Учебная практика (летняя психолого-педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях)
Учебная практика ориентирована на подготовку студентов к принятию новой роли отрядного вожатого, воспитателя, организатора детского досуга и является базой для дальнейшей практической работы в детском оздоровительном лагере; направлена на приобретение методом погружения практических навыков профессиональной деятельности социального педагога, психолога, педагога-воспитателя группы (отряда) детей и подростков.
Цель учебной практики: Знакомство с основными формами и методами работы отрядного вожатого, воспитателя, организатора детского досуга; организация социально-значимой деятельности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Содержание практики: Нормативно-правовые аспекты работы воспитателя детского оздоровительного лагеря. Знакомство с особенностями организации взаимодействия и работы воспитателя в детском оздоровительном лагере. Исследование особенностей развития детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты деятельности вожатого. Организация работы по подготовке детских массовых мероприятий. Оформление отрядного уголка и отрядного места, праздников. Методика проведения отрядных огоньков. Разработка примерного плана работы отряда. Изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья, условий жизни и воспитания. Организация трудовой деятельности детей. Организация игровой, спортивно-оздоровительной и художественно-творческой деятельности детей в отряде и кружковой деятельности в лагере. Проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими проблемы межличностного общения в коллективе. Изучение этической стороны взаимоотношений членов педагогического коллектива лагеря.
Учебная практика (практика в профильных учреждениях)
Цель практики: овладение и закрепление умений и навыков социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в социальных учреждениях различного типа.
В данном виде практики студенты под руководством руководителя практики от принимающего учреждения овладевают умением проектировать социально-педагогическую работу с определенным ребенком или группой, учатся применять различные технологии при работе с различными категориями детей, выполнять профессиональные функции специалиста в комплексе.
Содержание практики предполагает: осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организацию комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; организацию социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда; организацию посредничества между обучающимися и социальными институтами.
Производственная практика (психолого-педагогическая практика)
Цель практики: совершенствование комплекса профессиональных умений в процессе самостоятельной работы.
Содержание практики: Знакомство с социально-педагогическим учреждением или углубленное изучение особенностей деятельности учреждения. Знакомство с системой работы социального педагога по комплексному сопровождению ребенка или группы лиц, имеющих проблемы. Составление индивидуального плана работы. Изучение и анализ технологий комплексного сопровождения детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации или группы риска в базовом учреждении. Проектирование собственной профессиональной деятельности по решению вопросов развития и помощи конкретному ребенку (группе) или преобразования какого-либо объекта. Помощь специалисту в его повседневной работе. Анализ хода и обобщение результатов практики.
Производственная практика (преддипломная практика)
Цель практики: совершенствование комплекса профессиональных умений и компетенций бакалавров в процессе самостоятельной работы в должности социального педагога. Базами для похождения практики являются: учреждения социальной инфраструктуры детства, учреждения, находящиеся в ведении Департамента по молодежной политике, учреждения образования и здравоохранения, в которых реализуется социально-педагогическая деятельность.
Содержание практики: 1) составление индивидуального плана-графика прохождения практики; 2) анализ содержания и структуры социально-педагогической деятельности в учреждении, знакомство с документацией специалиста и порядком ее ведения; 3) сбор экспериментальных материалов для написания выпускной квалификационной работы, изучение различных источников и специальной литературы, имеющейся в данной организации; 4) составление психолого-педагогической характеристики одного ребенка; 5) проведение социально-педагогической работы согласно плану работы, ее анализ.
Требования к итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация включает государственный экзамен по профилю подготовки «Психология и социальная педагогика» и защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика».
Программа государственного экзамена включает вопросы по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика». Тематика экзаменационных вопросов имеет комплексный характер и соответствует избранным разделам из различных учебных циклов, направленных на формирование конкретных профессиональных компетенций выпускника.
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в период прохождения производственной практики (преддипломной практики) и в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы; представляет собой самостоятельное и логически завершенное научное исследование, связанное с решением профессиональных задач одного из направлений социально-педагогической деятельности.