Современный урок. Критерии анализа урока.
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Появилось много вариантов проведения урока: урок – экскурсия, урок – мастерская – педагогическая мастерская, урок – исследование (детям дается задание, и дети учатся сами), урок – праздник, урок - игра
Критерии анализа современного урока:
1.Целеполагание. Учащиеся самостоятельно выходят на цели и задачи урока
2.Признание ученика носителем субъективного опыта. Учитывается опыт учащихся
3. Методы обучения на уроке. Частично – поисковый метод
4. Тип урока. Различные типы уроков (урок открытия новых знаний, урок закрепления, обобщения, систематизации, контроля и т.д.)
5. Этапы урока. Гибкая структура урока (организационный момент, целеполагание, принятие учебной задачи, актуальность знаний, применение умений и навыков, самостоятельная работа и рефлексия)
6. Индивидуальная работа. Большая доля индивидуальной (самостоятельной) работы, вариативность практически на каждом уроке
7. Наглядность. Индивидуальная
8. Формы организации. Преобладание групповой, парной работы
9 Рефлексия. Обязательный этап урока, личное отношение учащегося (по желанию)
10 Оценочная деятельность. Преобладает самооценка и взаимооценка
11 Домашнее задание. Задание по выбору, вариативность, возможность выбора домашнего задания
Этапы анализа:
1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:
· на новые образовательные стандарты.
· Ориентация Нацеленность деятельности на формирование УУД.
· Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.
5. Содержание урока:
· Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям.
· Соответствие содержания урока требованием программы.
· Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
· Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.
6. Методика проведения урока:
· Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
· Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера: («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
· Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объём и характер самостоятельной работы.
· Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т.д.)
· Применение диалоговых форм общения.
· Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
· Осуществление обратной связи: ученик-учитель.
· Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
· Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разног уровня обученности.
· Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
· Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.
· Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
7. Психологические основы урока:
· Учет учителям уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
· Реализация развивающей функции обучения. Развития качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
· Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
· Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.
8. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)
БИЛЕТ № 13