Структура СИ (Ян Щепаньский)
1. Цель и сфера деятельности института
2. Функции, предусмотренные для достижения цели
3. Нормативно обусловленные социальные роли и статусы
4. Средства и учреждения для достижения цели и реализации функций, а также соответствующие функции.
На основе предметного критерия выделяют политические институты (государство, армия, партии), экономические институты (собственность, налоги) и родства (брак, семья), институты, действующие в духовной сфере (наука, образование, мк).
Под сферой PR принято понимать совокупность социальных практик, то есть видов деятельности, связанных с целенаправленным производством и функционированием в обществе эффективных систем публичных коммуникаций социальных субъектов, обеспечивающих прирост паблицитного капитала последних и оптимизацию их взаимодействия с целевой общественностью.
В сферу PR включен не только PR, но и связанные с ним виды деятельности по производству паблицитного капитала, информированию общественности, регулированию информационной деятельности…
Субъектное пространство сферы ПР
1. Субъекты, составляющие субъектное измерение ПР – базисные и технологические.
2. Общественность (внеш и внутр)
3. Государственные и негосударственные институты, формирующие нормативно-правовую базу для ПР-деятельности, осуществляющие ее регулирование и контроль.
4. Профессиональные сообщества, общественные объединения и ассоциации специалистов в сфере ПР.
5. Институты профессионального обучения и образовательные центры подготовки и повышения квалификации PR -спец-в.
6. Субъекты, занимающиеся изучением сферы PR. (пиарологи).
7. Институты диагностики общественного сознания.
8. Субъекты смежных сфер деятельности, связанных с воздействием на массовое сознание (СМИ, реклама, маркетинг).
Сфера PR полисубъектна и неоднородна, так как интегрирует различные виды деятельности, связанные с менеджментом паблицидного капитала, публичных дискурсов.
Институт PR – функционирующая в социуме, устойчивая, номенклатурно-закрепленная совокупность ролей и статусов, предназначенных для решения общественно-необходимых задач, обеспечивающая публичный эффект коммуникаций социальных субъектов, направленных на оптимизацию их отношений с целевой общественностью.
Это особая форма социальной организации, способ социального закрепления специфических видов деятельности, связанных с выполнением общественно-необходимых задач, а именно оптимизации взаимодействия социальных субъектов и их общественности.
Основная цель данного института– обслуживание общественной потребности, связанной с обеспечением эффективного партнерского публичного дискурса для множества социальных субъектов, представленных в социуме и для каждого из них в отдельности, если они желают увеличить свой паблицидный капитал легальным и легитимным способом.
Сфера PR, как наиболее общее образование интегрирует в себе институт ПР, совокупность PR -практик и смежных с ними управленческих и коммуникационных практик.
Анализ института PR
Институт PR в целом отвечает признакам социального института: имеет соответствующую субъектную структуру и вытекающие из нее статусно-ролевые нормативные характеристики (Признаки СИ:Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; Определенная организация; Наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках СИ; Наличие социально-значимых функций института).
Признаки PR, как СИ:
Институт PR предполагает наличие устойчивых совокупности ролей, в которых выступают различные субъекты, участвующие в обеспечении эффективного партнерского публичного дискурса.
Субъектная структура института PR – элемент субъектного пространства сферы PR. Так как субъектное пространство сферы PR шире, то совокупность субъектов института PR входит в него, образуя ядро.
Сл 5 Итак, Субъектная структура института PR включает:
· Общественность: широкую и целевую
· Предметные базисные субъекты ПР.
· Функционально-стратегические базисные субъекты ПР (для кого делается ПР)
· Технологические субъекты ПР.
· Субъекты, регламентирующие деятельность ПР
· Сообщества и ассоциации по СсО
· Субъекты образования и подготовки кадров для профессиональной деятельности в сфере ПР
· Субъекты, изучающие и исследующие ПР-деятельность.
Институт PR представляет собой форму социальной организации, в которой каждый вид деятельности закреплен за определенным субъектом.
Одним из атрибутов социального института является система правового регулирования, которая формирует рамки института, порядок его функционирования и его структуру.
Фундаментом нормативной системы института является Конституция, где формулируется основные положения, определяющие статус публичной коммуникации, закрепляются важнейшие политические права и свободы, среди которых право граждан на информацию, свободу выражения мнений.
Ст 29 Конституции РФ гласит, что Никто не мб принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый гражданин имеет право получать, передавать или распространять информацию любым законным способом.
Закон о СМИ и рекламе,где регламентируются нормы поиска, получения, производства, распространения МК, говорится о недопустимости цензуры и злоупотребления свободой информации, раскрываются права и обязанности журналистов и редакций, а также способы контроля и санкции за нарушение закона.
Закон о рекламе включает правила размещение и распространения рекламы, меры защиты от недобросовестной конкуренции, определяет права и обязанности рекламодателей. Данный закон распространяется на коммерческую и социальную рекламу, не затрагивая политической рекламы. Эту сферу регулируют другие законы о проведении предвыборных и избирательных кампаний, осуществлении агитации…
Существуют нормы, не имеющие формального юридического закрепления – профессионально этические кодексы, декларации, хартии.
Все эти документы задают образец поведения в рамках института ПР, определяют санкции, которые применяются к субъектам, нарушившим предписания, отвергающим их, либо допускающих девиантное поведений. Санкции могут иметь административно-юридический или моральный характер.
Технологические функции ПР
СЛ 2 Синяева (функции технологического субъекта):
1. Аналитико-прогностическая, направленная на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики, методики изучения партнеров, оценку общественного мнения и подготовку аналитических данных для принятия решений.
2. Организационно-технологическая – деятельность по проведению и организации ПР-кампаний, деловых встреч, конференций, выставок с участием СМИ.
3. Информационно-коммуникативная – производство и тиражирование информации, при выполнении информационной и рекламной работы.
4. Консультативно-методическая – помощь в организации и налаживании отношений с общественностью, разработка модели сотрудничества, ПР-кампаний.
Сл 3 С. Катлип (социальные роли):
1. ПР – планируемая и поэтапная работа, часть менеджмента.
2. ПР имеет дело с взаимоотношениями между организацией и общественностью.
3. ПР ведет мониторинг сознания, мнений, отношений и поведений как внутри, так и за пределами организации.
4. ПР анализирует влияние политики на общественность.
5. ПР модифицирует политику действий, когда они входят в конфликт с интересами аудитории.
6. ПР устанавливает и поддерживает взаимоотношения между организацией и общественностью.
7. ПР корректирует мнения, отношения, поведение внутри и за пределами организации.