Систематика и статистика специальной педагогики 1.3.1. Классификации нарушений

Множественность вариаций нарушений у человека затрудня­ет создание их универсальной классификации. Нарушение, не­достаток развития может возникнуть внезапно после несчастно­го случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на про­тяжении длительного времени, например, вследствие воздейст­вия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, на­рушение могут устраняться (полностью или частично) медицин­скими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.

Как было установлено в предыдущем разделе, в качестве уни­версального, собирательного, применяемого в широком смысле термина, обозначающего недостаток физической или психической сферы человека, сегодня принят термин ограничение (возмож ностей), в англоамериканской профессиональной речевой среде -handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения рас­сматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих от­ношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социо­логии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соот­ветствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основа­ниями являются следующие:

причины нарушений;

виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

В основе последней педагогической классификации (М.Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции по­ложен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

глухие;

слабослышащие;

позднооглохшие;

незрячие;

слабовидящие;

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе ко­торой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный ап­парат, хронические заболевания);

сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нару­шения движений, психические и речевые нарушения).

Данная классификация значима для педагогики лишь как обоб­щенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более зна­чима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.

В сфере социальной защиты, социально-трудового права зна­чимой является классификация по причинам возникновения на­рушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставле­ния материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:

врожденное нарушение развития;

несчастный случай, стихийное бедствие;

производственная травма;

профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;

дорожно-транспортное происшествие;

участие в боевых действиях;

экологические преступления;

болезнь;

прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недос­татка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для пла­нирования индивидуальной программы специальной педагогиче­ской помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики является классификация по последствиям недостатков, которые влияют на дальнейшую жизнь человека - на его потребность в специальном образовании, реабилитации (медицинской, психологической, со­циальной, профессиональной), уходе, обеспечении специальными техническими средствами и др.

Английские специалисты (М.Варнок, 1979) предложили пере­крестную классификацию, в которой указаны не только нарушен­ные сферы организма и функций человека, но и степень их пора­жения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каж­дого конкретного человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с достаточно большой долей вероятности определить социально и образовательно-зна­чимые особые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекцион-но-образовательной деятельности: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, под­вижность, возможность различных видов деятельности, возмож­ность занятости, возможность социальной интеграции и социаль­но-экономической независимости.

Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.

1.3.2. Статистика специальной педагогики

Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизован­ных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедея­тельности.

Тем не менее абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограничен­ными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокуль­турные условия и недостатки обеспечения медицинской и педаго­гической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например европейским критериям, данные о количестве различ­ных категорий лиц с ограниченными возможностями.

Характер статистических данных той или иной страны опреде­ляется также уровнем ее цивилизованности, качеством медицин­ской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте зани­мают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические рбразовательные затруднения -нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского на­селения не позволяет выделить эту проблему.

Тем не менее сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными катего­риями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место - с нарушением интеллекта (около 20%), третье - с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности состав­ляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показате­ли, что позволяет опираться на статистические данные при опре­делении направлений в социальной политике государства, в орга­низации системы образования, здравоохранения, социальной за­щиты, в финансировании и планировании развития этих социаль­ных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс. человек прихо­дится 3 слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет при­ходится 4-5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испы­тывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новоро­жденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.

В разных возрастных категориях разный (больше-меньше) процент тех или иных нарушений развития (это изменения, обу­словленные возрастом, т.е. физиологическими закономерностями развития человека в различные возрастные периоды). Так, в воз­растной группе людей после 50 лет заметно возрастает число страдающих нарушением слуха.

В нашей стране также ведется статистический учет лиц с огра­ниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребно­стями. О детях дошкольного возраста относительно полные ста­тистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.

Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.

В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к катего­рии детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в до­школьных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми.

Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

К системе школьного специального образования России отно­сятся: 1461 школа для детей с нарушением интеллекта, где обуча­ются 207836 учащихся; 84 школы-интерната для глухих детей с 11413 учащимися; 75 школ-интернатов для слабослышащих детей с 10963 учащимися; 3040 незрячих учеников обучаются в 18 шко­лах-интернатах для слепых детей, 61 школа-интернат для слабо­видящих, где обучаются 8605 учеников; 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают помощь 6171 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического развития, где обучаются 12562 учащихся; 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обу­чаются 11362 ребенка.

В 15% случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяже­лыми формами умственной отсталости, осложненными другими недостатками развития - нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. До недавнего времени эта категория детей квалифицировалась как необучаемая (в общепринятом смысле школьного обучения). Поэтому часто эта категория лиц с ограниченными возможностями остается вне образовательного пространства, хотя сегодня доказано, что при систематической и профессионально выполняемой коррекционно-педагогической ра­боте эти дети способны к освоению простейших форм социально­го поведения, общения, культурно-гигиенических навыков и на­выков самообслуживания, что, безусловно, также является обуче­нием. Тем не менее эти дети находятся в большинстве случаев в закрытых интернатных учреждениях - интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь. Сегодня в нашей стране около 32 тыс. таких детей и подростков.

К системе специального образования относятся специальные классы в образовательном учреждении (школе) общего назначе­ния, предназначенные для разных категорий учащихся с наруше­ниями развития, преимущественно для детей с нарушениями ин­теллекта. В настоящее время число обучающихся в них детей со­ставляет около 200 тыс. человек. Около 34 тыс. детей и подрост­ков с ограниченными возможностями обучается на дому или в школах индивидуального (надомного) образования.

Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с от­сутствием специальных профильных образовательных учрежде­ний на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного ап­парата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и спе­циалистов для обучения детей этой категории.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жиз­недеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особен­но в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в воз­расте 8-13 лет (это связано с поздним сроком выявления откло­нения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).

В детской популяции существует не поддающаяся точному уче­ту обширная группа детей, которые не имеют официального ста­туса инвалида, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний.

Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные воз­можности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспо­собности.

Наши рекомендации