Вопрос 1. Воля: определение, процессы, волевые качества.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции - активизирующую и тормозящую.
Важнейшие волевые качества:
• целеустремленность
• самообладание
• мужество
• смелость
• решительность
• храбрость
• самостоятельность
• инициативность.
Основные пути формирования воли:
• повышение мотивов деятельности;
• систематическое накопление опыта волевых действий;
• волевые тренировки;
• активизация самовоспитания воли и волевых качеств.
Вопрос 2. Педагогическая поддержка: содержание тактики «Помощь»
Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха».
Тактика «помощи», в основном, рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.
Если ребёнок или подросток не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, важен, нужен, то у него с каждым днем теряется возможность быть сопричастным к тому, что там происходит. Многие дети защищается от проблемы, блокируя свою активность. Такой способ защиты делает человека как раз абсолютно беззащитным и беспомощным.
Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребёнок не должен разочароваться в себе и в людях, поскольку это разочарование может ещё больше укрепить в нем страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от этого разочарования. «Помощь» восстанавливает у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей. Там, где она им была потеряна, там он должен её и найти — найти себя среди других.
Кредо помощи: ребёнок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Причём, помощь более эффективна, если её опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное пространство» для пробы сил. Ребёнку нужен успех, и тактика помощи может создать для этого условия.
Ситуация успеха - это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Общий технологический алгоритм ситуации успеха:
создание атмосферы доброжелательности,
снятие страха перед предстоящей деятельностью,
авансирование успешного результата,
внесение мотивации в предстоящую деятельность,
скрытое инструктирование о способах и формах деятельности,
выделение персональной исключительности,
выражение педагогического внушения,
оценка детали.
Создание атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.
Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка-не пытка. Авансирование успешного результата. Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…». Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.
Внесение мотивации в предстоящую деятельность. Т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том, почему нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на Другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других.
«Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха: в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих, в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости, после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.
«Скрытое инструктирование» о способах и формах деятельности.Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…», «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…». Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».
Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».
Педагогическое внушение.Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».
Оценка детали.Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».
БИЛЕТ № 7