-коррекционной работы.

Проведение эксперимента, анализ и обобщение его результатов позволили авторам разработать рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по организации предшкольного образования детей с сохранным и отклоняющимся развитием.

Раздел I. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение организации предшкольного образования

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке организации и функционирования групп кратковременного пребывания детей в образовательном учреждении

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803, постановлением Правительства Калужской области от 27.01.2006 № 19 "Об организации предшкольной подготовки детей в Калужской области", инструктивно-методическим письмом министерства образования, культуры и спорта Калужской области от 07.06.2006 № 1939/021-12 "Об организации и содержании предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста".

1.2. Положение регулирует процесс создания и функционирования групп предшкольной подготовки детей на базе образовательных учреждений (далее - группы предшкольной подготовки), а также определяет порядок взаимодействия участников образовательного процесса в рамках деятельности по предшкольной подготовке детей.

1.3. Организация работы группы предшкольной подготовки позволяет вовлечь детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в процесс формирования основ готовности к начальному общему образованию.

1.4. Группы предшкольной подготовки создаются с целью:

- обеспечения преемственности и непрерывности образовательного процесса с плавным переходом детей в возрасте 5,5-6 лет от дошкольного к начальному общему образованию;

- создания равных стартовых возможностей для детей, поступающих в начальную школу;

- создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, интеллектуального, физического, психического и социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, их готовности к обучению в общеобразовательной школе.

1.5. В своей деятельности учреждение, на базе которого организована группа (группы) предшкольной подготовки, руководствуется Законом РФ "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов, иными нормативными правовыми актами в сфере образования, реализации прав и интересов детей дошкольного возраста.

1.6. Основными функциями группы предшкольной подготовки являются:

- охрана жизни и здоровья детей;

- формирование основ готовности к школьному обучению;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

- коррекция физического, психического, социально-нравственного развития и здоровья детей;

- диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

1.7. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе группу кратковременного пребывания, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, работников группы, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

2. Организация групп предшкольной подготовки

2.1. Группа предшкольной подготовки открывается распоряжением на базе образовательных учреждений при наличии санитарно-гигиенических и противоэпидемических условий с учетом соответствия помещений для учебной, досуговой, игровой деятельности ребенка-дошкольника.

2.2. Группа предшкольной подготовки формируется на основании приказа руководителя учреждения. Группа может открываться в течение учебного года по мере комплектования.

Количество групп предшкольной подготовки в учреждении устанавливается в зависимости от имеющихся условий и численности воспитанников.

Предельная наполняемость группы предшкольной подготовки устанавливается в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

2.3. Для открытия групп кратковременного пребывания необходимы:
- штатное расписание;
- режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей;
- список детей;
- заявления родителей (законных представителей);
- образовательная программа.

2.4. Группы предшкольной подготовки работают в режиме кратковременного пребывания воспитанников. Периодичность работы группы – от 2 до 5 раз в неделю (при необходимости - в выходные дни) в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Количество занятий в день - не более 3. Временной интервал устанавливается с учетом режима работы учреждения и особенностей, режима дня детей старшего дошкольного возраста: в период с 9.00 до 13.00 или с 15.00 до 17.00. Медицинское, социально-педагогическое и психологическое сопровождение ребенка, включенного в процесс предшкольного образования, осуществляется штатным персоналом учреждения, персоналом медицинского учреждения, закрепленным за образовательным учреждением, который наряду с администрацией образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.

3. Комплектование групп предшкольной подготовки

3.1. В группу предшкольной подготовки принимаются в первую очередь дети 5,5-6 лет, не посещающие, посещавшие не на всем протяжении дошкольного детства или посещающие несистематически дошкольное образовательное учреждение.

3.2. Группа предшкольной подготовки может комплектоваться как по одновозрастному принципу (5,5-6 лет;), так и разновозрастному принципу.

3.3. При приеме детей в группу предшкольной подготовки администрация образовательного учреждения обязана ознакомить родителей (законных представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, деятельности учреждения.

3.4. Зачисление детей старшего дошкольного возраста в группу предшкольной подготовки оформляется приказом руководителя образовательного учреждения при наличии:

- заявления родителей (законных представителей);

- справки о состоянии здоровья ребенка

- договор между родителями и образовательным учреждением (при внебюджетных источниках финансирования).

3.5. Отношения между образовательным учреждением, на базе которого функционирует группа предшкольной подготовки, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

3.6. Конкурсный набор и тестирование детей при комплектовании группы не допускаются.

4. Организация образовательного процесса

4.1. Организация образовательного процесса в группе предшкольной подготовки регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемыми руководителем образовательного учреждения, индивидуальной циклограммой деятельности ребенка.

4.2. Образовательный процесс в рамках предшкольной подготовки должен обеспечивать постепенный переход от досугово-игровой к учебной деятельности, развитие детско-взрослого взаимодействия на принципах равноправного сотрудничества при демократическом стиле общения.

4.3. Основными формами образования детей в группах предшкольной подготовки являются развивающие (коррекционно-развивающие), сюжетно-ролевые, театрализованные, компьютерные и подвижные виды игровой и учебной деятельности, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, конструирование и моделирование, детско-взрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

4.4. Отношения в группах предшкольной подготовки строятся на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса, принципах гуманизма, взаимоуважения, сотрудничества и сотворчества педагога и ребенка. Не допускается физическое и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

5. Содержание образования

5.1. Концептуальной основой содержания предшкольного образования является сохранение уникальности, самоценности старшего дошкольного возраста и развитие естественных возрастных приоритетов этого периода детства. Содержание и организация образовательного процесса детей 5,5-6 лет должны обеспечивать оптимальные условия:

- для успешной социализации и адаптации к школе;

- для развития (коррекции) базовых психических процессов (памяти, внимания, речи, воображения, элементарной логики);

- для приобретения коммуникативного опыта;

- для духовно-нравственного и культурного становления личности.

5.2. Содержание предшкольного образования в условиях эксперимента определяется современными образовательными программами для подготовки детей к школе, разработанными учеными Института возрастной физиологии РАО, дидактическими материалами и учебно-методическими пособиями, обеспечивающими достижение конечного положительного результата.

5.3. Учреждение самостоятельно в выборе образовательной программы (набора программ) с учетом требований, определенных пунктом 5.2 настоящего Положения.

Содержание предшкольного образования ориентировано на формирование естественной мотивации ребенка к активной, продуктивной, лично и социально значимой деятельности, стремления познавать мир, обогащать собственный опыт, бесконфликтно общаться.

Содержание предшкольного образования нацелено на формирование:

- фундамента ключевых компетенций, развитие которых должно происходить поэтапно и постепенно на протяжении всего периода школьного образования;

- основ духовно-нравственного облика личности, определения личных и усвоения общечеловеческих ценностей;

- положительного отношения к школе, желания учиться, стремления к познанию и освоению нового, т.е. основ активной жизненной позиции;

- интереса к собственной личности и окружающему миру; стремления к продуктивному общению со взрослыми и сверстниками;

- позитивной самооценки и уверенности в себе;

- индивидуальных способностей и дарований, развитие которых будет осуществляться на последующих этапах образовательной системы;

- основ культуры здоровья и навыков самостоятельной организации здорового образа жизни;

- адаптивной образовательной среды, основанной на принципах помощи и поддержки.

6. Права и обязанности участников образовательного процесса

6.1. Участниками образовательного процесса в группах предшкольной подготовки являются дети в возрасте 5,5-6 лет, их родители (законные представители), педагогические работники.

6.2. Права, обязанности и социальные гарантии педагогических работников группы предшкольной подготовки определяются законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, на базе которого открывается группа, трудовым договором, определяющим функциональные обязанности и квалификационные характеристики.

6.3. Руководитель образовательного учреждения определяет функциональные обязанности педагога, работающего с детьми старшего дошкольного возраста.

К педагогическим работникам группы предшкольной подготовки предъявляются требования, соответствующие квалификационной характеристике по должности.

Администрация общеобразовательного учреждения, осуществляющая непосредственное руководство экспериментальной деятельностью группы предшкольной подготовки, подотчетна в своей деятельности учредителю.

7. Финансирование деятельности групп предшкольной подготовки

7.1. Финансирование кратковременной группы производится за счет бюджетных средств, а также внебюджетных средств - за счет кооперирования средств учредителей, родителей, меценатов и спонсоров.

Приложение к Положению о группе предшкольной подготовки

СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ п/п Ф.И.О. Ребенка Дата рождения ребенка Посещал ли ДОУ? Примечания
         

Программа

предшкольного образования для детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу»

Пояснительная записка

Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации об образовании). В концепции непрерывного образования особенно выделены следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.

В соответствии с «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации», одобренными Правительством Российской Федерации 9.12.2004г. (протокол №47, раздел I), одним из ведущих направлений является обеспечение доступности качественного общего образования.

Как отмечает М. М. Безруких: «С этой целью, необходимо осуществить выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Для реализации такой цели целесообразно создавать условия для массового образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»)».

Неоднозначные мнения об условиях, характере содержания предшкольного образования объясняют необходимость разработки программы предшкольного образования в рамках экспериментальной деятельности на базе Ставропольского Государственного педагогического института по теме «Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования».

Основу программы «Скоро в школу» составляют рассмотренные ниже документы и положения.

В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» закона «Об образовании» (от 05.08.2004г.) содержание образование определяется как один из факторов экономического и социального прогресса общества. Отмечается, что оно должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Самореализация личности (Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров) – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Основная черта самореализующейся личности: стремление к признанию своего образа «Я» окружающими. Ключ к самореализации лежит в воспитании творческой личности посредством организации таких видов деятельности, в которых осуществляется ее саморазвитие.

Задача педагогов в рамках предшкольного образования заключается в создании условий для деятельности, в которой ребенок может почувствовать, что в ней он нужен людям как неповторимая индивидуальность. В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Ш.А.Амонашвили, М.М.Безруких, Р.Н.Бунеев, Н.Ф.Виноградова, А.В.Воронцов и др.) отмечается, что «наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения; гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять».

Основной целью программы «Скоро в школу» является создание условий для творческой самореализации личности ребенка предшкольного возраста.

Реализация содержания программы предполагает решение следующих приоритетных задач:

- формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения, которые являются залогом успешного саморазвития личности и ее дальнейшей самореализации;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетенций в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и с детьми).

Основные принципы реализации программы

- принцип гуманизма как утверждение нормы уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

- принцип открытости человека изменяющемуся миру;

- принцип самоценности каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития ;

- принцип индивидуализации образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка.

Психолого-педагогические условия реализации программы

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Принципы отбора содержания программы

При отборе содержания программы «Скоро в школу» используются устоявшиеся в дидактике принципы, но особое внимание обращается на те из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

Принцип интеграции придает особое значение предметам естественно-научного, гуманитарного и художественно-эстетического цикла, усиливает долю творческой деятельности детей.

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является идея комплексных занятий.

Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры Росси и данного региона. Возможный путь реализации этого принципа - сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка, при этом сохраняется инвариантный минимум образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ, на получение равного с другими детьми дошкольного образования.

Содержание программы представлено следующими блоками: «Познаем окружающий мир», «Познаем числа и знаки», «Познаем грамоту, развиваем речь».

Занятия с детьми (5,5 – 6,5 лет) проводятся 3 раза в неделю с 11.00 до 12.40 продолжительностью 30 мин. каждое. Количество детей в группе – 15 человек.

Примерная сетка занятий на неделю

Понедельник 11.00-12.40

11.00-11.30 познаем окружающий мир

11.40-12.10 развиваем речь

12.20-12.40 индивидуальная коррекционная работа с детьми

Вторник 11.00-12.40

11.00-11.30 познаем числа и знаки

11.40-12.10 познаем грамоту

12.20-12.40 индивидуальная коррекционная работа с детьми

Среда 11.00-12.40

11.00-11.30 познаем окружающий мир

11.40-12.10 познаем числа и знаки

12.20-12.40 индивидуальная коррекционная работа с детьми

Содержание программы

Блок «Познаем окружающий мир»

В пять-шесть лет ребенок все чаще бросает свой взор на окружающий его мир и перспективу его познания. Именно у детей предшкольного возраста наблюдается пик познавательной активности. Познавательные потребности ребенка можно выразить девизом «Хочу все знать!».

У детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение нет упорядоченной информации об окружающем мире, что не всегда позволяет справиться с потоком поступающих сведений. Такое несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и угасанию интереса к познанию окружающего, что в свою очередь тормозит развитие любознательности, самостоятельности, инициативности и познавательной активности ребенка 5-7 лет.

Для того чтобы удовлетворить стремления ребенка в познании окружающего мира, в арсенале ребенка шестого года жизни должны быть различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо); слово, т.е. объяснения, рассказы взрослого; знакомство с различными источниками информации (книга, компьютер, телевизор). Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.д.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них.

Предлагаемый материал по ознакомлению детей с окружающим миром представлен в календарно-тематическом планировании познавательных занятий, цель которых отражена в содержании основного блока «Познаем окружающий мир».

Основной целью блока «Познаем окружающий мир» является формирование у ребенка 5-7 лет целостной картины мира, мироощущения, воспитание бережного отношения к миру посредством овладения различными способами деятельности.

Задачи:

- формировать элементарные естественно-научные представления об окружающем мире (комплексное знание о природе, многообразии ее объектов и явлений);

- систематизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

- формировать представление о географической карте, глобусе; научить читать элементарные географические карты;

- уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках; учить различать окружающие предметы, знать их назначение и свойства (из чего сделаны);

- учить адекватным, социально-приемлемым способам выражения своего отношения к окружающему, доброжелательному и мотивированному высказыванию своих притязаний; продолжать воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знаковые системы);

- систематизировать получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);

- развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности ребенка;

- воспитывать любовь, уважительное отношение к родному краю, Родине, уважение к людям труда, творческое, созидательное отношение к природе, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

Основные требования к уровню подготовки выпускников предшкольной группы

В результате изучения блока «Познаем окружающий мир» ребенок может:

- выполнять элементарные правила поведения в городе и на природе;

- владеть информацией о службах помощи;

- знать свой адрес, название города, страны;

- выделять родственные связи;

- иметь представления о сезонных изменениях в природе;

- иметь представления об условиях роста растений и обитания животных;

- знать и различать зимующих и перелетных птиц;

- иметь представления о погодных условиях в различных частях света в разное время года;

- иметь представления о растительном и животном мире разных стран;

- иметь представление об образе жизни разных народов;

- иметь представления о трех состояниях воды в природе;

- иметь обобщенные представления о сезонных изменениях и явления в природе.

Содержание

Раздел I. Картина мира (17 занятий)

Наш мир многообразен. Земной шар населяют люди разных национальностей. Наша Родина – Россия, в ней много городов и сел. Москва – столица, главный город. Существуют разные страны, представляющие собой Родину для других людей. Общие сведения об особенностях флоры и фауны, культуры разных стран и народов.

Наша армия. Защитники Отечества.

Ставропольский край, город Ставрополь – наша малая Родина, его климатические, географические и культурные особенности. Традиционные праздники.

Изображение ближнего и отдаленного пространства с помощью условных знаков и символов на картах (планы местности, виды карт).

Зависимость образа жизни людей от природных условий (устройство дома, одежда, распорядок дня).

Раздел II. Основы безопасного поведения (6 занятий)

Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.

Экскурсия по своему району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице. Транспорт, его виды.

Раздел III. Времена года (6 занятий)

Осень-время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.

Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.

Весна – время пробуждения в природе. Птицы возвращаются домой, вьют гнезда. У жив

Наши рекомендации