Структура норм российского права (логическая структура и структура норм-предписаний).

Гипотеза – структурный элемент нормы права указывает на жизненные условия, фактические обст-ва вступления нормы в действие и реализации ее диспозиции. Гипотезы делятся на: простые и сложные. Простая предполагает 1 условие, через которое реализуется юр. норма (договор найма жил помещ. Заключ. В письменной форме). Сложная – это наличие 2-х или более условий (не треб-ся согласия родителей ребенка на его усыновление, если они не известны или признаны судом безвестно отсут., недееспособными, лишены родительских прав). Разновидностью сложной является альтернативная ( возможен выбор 1-го из предлагающихся условий).

Диспозиция – структурный элемент нормы права, в котором определяются права и обяз-ти субъектов права и устанавливает возможный и должный вар-т их поведения. Диспозиции: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Санкция – структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний. Санкции: 1) по отраслям уголовн., гражд, администр., дисципл., - правовые; 2) абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные; 3) Правовосстановительные, штрафные.

Структура норм-предписаний. Специализированные правовые нормы соответствуют нормам права, например клетка живого организма выполняет каждая свою функцию, следовательно норма может иметь диспозицию, гипотезу, но не иметь санкции (особенная часть УК РФ – понятие воинского преступления не содержит санкции. В конституционном праве существуют позитивные (признание выборов состоявшимися) и негативные санкции (роспуск Госдумы, импичмент президента – содерж. в Конституции).

В 45.

Способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государствен­ной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель:

—может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

—может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

—может элементы нормы права изложить в нескольких ста­тьях одного и того же нормативного акта;

—может элементы нормы права изложить в нескольких ста­тьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1)прямой способимеет место тогда, когда норма права непо­средственно излагается в статье нормативного акта;

2)отсылочный (ссылочный) способимеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3)бланкетный способимеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще.

В 46.

Виды норм права. Норма права — это общеобязательное, формально определен­ное правило поведения, установленное и обеспечиваемое госу­дарством и направленное на урегулирование общественных отно­шений. Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они подразделяют­ся на:

— исходные нормы,которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пре­делы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);

—общие нормы,которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

—специальные нормы,которые относятся к отдельным ин­ститутам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие,
корректируют временные и пространственные условия их реа­лизации, способы правового воздействия на поведение личнос­ти);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (поотраслевой принадлежности) — на конституционные, граждан­ские, административные, земельныеи т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные(уголов­ные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные(уголов­но-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования — на: императивные(содержащие властные предписания); диспозитивные(содержащие свободу усмотрения); поощрительные(стимулирующие социально полезное пове­дение); рекомендательные(предлагающие наиболее приемлемыйдля государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные(со­держащиеся в законах) и временные(содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в опре­деленном регионе в связи со стихийным бедствием).

В 47.

Нормативно-правовые акты: понятие, виды и роль в механизме правового регулирования.Нормативно-правовые акты – это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Они являются государственными по своему характеру, издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. За их нарушение наступают уголовно-правовые, гр.-правовые или др. юрид. последствия. Актами, издаваемыми госорганами являются: законы, указы, декреты, постановления правительства, приказы министров, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти.

Виды: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы; нормативно-правовые акты Президента: указы; нормативно-правовые акты правительства: решения, постановления, распоряжения; норматвно-правовые акты министерств, ведомств: приказы и инструкции, содержащие нормы права, постановления, положения, письма, уставы. Они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни. Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Локальные нормативные акты. Нормативный договор. Обычай как источник права. Международные договоры России.

Роль в МПР – форма закрепления и выражения правовой нормы.

В 48.

Закон: понятие и виды. Проблемы законотворческого процесса в современной России.Закон это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов может проводится по различным основаниям: 1/ по их юридической силе - Конституция, федеральные конституционные, федеральные обычные; 2/ по субъектам законотворчества - принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти; 3/ по сфере действия - федеральные и субъектов федерации; 4/ по отраслевой принадлежности - содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.п.; 5/ по внешней форме выражения - конституция, кодекс, устав, закон и т.п.; 6/ по срокам (времени) действия - постоянные, временные, относительно-ограниченные; 7/ по кругу лиц - граждане, иностранцы, юридические лица, общественные объединения и т.п.; 8/ по времени вступления в силу - немедленно, со дня, указанного в законе, по истечении определённого срока и т.п.

Проблемы законотворческого процесса в современной России.Законотворческий (законодательный) процесс - главная составная часть правотворческого процесса, являющаяся прерогативой парламента. Конечный результат - закон, нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Законодательный процесс имеет несколько стадий: 1/ законодательная инициатива - право определённых субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект ( в РФ круг субъектов законодательной инициативы очерчен в ч.1 ст. 104 Конституции РФ). Законодатель обязан рассмотреть предложение и законопроект, но вправе принять или отклонить его. Чаще всего субъектом законодательной инициативы выступает правительство - высший орган исполнительной власти, более всего нуждающийся в законодательной основе проводимой им политики; 2/ рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах парламента. Возможно направление законопроекта в организации, учреждения, промышленные предприятия и др., профессиональные и иные интересы которых он затрагивает. В период существования СССР практиковалось так называемое «всенародное обсуждение» законопроектов. Как отмечают учёные, подобные мероприятия имели чисто пропагандистский характер, поскольку не выработан механизм реального учёта высказываемых предложений, суждений, мнений о предлагаемом законопроекте; 3/ обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат. Эта стадия может иметь различные варианты развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат на доработку в комиссиях и комитетах парламента; в) второе чтение; г) третье чтение; 4/ принятие законопроекта парламентом, подписание законопроекта главой государства, опубликование текста нового закона в средствах массовой информации.

В 49.

Подзаконные акты: понятие и система в РФ.Это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенных по иерархии:

1. Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.

Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка, Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения - это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, а пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственного банка, Государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В 50.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

●Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закон; «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». (См.: Российская газета, 1994,15 июня).

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1.если в самом законе об этом сказано; 2.если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: по истечении срока действия акта, на который он был принят в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отме­не данного акта (прямая отмена).

●Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия ор­гана, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

●С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных ор­ганов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданст­ва. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, рас­пространяющиеся только на отдельные категории граждан и долж­ностных лиц.

В 51.

Злоупотребление правом- в его буквальном понимании термин означает употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный субъект обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит какой-либо ущерб правам других лиц или обществу в целом. Например, член семьи нанимателя жилого помещения, злоупотребляя своим правом, без каких-либо причин не даёт согласия на обмен, ущемляя тем самым права других членов семьи. Злоупотребление правом - явление правовое, ибо предполагает: 1/ наличие у лица субъективных прав; 2/ деятельность по реализации этих прав; 3/ использование прав в противоречие их социальному назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам; 4/ отсутствие нарушения конкретных юридических запретов или обязанностей; 5/ установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом; 6/ наступление юридических последствий. В общем виде недопустимость злоупотребления правом закреплена в ст. 10 ГК РФ. В исключительных случаях, когда степень общественной опасности злоупотребления правом велика, законодатель определяет его как правонарушение, нормативно его запрещая и снабжая норму юридической санкцией. Таковы, например, ст. 201, 202, 285 УК РФ, ст. 284, 285, 293 ГК РФ, ст. 69 СК РФ. Законодательство России предусматривает такие последствия злоупотребления правом: 1/ признание недействительным его последствий (признание недействительной сделки, совершённой с целью, противной основам правопорядка и нравственности - ст. 169 ГК РФ); 2/ прекращение использования права без его лишения (ст. 72 ЖК РФ ограничивает возможность использования права на обмен жилого помещения, если он носит корыстный характер); 3/ отказ в государственной защите субъективного права (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

В 52.

Понятие и виды форм (источников) права и их значение в различных правовых системах.Формы права — это способ выражения во вне юридических правил поведения. Категорию «источник права» можно трактовать в трех аспектах: ● источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); ● источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); ● источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

В формах права проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь. Так, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование (см.) юридических предписаний выдающимися правоведами того времени. Состояние феодального общества также обусловило множественность форм (источников) права, закрепляющих «кулачное право» сильного. Это и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), это и получившие особенно широкое распространение религиозные правила (Коран, каноническое право), это и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных учёных-юристов. Пришедшая к власти буржуазия, сохранив в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом, в качестве основной формы права установила нормативно-правовой акт.

В российской правовой системе утвердились следующие формы права:

1/ правовойобычай - одна из наиболее древних разновидностей социальных норм, исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в при­вычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно статьи 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обы­чаями делового оборота). Обычай зачастую регулирует такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или преждевременно, или нежелательно. Нередко законодатель возводит обычаи в ранг правовых (санкционированный обычай), ссылается на них в нормативно-правовых актах. Так, в пункте 1 статьи 19 ГК РФ указывается, что «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

2/ правовой прецедент - решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д. Его элементы имеют место в российской правовой системе, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами;

3/ нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 года). В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учёта многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор. Они получают всё более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском и других отраслях права;

4/ нормативно-правовой акт - основная и наиболее совершенная форма современного российского права.

В 53.

Правотворчество: понятие, принципы, виды.Правотворчество — это деятельность, прежде всего государст­венных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Черты правотворчества:

- оно представляет собой деятельность активную, творчес­кую, государственную;

- основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах;

- это важнейшее средство управления обществом, здесь фор­мируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

- научность;

- профессионализм(заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и другие);

- законность;

- демократизм(характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

- гласность(означает открытость для общественности.

В зависимости от субъектов правотворчествоподразделяется на:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе про­ведения референдума;

2) правотворчество государственных органов;

3) правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, министра, например);

4) правотворчество органов местного самоуправления.

В 54.

Законодательный процесс и его особенности в РФ.Законодательный процесс – это главная составляющая часть правотворческого процесса. В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют че­тыре основных стадии законодательного процесса: законодательная ини­циатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и об­народование закона. Каждая из них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолит­ный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику про­хождения проекта закона с момента его зарождения и вплоть до его приня­тия и обнародования. Законодательная инициатива представляет собой, право внесения законопроектов в законода­тельное учреждение в со­ответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Следующая стадия законодательного процесса - обсуждение внесенно­го в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанно­го законопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное.. Важной стадией законодательного процесса является принятие и утверждение закона.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона..

В соответствии со ст. 107, ч. 2, Конституции Российской Федерации, Президент "в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его". Законы публикуются в официальных изданиях - "Рос­сийской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации". Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-право­вых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизион­ных передачах, научных изданиях.

В 55.

Систематизация нормативно-правовых актов- это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Инкорпорация - форма систематизации норм права путём объединения нормативного материала в определённом порядке без изменения его внутреннего содержания. Данная форма систематизации норм права может проводиться по различным критериям - по хронологии, по субъектам (органам) их принявших, по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.). Инкорпорация ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера (например, исправление типографских опечаток или синтаксических и грамматических ошибок в законодательном тексте, исключение правовых актов или их частей, формально отменённых последующим законодательством, опущение подписей под законодательными актами и т.п.). Инкорпорация позволяет не учитывать официально отменённые акты, опускать устаревшие преамбулы, исключать повторения актов и др.

Кодификация - форма систематизации норм права путём объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Кодификация является, по существу, законотворчеством, с той лишь разницей, что текущее законотворчество создаёт отдельные законодательные акты по тем или иным проблемам, кодификация же упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его.

Консолидация - объединение множества законодательных актов в единый укрупнённый акт. .Данный вид систематизации норм права не имеет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

В 56.

Специализация и унификация российского законодательства.Специализация заключается в том, что нормативные акты и правовые установления, регламентируя многообразные стороны общественной жизни, в результате «разделения труда» между ними предопределяют дифференциацию законодательства на различные отрасли. Она - итог выполнения юридическими предписаниями различных нагрузок в регулировании обособившихся групп общественных отношений. Существуют различные формы её проявления: дифференциация, конкретизация, детализация. И чем множественнее предмет правового регулирования, тем разнообразнее отраслевая классификация законодательства. Происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала в зависимости от выполняемых функций. В последнее время в системе российского законодательства, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей: о здравоохранении, страховании, банковской системе и др. В стадии становления находится налоговое, космическое право. Все эти отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеральных отношений России, отразили интересы и своеобразие правового статуса их субъектов. В нормативных актах данных отраслей учтены многие общие тенденции социально-экономического развития нашей страны на современном этапе.

Позитивный характер процесса специализации законодательства можно обозначить следующими основными параметрами: 1/ позволяет охватить правовым воздействием широкий спектр разнообразных общественных отношений; 2/ ведёт к устранению пробелов в праве; 3/ способствует логически правильному и более совершенному построению нормативно-правовых актов; 4/ придаёт гибкий, динамичный характер системе законодательства; 5/ создаёт предпосылки грамотной юридической квалификации в правоприменительном процессе.

Унификация законодательства- противоположная специализациитенденция, значение которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная разобщённость и несогласованность в правоприменении. К процессам сопутствующим унификации относятся: интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов.

В 57.

Юридическая техника и ее значение в правотворческом процессе.Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст право­вых актов, информационное воплощение юридических предписа­ний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой мате­риал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более по­нятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридичес­кой техники символизирует определенный уровень правовой куль­туры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (сло­весное выражение понятий, используемых при изложении содержа­ния правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определен­ного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

К техническим правилам относят:

1)ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2)сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретнос­ти с требуемой абстрактностью выражения соответствующих право­вых предписаний;

3)последовательнбсть в изложении юридической информации;

4)взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правово­го материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие офи­циальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организа­цию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

В 58.

Понятие и признаки правоотношения.Правоотношение – это общ-ое отн., урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие права и юр. обязанности.

Признаки: 1) это общ-ое отн. с двусторонней связью между социальными субъектами; 2) возникает на основе норм права; 3) это связь между лицами посредствам суб-х прав и обязонностей; 4) это волевое отношение; 5) возникает по поводу реального блага; 6) отн-я охраняемые и обеспечиваемые гос-ом.

Структура: -субъект -объект - содержание (суб. право и юр. обязанность).

В 59.

Состав (элементы) правоотношений, их виды.Объект правоотношения— это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступа­ют в юридические связи. Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

— согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

— согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть:

1)материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);

2)нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство,честь и т.п.);

3)продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);

4)результатами действий участников правоотношений (правоот­ношения, возникающие, например, на основе договора перевозки,
подряда на капитальное строительство и т.п.);

5)ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).

Субъекты правоотношения – это участники правовых отношений, обладающие юридическими правами и обязанностями и использующие свою праводееспособность. Индивидуальные (граждане, лица с двойным гражданством, без гражданства, иностранцы) и коллективные (гос-во в целом, госорганизации, негосударственные организации)

Содержание правоотношения (см. выше).

Виды правоотношений: 1. По предмету: конституц, администрат, уголовн, гражданск.; 2. По характеру: на материальные и процессуальные; 3. По функциям: регулятивные и охранительные. 4. По юридическгой обязанности: пассивные (осуществление запретов пассивных обязанностей: правоотношения собственности) и активные (осуществляют определенные положительные действия : правоотношения займа). 5. По составу участников: простые (купля-продажа) и сложные (отбывание уголовного наказания). 6. По продолжительности действия: кратковременные и долгосрочные. 7. По степени определенности сторон: относительные (конкретно определяют всех участников, то есть управомоченные и обязанные субъекты – покупатель-продавец, истец-ответчик), абсолютные (в них точно известна лишь управомоченная сторона – все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного), общие (вопрос дискуссионный).

В 60.

Субъекты правоотношений и их виды. Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми | государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношений- это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою право дееспособность. Виды субъектов права, участников правоотношений: физические (частные) лица и юриди­ческие лица.:коммерческие организации, преследующие и некоммерческие объ-динени.. Правоспособность: понятие, виды. Правоспособность означает установленную законом способность ли-\ца или организации быть носителем субъективных прав и юридических ^обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Наличие правоспособности | означает наличие юридической возможности

Наши рекомендации